Из записок-колодец

                Колодец.
                (Сормовский Затон)

     Основная часть Сормовских лугов (остров Пырский) еще в военные годы была распахана под земельные участки заводчан, куда от школы вела пыльная во все времена дорога. Луга эти ежегодно заливались, картошку и капусту сажали поздно, но урожаи были хорошие из-за наносного ила.  Дорога та пересекала небольшой посёлок- «Сормовский затон», где жили мои  сотоварищи, друзья- однокашники, где повсюду тусклыми гривенниками блестела рыбья чешуя, сушились на заборах перевёрнутые горшки и банки, рыбацкие сети и бредни, где совсем иначе светило рыжее солнце, где я чувствовал себя особенно беззаботно и легко. Вокруг посёлка буйно цвели огороды, издали похожие на зелёное лоскутное одеяло, а в маленьком болотце посреди посёлка мирно копошились утки и гуси, не ожидая своего часа.
      Достоинством каждой семьи здесь была деревянная лодка, сработанная доморощенными корабелами и служившая  с весны до осени средством укрепления бюджета,  не бесплатно перевозя  огородников и рыбаков  через рукав Затона. Лодки со стационарными моторами считались признаком достатка семьи, но уже у кого-то имелись и подвесные пятисильные  моторы «Стрела» и только входившие в моду десятисильные - «Москва».
     Весной из посёлка или просто из Сормова через заводскую лесопилку можно было свободно, без всякого пропуска, пройти к Волге и расположившись на плотах  на донную удочку поймать стерлядку, чем – то похожую на лису.
      Через посёлок мы ходили удить рыбу, купаться или просто побродить по лугам, собирая щавель, дикий лук,  «столбунцы»  и «косматки».
      В чистой воде Сормовского затона водились окунь, сорога, ёрш, щука, язь, судак, из Волги  заходила чехонь, а заядлый рыбак с нашего двора, пенсионер- дядя Cаша ,однажды выволок огромного линя…
    Осенью,  когда над опустевшими огородами плыли липкие паутинки,после школьных уроков  в зарослях конопли мы чапками  ловили чечёток, жгли костры, пекарили картошку и отливали свинцовые пугачи, вырезая формы прямо в земле. Тогда же я узнал, что синички бывают четырёх видов: московка,  лазурик,  попик(гайка)  и просто синица..
      Но главной достопримечательностью Затона, нам казалось, был колодец. Он стоял у дороги на бойком месте, где в прохладном гулком сарайчике под замшелой крышей можно было вдоволь, набегавшись по лугам, напиться чистой, ледяной водицы,  предварительно покрутив отполированную многими ладонями тяжёлую рукоять,  очень похожую на заводилку от авто…
       Шли годы. Ширился, процветая  Сормовский завод. Посёлок  «Сормовский затон» подлежал сносу, и на его место метились корпус по производству стиральных машин  «Волна», мощные современные  цехи. Потихоньку бараки поселка вытеснялись котлованами, намывкой  речного песка, большим строительством.
      Как-то раз, в классе одному из нас  предложили аквариумных рыбок по причине внезапного отъезда с переселением из Затона. И однажды, синим зимним вечером, после занятий второй школьной смены,  несколько ребят из нашего двора и я направились в посёлок. Быстро нашли искомый барак,  один из нас зашёл внутрь и вскоре вернулся, осторожно неся за пазухой в литровой банке множество красивой рыбьей мелочи.  Во дворе рыбья стая была разделена на части по банкам и стаканам. Так, некоторые из нас по воле случая и по сей  день держат по нескольку аквариумов…
     Посёлок тот давно снесли, колодец зарыли, и редко-редко память возвращает меня к моим друзьям  в то далёкое деревянное государство…


Рецензии