Из материалов следственного дела Бухарина-62

Утреннее заседание 3 марта 1938 года.

Допрос подсудимого Иванова

 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:
Армвоенюрист В. В. Ульрих, Председатель Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР
СЕКРЕТАРЬ:
Военный юрист 1-го ранга А. А. Батнер

Вышинский. Весь рост ваш был в провокаторстве.
Иванов. Вы меня не поняли...
Вышинский. Я спрашиваю вас, почему вы в конце 1916 года решили порвать с охранкой?
Иванов. Меня это тяготило, с одной стороны, а с другой стороны, подымающаяся революционная волна и перспективы победы рабочего класса меня страшили, я боялся, что когда победит рабочий класс, документы охранки могут попасть в руки революционных организаций, и я буду разоблачен как провокатор.
Вышинский. Вот это другое дело. Вы просто испугались расплаты?
Иванов. Правильно.
Вышинский. Тогда причем здесь то, что вы были связаны с революционным движением?
Иванов. Нет, я не говорил, что с революционным движением.
Вышинский. Вы говорили о вашем революционном воспитании. Воспитание у вас совершенно определенное. Начали вы свое политическое воспитание под руководством ротмистра тульской охранки Маматказина, а закончили - под руководством Бухарина и Рыкова. Так я вас понимаю?
Иванов. Правильно.
Вышинский. Вот это ваше политическое воспитание. Когда вы проникли в большевистскую партию?
Иванов. В 1915 году.
Вышинский. При каких обстоятельствах? По личному побуждению?
Иванов. Было указание от подполковника Колоколова о том, чтобы я вступил в большевистскую партию.
Вышинский. Значит, вы вступили в партию по указанию подполковника московской охранки Колоколова?
Иванов.Да.
Вышинский. Это было служебное поручение?
Иванов. Никаких сомнений в этом нет.
Вышинский. В каких целях?
Иванов. В целях возможно более глубокого освещения деятельности большевистской организации.
Вышинский. С провокаторскими целями?
Иванов. Да, с провокаторскими целями.
Вышинский. Как вы считали свой партийный стаж?
Иванов. В анкетах я писал, что я член партии с 1915 года.
Вышинский. А о том, что вы вступили в партию по поручению подполковника Колоколова, это, конечно, вы оставляли при себе?
Иванов. Этого я никому не рассказывал.
Вышинский. До какого момента?
Иванов. До момента моего ареста.
Вышинский. Скажите пожалуйста, вы имели связь с группой "левых коммунистов"?
Иванов. Да.
Вышинский. А кто вас вовлек в эту группу?
Иванов. Здесь никто меня не привлекал, по сути дела, потому что самое мое грехопадение и страх, что я могу быть разоблачен при Советской власти, меня толкали и гнали в стан врагов, и я, как ворон, летящий по запаху на падаль, вливаюсь во всякие враждебные группы, которые борются с Советской властью, потому что я рассчитывал, что тогда при реставрации власти буржуазии я не буду разоблачен.
Вышинский. Когда вы примкнули к "левым коммунистам"?
Иванов. В конце 1917 или в начале 1918 года.
Вышинский. Значит, вы примкнули к этой группе, как враг, который рассчитывал, что с этой группой вам удастся свалить Советскую власть?
Иванов. Да.
Вышинский. И это вы объясняете тем, что этим путем вы рассчитывали легализоваться?
Иванов. Да.
Вышинский. Значит, вы действовали, как враг Советской власти?
Иванов. Да.
Вышинский. А "левые коммунисты" для вас были наиболее подходящей группой?
Иванов. Да, они боролись с Советской властью, с партией.
Вышинский. Провокационными методами. И вам это было как раз по нутру?
Иванов. У "левых коммунистов" я находил то, что мне было нужно, как врагу Советской власти и рабочего класса.
Вышинский. То есть, конкретно, что вы находили в группе "левых коммунистов"?
Иванов. Возможность борьбы с Советской властью и партией.
Вышинский. Возможность борьбы с революцией, борьбы с рабочим классом? Значит, если остановиться на этом периоде, то можно сказать, что, начиная с 1911 года и до тысяча девятьсот, по крайней мере, восемнадцатого года, вы ведете борьбу с рабочим классом?
Иванов. И предаю, и веду борьбу.
Вышинский. Вы тогда с Бухариным были связаны?
Продолжение следует ….


Рецензии