Из материалов следственного дела Бухарина-60

Утреннее заседание 3 марта 1938 года.

Допрос подсудимого Иванова

 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:
Армвоенюрист В. В. Ульрих, Председатель Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР
СЕКРЕТАРЬ:
Военный юрист 1-го ранга А. А. Батнер

 
 
Комендант суда. Суд идет, прошу встать.
Председательствующий. Садитесь.
Заседание Военной Коллегии Верховного Суда СССР продолжается.
 
Переходим к допросу подсудимого Иванова.
Подсудимый Иванов, показания, которые вы давали на предварительном следствии о вашей антисоветской деятельности, подтверждаете?
Иванов. Целиком и полностью подтверждаю. Признаю себя ответственным и виновным в совершении тягчайших преступлений. Я был одним из активных работников группы правых, "право-троцкистского блока". За эти тягчайшие свои преступления я готов нести любую ответственность, которую советское правосудие найдет нужным на меня наложить, и принять все возможные и зависящие от меня меры, поскольку мои способности к этому позволят, чтобы разоблачить всю свою предательскую деятельность и вскрыть всю подлость, гнусность и измену всему Советскому Союзу, партии и народу, изменническую, предательскую деятельность "право-троцкистского блока" и группы правых.
Председательствующий. Вопросы у вас есть, товарищ Прокурор?
Вышинский. Подсудимый Иванов, вы признаете себя участником подпольной право-троцкистской антисоветской организации?
Иванов. Признаю себя активным участником.
Вышинский. Расскажите, при каких обстоятельствах и когда вы вступили в эту подпольную антисоветскую организацию.
Иванов. Может быть мне будет позволено дать некоторые критерии, что создало обстановку и толкнуло меня на этот путь?
Вышинский. Я об этом и спрашиваю.
Иванов. Первое мое грехопадение началось в 1911 году, когда я был учащимся тульской гимназии, в 8-м классе. Царской охранке удалось меня завербовать в качестве своего агента.
Вышинский. Как именно вас завербовали?
Иванов. Я был очень бузотерным элементом в гимназии, мне несколько раз грозило исключение из гимназии в 8-м, последнем, классе.
Вышинский. С каким именно учреждением вы были связаны как охранник, в каком городе?
Иванов. В городе Туле. Первое предательство я совершил следующим образом...
Вышинский. Я вас спрашиваю: с каким учреждением вы оказались связанным?
Иванов. С жандармским охранным управлением в городе Туле.
Вышинский. Значит, с губернским жандармским управлением в Туле?
Иванов. Да, в самом городе Туле.
Вышинский. В чем выразилась ваша работа и деятельность как агента охранки?
Иванов. В Туле я был участником большой заварухи, которая была у нас в 8-м классе и которая привела к удалению учительницы немецкого языка, очень ненавистной гимназистам. Я тоже был одним из активных участников этого удаления. Я выдал группу участников, которые организовали это дело, - некоего Фромерда и Юдина.
Вышинский. А далее?
Иванов. Потом, перед поступлением в Московский университет и отъездом в Москву, я порвал связь с охранкой. Месяца за два-три до отъезда в Москву я уже не имел с нею сношения. В 1912 году я поступил в Московский университет. В университете в 1913 году я принимал участие в одной из забастовок. Меня из университета исключают;
исключили тогда большую массу студентов. В Москве меня вновь связывает с собой охранное отделение.
Вышинский. В Туле вы с кем были персонально связаны?
Иванов. С ротмистром Маматказиным.
Вышинский. В течение какого времени вы были в Туле агентом охранного отделения?
Иванов. В конце 1911 года я был завербован, и приблизительно в июне-июле 1912 года у меня порвалась связь...
Вышинский. Я хочу выяснить обстоятельства самой этой связи. Значит, в Туле вы были связаны с ротмистром Маматказиным как агент тульского жандармского управления. У вас была конспиративная кличка?
Иванов. Была: "Самарин".
Вышинский. У вас был шпиковский номер?
Иванов. Был: 163.
Вышинский. Вы получали вознаграждение за свою работу?
Иванов. Получал вознаграждение и в Москве, и в Туле.
Вышинский. Значит, вы были платным...?
Иванов. Платным агентом царской охранки.
Вышинский. Это начало вашей политической деятельности?
Иванов. Это позорная полоса в моей жизни.

Продолжение следует ….


Рецензии