Из материалов следственного дела Бухарина-61

Утреннее заседание 3 марта 1938 года.

Допрос подсудимого Иванова

 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:
Армвоенюрист В. В. Ульрих, Председатель Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР
СЕКРЕТАРЬ:
Военный юрист 1-го ранга А. А. Батнер


Вышинский. Затем вы приезжаете в Москву, поступаете в Московский университет в 1912 году.
Иванов. Да.
Вышинский. Никаких неприятностей в связи с забастовкой у вас не было? Вы их ликвидировали своим предательством?
Иванов. Да.
Вышинский. Вы приезжаете в Москву, поступаете в Московский университет в 1912 году?
Иванов. Да.
Вышинский. На какой факультет?
Иванов. На медицинский.
Вышинский. Вы приезжаете в Москву и не привезли ли с собой связь с охранкой?
Иванов. Нет, эти связи у меня порвались.
Вышинский. В чем выразился разрыв ваших связей?
Иванов. Месяца за два до отъезда в Москву я не явился туда и меня больше не тревожили. Я не пошел на очередное свидание...
Вышинский. И вас не трогали?
Иванов. И меня не трогали.
Вышинский. Не то, что вы порвали эту связь, заявив, что не желаете работать?
Иванов. Нет, я просто не пошел, и меня не трогали.
Вышинский. А если бы вас тронули?
Иванов. А если бы меня тронули так, как было дальше, когда мне все время угрожали тем, что разоблачат, я наверняка пошел бы.
Вышинский. Как это и случилось...
Иванов. Как это и случилось в 1913 году в Москве.
Вышинский. Таким образом, можно говорить не о разрыве ваших связей, а о временной приостановке вашей провокаторской деятельности по обстоятельствам, не вполне зависящим от вас.
Иванов. Правильно.
Вышинский. В 1913 году вы ведете активную работу в охранке.
Иванов. Да.
Вышинский. В Москве?
Иванов. Да.
Вышинский. С кем вы связываетесь?
Иванов. С ротмистром Грязновым и подполковником Колоколовым.
Вышинский. В чем выражалась ваша провокаторская работа?
Иванов. Я информировал о революционном движении в студенческих организациях, информировал об отдельных товарищах, которые вели революционную работу. Так, например, по тульскому землячеству я выдал революционеров Северного и Поморова. В 1916 году я выдал Каплуна - одного из активнейших участников революционной работы на медицинском факультете.
Вышинский. Кто этот Каплун?
Иванов. Он, по-моему, сейчас профессор по вопросам охраны труда.
Вышинский. Профессор социальной гигиены Московского университета?
Иванов. Не знаю, он работал, главным образом, в советских учреждениях, ученое звание он получил.
Вышинский. В то время он был студентом?
Иванов. Да, студентом последнего курса и одним из активнейших участников революционной работы. Он возглавлял наш старостат.
Вышинский. При каких обстоятельствах вы его выдали?
Иванов. Я точно не помню, было это в 1915 или 1916 году. Меня вызвал подполковник Колоколов и потребовал информацию о Каплуне, который был известен своей революционной деятельностью на медицинском факультете. С этого времени я и начал свою информацию. В 1916 году по инициативе Каплуна созывается собрание представителей студенческих организаций в связи с нарастанием революционной волны. Это нелегальное собрание я выдаю и тогда же выдаю Каплуна. Остаюсь у него ночевать и пытаюсь его сагитировать на то, чтобы он не уничтожал революционную литературу, так как я знал, что он этой же ночью должен быть арестован. Каплун оказался гораздо умнее меня и предупредительнее по отношению к охранке и литературу эту уничтожил еще до собрания. Арестован он был, но прямых улик, в частности революционной литературы, охранке найти не удалось, и Каплун после месяца отсидки был освобожден.
Потом я информировал о деятельности большевистской организации в Коммерческом институте. У меня там была связь с руководителем тамошних большевиков Тером.
Вышинский. Стало быть, вы проникли и туда?
Иванов. Да, я был связан с большевистской организацией этого института, и передо мной была поставлена задача проникнуть туда и давать информацию.
Вышинский. Кем была поставлена такая задача?
Иванов. Подполковником Колоколовым.
Вышинский. Какую же информацию вы давали об этой организации?
Иванов. Я информировал о революционных настроениях, о том, кто является наиболее инициативными, активными людьми. Потом предупредил об одном собрании студентов с рабочими. На этом собрании должны были взять Тера, но он ухитрился выпрыгнуть в окно.
Вышинский. Из среды участников этой большевистской группы вы тоже выдали охранке некоторых лиц?
Иванов. Одного Тера выдал, но ему удалось ускользнуть.
Вышинский. У вас были еще какие-нибудь акты предательской работы в этот период времени?
Иванов. По-моему, это все.
Вышинский. Сколько времени вы состояли агентом московской охранки?
Иванов. С 1913 года по конец 1916 года.
Вышинский. Получали вознаграждение?
Иванов. Да, получал.
Вышинский. Какое же вознаграждение вы получали?
Иванов. В тульской охранке получал сначала 15, потом 20 рублей.
Вышинский. А в московской охранке?
Иванов. Получал сначала 30-40 рублей, а затем дошел до 60- 75 рублей. В процессе улучшения качества моей работы моя ставка подымалась.
Вышинский. До конца 1916 года вы были связаны с московской охранкой. А с конца 1916 года?
Иванов. С конца 1916 года я порвал с охранкой.
Вышинский. Как в Туле порвали?
Иванов. Нет, я порвал решительно и для себя решил в случае нужды даже уйти из университета и скрыться.
Вышинский. Чем объясняется это ваше решение?
Иванов. Я вырос в таких условиях, так был связан с интересами революции и рабочего класса...
Вышинский. Как были связаны? Вы были связаны в обратном направлении.
Иванов. Когда я рос...
Вышинский. Вы в 8-м классе гимназии становитесь провокатором. В момент своего роста вы - провокатор.
Иванов. Да.
Вышинский. В 19 лет - провокатор.
Иванов. Да.
Вышинский. В 20 лет вы - провокатор.
Иванов. Да.


Продолжение следует ….


Рецензии