Из материалов следственного дела Бухарина-64

Утреннее заседание 3 марта 1938 года.

Допрос подсудимого Иванова

 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:
Армвоенюрист В. В. Ульрих, Председатель Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР
СЕКРЕТАРЬ:
Военный юрист 1-го ранга А. А. Батнер

Вышинский. Но здесь не решает вопрос Северный Кавказ. Я спрашиваю, какие были даны установки Бухариным в связи с этим его прогнозом, как вы видите, весьма ошибочным для Бухарина; какая у него была практическая программа?
Иванов. Практическая программа его была - подготовить восстание.
Вышинский. Об этом я вас и спрашиваю, была ли такая установка или разговоры были?
Иванов. Нет, была установка. Когда я был на Северном Кавказе. тогда была ориентировка. Когда я поехал в Северный край, была дана установка готовить вооруженное восстание.
Вышинский. Это вытекало из задачи захвата власти?
Иванов. Это вытекало из задач захвата власти и свержения Советской власти.
Вышинский. Ставился ли тогда вопрос Бухариным, Рыковым о захвате власти?
Иванов. О захвате власти до 1931 года ставился вопрос.
Вышинский. И вам в этой связи было дано конкретное задание организовать повстанческие отряды на Северном Кавказе?
Иванов. Да, организовать повстанческие отряды на Северном Кавказе и потом в Северном крае.
Вышинский. Это было в 1931 году?
Иванов. Да, это было в 1931 году. Но информацию о том, что создан руководящий центр, я получил от Бухарина в 1928 году, что создан центр в составе Бухарина, Томского и Рыкова, а в 1929 году он меня информировал, что установился блок между троцкистами, зиновьевцами и правыми.
Вышинский. В каком году?
Иванов. В 1929 году. Я развертываю очень активную работу в Северном крае и создаю группу правых. В 1934 году, когда победа партии и рост социалистического хозяйства необычайно укрепили влияние партии на массы, все это, естественно, стало для нас ощутимым, и когда мы увидели, что внутренних сил в самой стране нет для того, чтобы захватить власть, здесь стал вопрос по-иному, Бухарин поставил вопрос. Я забыл сказать, что в 1932 году меня Бухарин связал с Лобовым.
Вышинский. Сейчас меня не интересует, с кем Бухарин связал вас, меня интересует ваша связь с Бухариным, ваша связь с центром правых.
Иванов. В 1934 году я получил от Бухарина задание.
Вышинский. 1де вы в это время находились?
Иванов. Я находился в том же Северном крае до октября 1936 года.
Вышинский. В бытность вашу в Северном крае какое вы получили задание от Бухарина?
Иванов. Следующее - о том, что внутри страны у нас сил нет.
Вышинский. Я не спрашиваю вас о том, как он характеризовал положение.
Иванов. Без этого я не могу сформулировать, я прямо иду.
Вышинский. Я спрашиваю, какое задание давал Бухарин?
Иванов. Бухарин дал задание - силами правых организаций приступить к подготовке поражения Советской власти при интервенции, при войне с капиталистическими фашистскими государствами.
Вышинский. Вот теперь я слышу прямой ответ. Успеете еще рассказать то, что вы захотите, но сейчас я веду допрос и я ставлю те вопросы, которые интересуют суд. В 1934 году Бухарин дает установку на подготовку в благоприятных условиях поражения Советской власти, в случае нападения интервентов?
Иванов. Да, и рекомендует следующую систему мероприятий: во-первых, перейти к организации повстанческих групп так и таким образом, чтобы они могли во время войны перерезать коммуникационные связи в Северном крае, так как Архангельск и Северный край...
Вышинский. "Так как" мы не будем говорить - мы понимаем, для чего это должно было быть сделано. Нам интересно - что он вам предлагал организовать повстанческие отряды для борьбы с Советской властью.
Иванов. Да, развернуть повстанческие отряды, развернуть диверсионную и вредительскую работу и организовать террористические группы.
Вышинский. Все?
Иванов. Как будто.
Вышинский. Какие указания давал Бухарин насчет шпионажа?
Иванов. Он сказал о том, что Лобов специально организует это дело и он должен меня информировать о том, как это дело будет осуществляться. Он сказал: "вы должны резиденту, который будет там посажен, своей партийной организацией оказывать всемерную помощь с тем, чтобы обслуживать потребности английской разведки".
Вышинский. Значит, Бухарин вам давал наставления о том, как обслуживать английскую разведку?
Иванов. Да.
Вышинский. А вы выполняли эти наставления?
Иванов. Выполнял, обслуживал, направлял материал, получал указания через этого резидента. Причем эти указания, получаемые от английской разведки, целиком совпадали с теми директивами, которые я получал от центра правых.
Вышинский. Целиком совпадали? Так что вы иногда не различали, где действует центр правых, а где иностранная разведка?
Иванов. Да, здесь было полное совпадение.
Вышинский. Это не удивительно. А чем аргументировал Бухарин свое указание вам связаться с английской разведкой?
Иванов. Он говорил, что эта страна имеет очень большие интересы в Северном крае.
Вышинский. В каком крае?
Иванов. В Северном крае. Он говорил, что с этой страной у центра правых есть соглашение о помощи правым в свержении Советской власти и в удержании правыми захваченной власти, и что в этом соглашении предусматривается обеспечение интересов английских лесопромышленников лесным хозяйством Северного края. Бухарин ставил вопрос о том, что лесопильные заводы надо будет сдать в концессию англичанам, а новые лесопильные заводы, которые были построены при Советской власти, придется отдать в счет погашения царских долгов. Затем в 1934 году он поставил вопрос о том, что мы должны будем все-таки сегодня уже реально расплачиваться. Он сказал, что мы должны выдавать авансы английской буржуазии с тем, чтобы, с одной стороны, не потерять поддержку для себя, а с другой стороны,-- не потерять доверие. В соответствии с этими указаниями через Розенгольца и Лобова были осуществлены следующие мероприятия.
Лес наиболее высококачественный продавался по сниженным ценам. На этом Советскому государству нанесен ущерб в несколько миллионов рублей в валюте. Бухарин пояснил эту меру как аванс английской буржуазии за ту поддержку, которая ею обещана. Иначе, говорил он, нас не будут считать серьезными людьми и потеряют к нам доверие.
Вышинский. Кредит?
Иванов. Да.

Продолжение следует ….


Рецензии