И. С. Тургенев. Дворянское гнездо
Роман "Дворянское гнездо" - едва ли не лучшее произведение И. Тургенева. Как и многое другое у этого автора, он отличается гениальностью сюжета, композиции, образов.
Главная особенность романа - изображение и разделение в столкновении подлинных и неподлинных персонажей. Подлинность определяется по отношению к любви и правде. К подлинным персонажам относятся Лаврецкий, Лиза, Марфа Тимофеевна Пестова, Лемм, Михалевич, к неподлинным или фальшивым - Варвара Павловна Лаврецкая, Паншин, Марья Дмитриевна. Важнейший критерий подлинности - вера в Бога, религиозность, милостивость. Лиза как подлинное существо является жертвой неподлинности, что проявляется в кризисе её любви и загубленной в монастыре жизни. Подлинные персонажи в своей любви как бы стряхивают с себя шелуху неподлинности, но зараза лжи и фальши, идущая из Европы, символом которой является Лаврецкая, порабощает и губит подлинных, составляет их душевную болезнь, выражающуюся в безпутстве и хандре.
Лиза, прошедшая религиозную школу в детстве, но переданная в отрочестве француженке-воспитательнице, имеющая неподлинную мать, травму своего отношения к обществу, людям, миру оформляет в своем горе несчастной любви в неподлинную, исступленную, горькую веру в Бога.
Лаврецкий преображается любовью, становится правильным человеком, но, к сожалению, неподлинное отношение в обществе к любви и неверности, к жалости и доброте не позволяет ему развестись с изменницей Варварой и обрести счастье жизни с Лизой. Впрочем, вопрос, почему Лаврецкий не мог развестись с нелюбимой изменницей для того, чтобы жениться на Лизе, остаётся открытым. Проблема нагнетает возмущение общественным институтом церковного брака, искренняя вера в Бога у Тургенева сталкивается с помехами церковной традиции и общественной культуры отношений.
Вообще, дети эпохи Наполеона 1 оказываются в романе несчастными людьми, в чём Тургенев изображает истинное положение в русском обществе. Время написания романа (1856-1858 гг.) - период действия кьеркегоровой порчи на мире, и это чувство Тургенев гениально связывает с наследием Наполеона Бонапарта, с порчей Канта и Гегеля. Об этих трёх колдунах-антихристах мы писали в трёх отдельных работах. Несчастен и немец Лемм, родившийся и выросший в годы начала колдовства Канта, "продвигавшего" Бонапарта (1785).
Молодые люди, веселящиеся и готовящиеся к счастливой семейной жизни в финале романа - дети эпохи поражения Антихриста Наполеона в реальности, в духовности, в душевном строе, эпохи Александрова триумфа и Священного Союза. Это - здоровые люди, и их славит Тургенев, но повторим, что такое оптимистическое усилие писатель делает во время "тьмы", нашедшей на мир из Дании, Франции и Германии, и подобная "тьма" наблюдается автором в "прежних", но главных персонажах, она собственно и составляет содержание романа.
Любовь же, по живописанию Тургенева, имеет Божественное происхождение, как и уникальное искусство, но она гибнет, как живое и деятельное существование, под влиянием порчи, находящейся в мире. Эту мысль подчёркивает взаимоотношение Лаврецкого и Лемма на тему любви и подлинной музыки.
Внимания заслуживает образ Гедеоновского, этого чиновника-поповича, который всё время "врёт". Подлинный внутри, но живущий по неподлинным законам, он прячется за свою наигранность, в чём Тургенев правдиво определяет участь попов и поповичей в отношении к общественной и государственной жизни в России.
Михаил Аблаев. 24 сентября 2016 года.
Свидетельство о публикации №218080400629