Агды

  В тунгусском пантеоне бог Агды не самый главный. Непредсказуемый и своенравный. он ведает громом и молниями, всем, что гремит и сверкает в тайге. Сто лет назад по поверьям, он в своем челне проплыл над Подкаменной Тунгуской. Эвенки это помнят.

  Верхнеангарский хребет. Я нахожусь в самом сердце его владений. Верхняя часть долины Огдында-Маскит - "Реки, где властвует бог Агды". Троговая долина, вокруг горные шпили и отвесные стены. Здесь постоянно что-то сверкает, сыплется и гремит. А в самом верховье расположен ледник и обширные поля снега. В прошлом году, когда я остановился здесь на ночевку, напротив сполз целый участок склона, по которому я как раз мысленно прокладывал путь на завтра. Всю ночь с ближайшей стены сыпались камни и, высекая искры, катились вниз по осыпи. В этот раз ночь прошла спокойно. Ночью к палатке приходил медведь, но я его прогнал. Ранним утром, когда осматривал следы, увидел рядом с палаткой  физиономию бога Агды на скале высотой в 2 человеческих роста. По преданиям, он может менять облик. Кто-то видит птицу с медвежьей головой, кто-то старика в челне, кто-то вообще нечто корявое. А мне он показался в таком виде.

  Что подарить богу-пироману? Пустой газовый баллончик отправляется в щель под скалу. Как выяснилось позже, подарок не подошел. Агды хотел совсем другого.

  Чтобы попасть на ледник, я переваливаю через высокий отрог и спускаюсь по крутому каменистому склону перевала. Весь склон - это глыбовая осыпь, очень неустойчива и подвижная. Поэтому спускаюсь очень медленно и осторожно, лицом к склону, слегка смещаясь в сторону озера, которое находится ниже ледника. Пройдена уже треть склона, вдруг каменная глыба, за которую я взялся рукой, начинает поворачиваться. Инстинктивно пытаюсь её удержать, но там четыре моих веса. Первый оборот делаю вместе с глыбой. Соседние камни в это время тоже приходят в движение. Отпускаю камень и стараюсь вытолкнуть себя на поверхность. Распихиваю камни вокруг себя. Если окажешься погребенным - самому не выбраться. Вся каменная масса, увлекая меня, движется вниз. Похоже на человека, влекомого снежной лавиной. Пока удается держаться на поверхности. Наконец основная масса камней останавливается. Последний кувырок лицом вперед делаю уже сознательно, чтобы погасить скорость. Никогда не думал, что по каменным глыбам можно так кувыркаться с большим рюкзаком.

  Лежу между камней разбитой куклой. Жду, когда осядет пыль. Тестирую повреждения. На голове ссадина и пара царапин. Правое плечо - там надувается большой синяк. Помята левая нога - сильный ушиб бедра выше колена, глубокие царапины на голени и сильное сдавление пятки. В эту область пришелся боковой удар, но кость от раздробления спас каблук. Еще жирный бок, где раньше была талия, покрывается чем-то липким, но это просто ссадина. По большому счету все цело, обошлось без переломов. Несказанно повезло.

  Выкручиваюсь из лямок рюкзака. Ему тоже досталось. Разбита молния, на карманах дыры. Пока просто сажусь, встать даже не пробую. Адреналин зашкаливает. Это круче прыжков с парашютом, круче, чем падать в облако, когда не видно земли, круче, чем прыгать на лес. Напротив меня во всей красе раскинулся ледник. Внизу на 300 метров ниже горное озеро. На берегу замечательная зеленая поляна под палатку. Светит яркое солнце. А я знакомлюсь с характером Агды.

  Продолжаю осторожно спускаться. Прошел час. Я на той самой поляне. Правда, от неё до озера оказалось ещё 60 метров крутой каменной осыпи. Туда идти не стоит. Выбираю ровную ложбину, затянутую травой, ставлю палатку. Беспокоит отсутствие воды. После такого приключения очень хочется пить. Иду, прихрамывая, к ближайшему снежнику. Вся талая вода уходит в трещины, она журчит глубоко под камнями и до неё не добраться. Прохожу с полкилометра и спускаюсь в основное русло.  Здесь тоже снежник и нет воды. Придется смириться и топить снег. Это долго, большой расход газа, грязная вода. Набиваю котел снегом, делаю небольшую лунку, из неё набираю немного талой воды. Надо же, такое прекрасное место для стоянки и безводье. Внизу блестит озеро. Пока топится снег, решаю сходить на ледник, установить измерительные приборы. Этот ледник ещё никем не описан и не исследован. Поднимаюсь по длинному снежному языку и сразу попадаю в фирновый бассейн. Середина июля, а вокруг на сотни метров снежное поле. Ниже 100 метров ледяного обрыва. На границе льда я в прошлом году установил тур. Он цел. Устанавливаю приборы. В это время из-за каменной стены цирка доносится рокот, над горами вырастает большая облачная башня близкой грозы. Сбегаю вниз, по снежнику спускаюсь к озеру и спешу к палатке. Ещё успеваю заправить суп до начала ливня.

 Видимо, я сильно посетовал на отсутствие воды. Бог Агды услышал мою просьбу и, как обычно, сделал по-своему. Пригнал сильнейшую грозу и решил утопить меня на горе. Вот уже полчаса барабанит ливень. Внутри под пологом висит водяная пыль. Крупные капли пробивают крышу экстремальной палатки. Такое я вижу впервые. Приходится накрывать вещи. Молнии бьют в скальные башни и стены кара. В короткий промежуток затишья выглядываю наружу. Туча уходит, на подходе следующая. Со стен свисают шлейфы водопадов. На моей террасе луж нет. Вся вода впитывается в грунт, а со склонов цирка её принимает снежник. Потоп мне не грозит. Снова барабанит дождь. Внутри палатки я открываю котел и начинаю прихлебывать суп. Неожиданно пол палатки начинает надуваться, как днище резиновой лодки , поддуваемой пылесосом. Сразу понимаю, что пришла вода, но откуда? В дежурных галошах выскакиваю наружу. Рядом с палаткой из какой-то дыры хлещет мутный поток. Он на глазах светлеет, и вот уже чистая питьевая вода наполняет ложбину. Первая мысль - сделать сток. Рву траву, расширяя каналы. Потом догадываюсь взять нож. Дно палатки способно выдерживать уровень воды сантиметров  в пять, но вода уже внутри. Быстро складываю на надувной коврик сумку с документами, камеру, спальный мешок и теплые вещи. Пуховка уже в воде, как и вся мелочь, любовно разложенная по карманам палатки.

  Ножом начинаю резать дерн. Дождь не перестает. Прокапываю второе русло, но вода прибывает. Мимо меня по каналу с грацией фрегата проплывает горный ботинок. Догоняю его и возвращаюсь к палатке. Воды уже по колено. Внутри плавает надувной коврик, на нем камера, документы, сухие вещи и почему-то стоит котел с супом. Придется переселяться.

  Вынимаю вещи из палатки. Вырастают две кучи. Одна из сухих, накрытая курткой, вторая, гораздо больше, из промокших. Пуховка и теплые штаны обтекают на камне. Ком из печенья, ком из конфет-леденцов. Струйка воды вытекает из пакета с изюмом. Всякая электронная мелочь тоже сочится водой. С ней разберусь позже. Остальные продукты в герметичной таре не пострадали. Спальник и сухая одежда есть. Примус работает. Ночь переживу. Выволакиваю палатку на склон. За ней, как якорь, запутавшись в оттяжках, тащится ледоруб. Выворачиваю наизнанку, выливаю несколько ведер воды. Вот и постирались. Для прикола две бутылки заполняю дождевой водой, теперь я не умру до утра от жажды. Снова ставлю палатку и до утра гоняю примус, подогревая чай.

  Утром, в 4 часа, выхожу на ледник. Лучший способ согреться в сырой одежде - это подниматься по крутому снежнику. Через полчаса мне уже тепло. Верхняя часть ледника тонет в тумане. Иду по вчерашним следам, они почти полностью смыты ливнем.Снимаю приборы, фиксирую показания. Дальше вниз. Есть 2 маршрута. Снова вверх под стены и спускаться по снежнику, или вниз к озеру вчерашним путем. Выбираю спуск к озеру. В это время наверху слышится грохот  обвала и приличный "чемодан", вздымая высокий фонтан снега, точно впечатывается в дорожку моих следов. Опять "шутки" Агды. Под скалы после дождя лучше не ходить.

  К обеду выглядывает солнце и за час удается просушить большую часть вещей. За оставшееся время я успеваю перейти к следующему леднику. Палатку ставлю на берегу озера на высоченном ригеле. За ригелем высится скальная башня, она почти отвесно обрывается вниз 700-метровой стеной. Под стеной многолетний снежник с ледяным основанием, прорезанный руслом селевого потока. Вечером размещаю на нем приборы. чтобы сравнить с показаниями на леднике. Вернувшись к палатке, обнаруживаю открытым карман на рюкзаке. Горные очки и компас на месте, а нож отсутствует. Видимо, выпал по дороге, когда ставил приборы или преодолевал ручей, текущий из-под снежника. Я особо не переживаю, всего-то 300 метров по открытой местности, подберу по дороге. Этот путь я прошел три раза, но ножа не нашел. Видимо, упал в ручей и был унесен потоком. Что ж, вот тебе, Агды, настоящий подарок.

  Потом я несколько дней обследовал кары и висячие долины. Никаких приключений, наладилась погода. Наступило время покидать интересную долину и возвращаться к людям. По пути к перевалу разогнал медвежью свадьбу, потом долго спускался по ягельникам и звериным тропам к руслу ручья Подкаменный. Здесь ещё год назад я присмотрел место для стоянки и теперь ставлю палатку. Рядом журчит ручей, вокруг цветет золотой корень, со склонов нависает стланник. Достаю штурмовой рюкзачок, открываю наружный карман, где у меня обычно лежат вязки. Вот это сюрприз! Агды наигрался и вернул нож! Никогда прежде я не клал его в этот карман и не меньше недели ходил с этим рюкзаком на радиальные выходы. А тучи у самых вершин начинают расходится. Из тумана появляются остроконечные пики и среди них на самом гребне сидит почти человеческая фигура 30-метрового каменного исполина.

 


Рецензии