Из материалов следственного дела Бухарина-63

Утреннее заседание 3 марта 1938 года.

Допрос подсудимого Иванова

 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:
Армвоенюрист В. В. Ульрих, Председатель Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР
СЕКРЕТАРЬ:
Военный юрист 1-го ранга А. А. Батнер


Иванов. Мы были на нескольких совещаниях, потом Бухарин однажды поставил передо мною вопрос о том, что в знак протеста против партии и против линии Ленина нужно выйти из Коммунистической партии и организовать свою партию. Расчет был на то, что это может привести к распаду Коммунистической партии и победе "левых коммунистов". Но к этому времени вскрывается следующее. Я работал тогда партийным организатором в Басманном районе. Мне не удалось получить поддержку в партийной массе по линии "левых коммунистов". Масса шла целиком за Лениным. Мне было ясно, что вся работа "левых коммунистов" обречена на провал, на банкротство. Я тогда уезжаю на фронт.
Вышинский. Зачем?
Иванов. С тем, чтобы порвать с "левыми коммунистами".
Вышинский. Зачем же на фронт уезжаете?
Иванов. На фронт я уехал... (пауза). Здесь у меня были некоторые колебания, и потом я думал, что подальше от глаз я буду менее заметен и меньше опасности разоблачения как бывшего провокатора.
Вышинский. Опять спасаясь от опасности разоблачения, а не для того, чтобы защищать советский строй?
Иванов. Нет, нет.
Вышинский. Я этим интересуюсь. Что же вы потом делали?
Иванов. Потом я встретился с Бухариным на Х съезде партии, где у нас с Бухариным был следующий разговор. Он поставил вопрос о том, что у меня, мол, с Лениным расхождения по коренным вопросам; я сейчас занят подготовкой своих кадров, которые готовы были бы по первому моему, Бухарина, зову выступить против Ленина. Это, по-моему, было преддверие к созданию "школки" Бухарина.
Вышинский. Как Бухарин рассчитывал выступать против Ленина? В каких формах он готовил выступление?
Иванов. Он был довольно резко настроен. Он просто ждал подходящего момента. Он хотел иметь свои кадры.
Вышинский. Для чего?
Иванов. Для того, чтобы устранить Ленина.
Вышинский. Как устранить?
Иванов. Вплоть до физических методов.
Вышинский. А вы говорите о "школке". Хорошая "школка"!
Иванов. Она известна в партии как "школка" "левых коммунистов".
Вышинский. А в действительности это не "школка", а банда, которую создал Бухарин. Продолжайте свои объяснения.
Иванов. Я говорил здесь о бухаринской "школке", как известной уже по терминологии.
Вышинский. А в действительности это не "школка, а банда. Значит, у вас с Бухариным старые знакомства?
Иванов. Они у нас и не прерывались до момента ареста.
Вышинский. Меня интересует вопрос, старые знакомства или не старые знакомства у вас с Бухариным?
Иванов. Старые.
Вышинский. По группе "левых коммунистов", по заговорщическим планам, по 1918 году. Так я вас понимаю?
Иванов. Так.
Вышинский. Продолжайте свои объяснения.
Иванов. Интересен был разговор с Бухариным в 1926 году. Он прямо говорил, что нужно готовиться к борьбе в открытом бою с партией. Имейте в виду следующее, что мы выступаем и своими выступлениями даем программу для консолидации всех недовольных элементов внутри страны. Но это, говорит, не основное и не главное, а главное в нашей работе - работать в подполье по собиранию кадров, по завлечению в наши сети наиболее влиятельных членов партии. К этому времени очень резко уже складывается озлобление против руководства партии.
Вышинский. Дальше.
Иванов. В 1928 г. я еду на Северный Кавказ вторым секретарем. Тут Бухарин ставит вопрос о том, чтобы я на Северном Кавказе создал группу правых. Причем он и говорит о том, что Северный Кавказ в нашей борьбе с партией и Советской властью имеет очень большое значение. Мы, говорит, должны возглавить соответствующее крестьянское движение, особенно казачество, движение против Советской власти. Нашей задачей является - Северный Кавказ превратить в русскую Вандею. Вы знаете, говорит он, что сейчас капитализм вступил в новую фазу своего развития, и на этой стадии капитализм показывает довольно высокие элементы организованности и плановости. Капитализм, говорит, обнаруживает новые свежие силы, которые выражаются в прогрессе техники, означающем, по сути дела, техническую революцию и как бы омоложение капитализма. И что, в соответствии с этим, должен быть нами пересмотрен вопрос о противоречиях, о классах, о борьбе классов и так далее. В Маркса нужно внести коренные поправки. Постановка вопроса Маркса о пролетарских революциях сегодня не годится. Учение Ленина и Сталина об эпохе империализма, как об эпохе пролетарских революций, представляет из себя, говорит, вреднейшую утопию. Это, по сути дела, наша исходная позиция, которая нас приводит к фашизму. Тут я вынужден забежать немного вперед. К этому вопросу мы с Бухариным несколько раз возвращались, потому что у меня не совсем в голове это укладывалось, потому что наружу перли противоречия в капиталистическом обществе. Я Бухарину и приводил те факты, которые ясны были бы сейчас какому-нибудь ученику 3-го класса нашей десятилетки. Я ему указывал на обострения между капиталистическими государствами в борьбе за передележку рынков (захват Абиссинии Италией, захват Японией Манчжурии), я ему указывал на кризис 1930 года, я ему указывал на рост безработицы. Потом я ему, в конце концов, указал: смотрите, фашизм, по сути дела, вырос на резком обострении, классовом обострении в капиталистическом обществе. Неужели именно такое обострение оголтелой кровавой буржуазии и нужно для того, чтобы капитализм вышел как-нибудь из обострения капиталистического общества.
Бухарин заявил - вы как следует не продумали этого вопроса. Фашизм, - говорил Бухарин, - соответствует новейшим тенденциям в развитии капитализма.
Мы пришли прямо к фашизму.
Вышинский. Практически, что вам предлагал Бухарин?
Иванов. Практически Бухарин предложил создать группу правых. Я ее создал. Он предложил связать с враждебными элементами. Я эту работу тоже провел. Мы связались с казацким кулачеством, со злобными элементами эмигрантов и все подготовили для того, чтобы обеспечить кулацкое восстание на Северном Кавказе.
Вышинский. Значит, вы предприняли целый ряд практических мер в этом направлении?
Иванов. Да.
Вышинский. По прямому указанию Бухарина?
Иванов. Да.
Вышинский. Продолжайте дальше.
Иванов. Наибольший интерес представляет моя предательская работа в Северном крае.
Вышинский. Когда вас отправили в Северный край?
Иванов. В 1931 году. С Кавказа я переехал секретарем Северного крайкома. В 1931 году, 1-2 апреля.
Вышинский. Этими указаниями Бухарина, о которых вы сейчас говорили, вы руководствовались и в последующие годы?
Иванов. Да.
Вышинский. В качестве общей установки?
Иванов. Да. Работу в Северном крае нужно разделить на два периода. Один период-1931-1932 годы, второй период - 1934 год.
Вышинский. В чем разница?
Иванов. В 1931-1932 годах у правых вопрос о захвате власти считался предрешенным. Так, по крайней мере, мы считали.
Вышинский. Что значит предрешенным?
Иванов. Я сейчас скажу. У нас было следующее. Трудности роста, которые переживала страна, мы принимали за кризис социалистического хозяйства, озлобление кулачества мы принимали за рост недовольства крестьянских масс и на основе этого считали, что обстановка благоприятствует для захвата власти. Бухарин прямо ставил вопрос о том, что власть прямо прет в руки.
Вышинский. Прямо прет в руки?
Иванов. Да, прямо прет в руки.
Вышинский. Только, значит, раскрывай ворота?
Иванов. Вроде этого.
Вышинский. А как же он, Бухарин, мыслил себе захват власти, если она сама прет в руки. Можно сидеть сложа руки?
Иванов. Когда я уезжал в Северный край и от Бухарина получил задание организовать...
Вышинский. Вы ответьте на мой вопрос, если можете. Вы говорите, что у Бухарина была концепция, что власть прет прямо в руки. Я спрашиваю, какие-нибудь меры предпринимал Бухарин и его сообщники для того, чтобы обеспечить успех этого процесса, когда власть прет в руки?
Иванов. Я говорил, что на Кавказе, в частности мы, правые, организовали кулацкие элементы для восстания внутри страны. Это же делали и в других местах.


Продолжение следует ….


Рецензии