Китайская тетрадь. Часть 84

Китай это не другая страна,
а другая планета

Решил вернуться к старым записям по прочитанным книгам. Первая из них «Китай. Правда или вымысел». Хоть они и сумбурную, но надо думать пригодятся. Запустил стиральную машину, а сам сел писать.
«Самый лесной район Китая — это Тайвань и Хайнань. Самые большие леса в Хэйлунцзяне. Плотность населения Китая — 138 чел. на кв. метр; Бангладеш — 1045; Япония — 336; Вьетнам — 254. Автор книги рекомендует держать с китайцами дистанцию, иначе сядут на шею и поедут.
Женская национальная одежда «ципао» — халат с высоким воротом и разрезом на бедре.

Язык — путунхуа (чжун вэнь или хань юй). Компьютер по-китайски - «дяньнао» - «электронный мозг». Автор привел пример фонетических сложностей. «Моя мама ругает моего коня», где «ма» - это мама, ругать и конь. Можно разобраться только благодаря иероглифам. В Японии иероглифы «кандзи» - это китайские знаки. Есть предположение, что слово Каган произошло от китайского Кэгуань («Великий правитель).
Арии предки славян. На юге Челябинской области открыта древняя культура «Аркаима» (3-4 тыс. лет до наш. Эры).. Звериный стиль индо-европейских народов от Микенской культуры (греков — ахейцев) 16-11 вв. д.н.э. и скифов.

 Утверждается,что первым народом исповедовавшим единое божество Тэнгри — были тюрки, наши ближние братья (Культ Неба). Красные ди (чи ди) в 1122 г. до Р.Х.) овладели Великим Китаем, дав ему династию Чжоу (1125-225 до н.э.). Похоже, что к этому имели отношение тохары (скифы). Усуни и динлины — народы скифского происхождения. У них (кочевников) был крайне развит жанр героического эпоса. У китайцев он практически отсутствовал. Китайцы не воины, а  земледельцы, ученые и чиновники. У японцев же воины всегда были в почете — лучшие из людей.
Согласно китайской хронике «Саньгочжи» (Троецарствие) у самого знаменитого героя Сун Цюаня — основателя царства У (227-280 г. н.э.) были светлые волосы, голубые глаза и рыжая борода.

Изумруд по-китайски — «цзумулюй», варвары «ху». Интересно, что фамилия Генерального секретаря КПК Ху Цзиньтао начиналась именно с этого иероглифа.
Чингисхан ранен и умер в 1227 году в войне с тангутами (Западное Ся) или Си Ся. Вал Чингисхана — Хэрэм (Хоромы, Храмы и Крым, очень похоже). Нынешнее простонародное выражение «хэрэ» тоже о чем-то говорит.  Горный хребет — тоже хэрэм. Востоковед Н.А. Невский прочитал тангутские иероглифы Хара-Хото. Согласно им ы 1380 году китайская армия  полководца Му-Ина вторглась в Монголию и разрушила Каракорум. В 1449 году монголы разгромили китайцев и даже взяли в плен императора. До 17-го века Китай вел оборону и достраивал Великую Стену. Тут и появилась третья сила -маньчжуры. В 1634 г. бежал в Тибет последний монгольский хан Лигдэн-хан. Всего их было — 32.

По утверждению автора Марко-Поло (1254-1324) не был в Китае:
- не упоминает ни одного китайского имени (персидские, тюркские, арабские);
- прожив 17 лет, не упоминает о чае;
- не упоминает китайские иероглифы;
- не говорит о бинтовании женщинами ног;
- рассказывает о львах, которых там нет;
- не упоминает Китайскую стену.
Похоже, что это компиляция (переписывание из персидско-арабских источников).
Марко ушел в странствие в 20 лет, а вернулся — в 40, женился, родил двух сыновей.         Император Чжу Ди умер в походе, в котором китайцы в 1442 году нанесли поражение урянхайским монголам.

Флотоводец Чжэн Хэ — колониализм не был свойственен китайцам. Тогда они уже понимали, что это не выгодно и опасно — брали мзду и старались дружить. Китайские корабли были плоскодонными и шли с попутным ветром и вдоль берегов.
В 1500 г. в Китае проживало 100 млн. чел или 23, 3 % населения земли.
Конфуцианство — крайний анти индивидуализм. Высшая цель — государство. Все люди — винтики. Мысль не вперед, а назад. Его цивилизация двигалась по кругу. Конфуций умер в 479 году д.н. э., а в1974 г. крестьяне, рывшие колодец, обнаружили захоронение Цинь Шихуана, а с ним 180 человек. Китайцы очень внимательны к своей старине. Мы же еще оторваны от своих корней. Все мечемся.

Еще раз обнаружил, что предки маньчжуров именовались «мохэ». Они родственники тунгусов (алтайские языки). Одно из чжурчжэньских племен называлось «маньчжу» (Нурхаци).
У нас в это время пришли Романовы, у китайцев — маньчжуры.
Якуб-бек — национальный герой тюрок.
Опиумные войны -англичане вывезли 56 млн. сер. долларов, а ввозили опиум. Еще в 1729 году император Юнчжэн запретил. Нация превращалась в наркоманов и чуть не погибла. Сейчас хотят убить Россию (Речь Даллеса в 1949 г.). Рекомендует почитать роман Клэнси «Медведь и дракон».

«Агрессор» Сунь Ятсен хотел в 1917 г. добить Россию. И такое было. Было и «Лаобукэподэ чжунсу уоюи». «Китай и СССР — дружба навек». За месяц войны с Вьетнамом Китай потерял 62 500 солдат.
По книге автор даосизма совсем не Лао-цзы, а Чжан Даолин (11 век), врач из провинции Сычуань. Ислам по-китайски «Цинчжэнцзяо» - вера «Чистая и истинная». Сунь Ятсен, Чан Кайши и Фэн Юйсян — христиане протестанты.
Эпоха Тан рухнула в 907 (Россия 1917 г).

Четыре великих изобретений - «Сыдафамин» - порох, бумага, компас, книгопечатание. Рикша — жэнь ли чэ. Основная пища — чжу ши( рис и мучные изделия); вспомогательные - «фу ши» (зелень, мясо и пр.).
Водка, которую в 80-х годах 14 века завезли в Россию генуэзские купцы производилась из виноградного вина путем дистиллирования и называлась аква вита (живая вода). На Востоке водка Арака- дословно «пот». Первое пиво в Китае  изготовили русские в Харбине, называлось оно «Хапи». Большой пивоваренный завод построили немцы на Циндао в 1903 году. Название нашего чая произошло от китайских «ча» - чай и «е» - лист. Сначала чай не заваривали, а варили и был он лекарственным средством.
Китаем является лидером в мире по золоту, олову, цинку, свинцу, по производству стали, угля, проката, цемента, химических удобрений, зерна, мяса, хлопка, морепродуктов и фруктов. 1999 год Россия — 1/5 ВПП Китая».

 Сегодня читаю книгу Парнова «Святыни Поднебесной». Слово «шивэй» - это такое племя, татарский род, можно прочитать и как «десять постов». Интересно, что почти все кочевые народы имели деление и назывались по количеству родов: «Девять родов» -  «Огузы», «Восемь родов» - «Найманы», «Семь родов» – Джетыогузы».
Название Поднебесной — Тянся. Хронология начала китайской истории ведется с времен Минойского Крита. Никто по настоящему не знает Китай — это бездонный море. По утверждению ученых, китайская грамота развивает правое полушарие, ответственное за эмоции и эстетику. Европейская грамота — левое ( логика, счет, аналитика). Культ ученых, как в Китае, не знала не одна страна. Там любой чиновник мог сочинять стихи и играть на музыкальных инструментах, рисовать пейзажи, владел словесностью. Процветала живопись бамбука («хуа чжу»). Была и другая «Шань-шуй» - пейзажи «Гор и воды».

Сыма Цянь утверждал, что сосна и кипарис лучшие из деревьев. Сосна, кедр, слива, камень — символы долголетия. В то время высшим комплиментом были слова: «Ваш дом пропах книгами».
Сыма Цянь жил в дохристовое время — 145-86 г.д.н.э. Его отец тоже был историком. Он продолжил труд Сыма Тяня. Сопровождал императора У Ди в поездке по стране («Ши Цзи»). Бань Гу тоже историк. Его труд «Цянь Ханьшу» - История старшей династии Хань от Лю Бана до Ван Мана.
Существовала жесткая централизация и жизнь была предельно расписана по правилам. Табель о рангах выстраивал всех от императора до проституток. Воля народа — воля Неба

В России, как и в Китае, государство довлело над человеком. Не исключено, что это возникло по причине влияния на них «дикого поля». Умные китайцы советуют «Иметь все в себе и не ждать что-нибудь из вне». При Мао говорили короче - «Опора на собственные силы». Было и по другому — связи с заграницей и в частности с Месопотамией существовали с 3-го века д.н.э. Торговали шелком, который использовался и как хирургические нити. Кангюй — Хорезм, Юечжи — Саки. На реке Или жили усуни.

Врачи советовали: « Меньше дум и меньше упреков. Боль тебя старит раньше времени». Дорога вдали от дома излюбленная тема поэтов. По мнению китайцев, люди произошли от паразитов на теле духа Паньгу, который сам вышел из шелковичного червяка. Людям Фуси подарил огонь, создал иероглифическое письмо
Женское божество Нюй-ва ( дракон с головой). Она лепила людей из лесса. Древние люди полагали, что наша земля покоится на спине черепахи, которая плавает в океане. Иероглифом «ди» обозначали душу умершего правителя. Говорят, что человек не умирает, умирает его время.

Вот что интересно,  у китайцев Владыка севера - вода. Дух воды ведал зимой. Дракон и стрела — мужское начало. «Мудрец не грустит, что люди не знают его, он грустит, что не знает людей». Главнее всего — вера и доверие.
При многих различиях, римляне, этруски, китайцы строили города по одним приемам. Пифагор в основу всего положил цифру  8, не зная о китайском «ба гуа» - системе триграмм.

Будда (Шакья-Муни) — отшельник из племени Шакьев. Нирвана означает угасание (успокоение) или благородное умолчание. Достигший просветления — выше богов. Ни Боги, ни сам Будда не могут спасти людей, только они сами сквозь ужас перерождений. Отсюда и вечная улыбка Будды,обращенная ко всем и ни к кому лично. Непротивление злу, прощение обид, блаженство в спокойствии. Священное число буддистов — 108: в порядке умножения одного на два,еще на два, потом три раза на три = 108.
Древний японский город — Нара определенно связан с киргизским Нарыном. И тот и другой имеют отношение к солнцу (Солнечные). Значит японцы не столько китайского происхождения, сколько тюркского. Отсюда и их воинственность. Нара- Тара — яп. Ротара (Ротари). Символ буддисткой богини Тара — белый лотос.
Ленты с заклинаниями привязывали к деревьям, чтобы их читал ветер и влиял на невидимый мир. Далай-лама — это Океан мудрости. Не зря и Чингис-хан назвал себя Ханом океана. По утверждению буддистов, «Совершенный путь не труден, нужно только избегать выбора» (Дзэн). Как тут не вспомнить уважаемого писателя!

Варвары — это лицом люди, но духом звери. Нет у них ни чувства долга, ни правил поведения. 14-й лама родился в 1935 году, в год деревянной свиньи. Он считал, что первые социалисты — это тибетские цари. Они каждому давали равную долю богатств. 17 марта 1953 года Лама бежал в Индию. С ним 100 тыс. беженцев. Панчен лама X (1938) свыше 10 лет провел в специальной коммуне по перевоспитанию, в. 1978 г. был реабилитирован.
Чингисхан, родившийся по некоторым данным в 1155 году, в год свиньи, начал поход на Запад в год Зайца. В Самарканде с ним 16 мая 1221 г. встречался мудрец-даос Чан Чунь. Разговор шел о лекарствах и вечной жизни. Что сказал мудрец? «Сокровище в глубине души человеческой. Тайну знает лишь тот, кто свободен от  страстей». Как известно, кончил жизнь Чингисхан 30 августа 1227 года в год Свиньи. Бывшая столица Золотой Орды Сарай  располагалась недалеко от нынешнего  Саратова. У них мудреца называли Сэчэн (Сеченов).  Настоящая столица всех монголов Кара-корум (Черные обломки). По-монгольски это Хара -курэм, по-китайски — Хэла Хэ-линь (Харахорин). Курэм   (обломки) может иметь отношение к Крым.

Еще я записал, что Великий канал в Китае (Да Юаньхэ) длинной 180 км — самый длинный искусственный водоем в мире. Он протянулся от Ханчжоу до Пекина. Интересен еще один факт. Только при Хубилае в Китае стали разводить крупный рогатый скот и лошадей. Лошадь происходит из Центральной Азии и одомашнена 4000-2500 лет тому назад в степях к востоку от Днепра арийским (индоевропейским) населением. Именно арии три тысячи лет д.н.э. Принесли в Китай много нового и лошадь. С того времени подкова над дверью — на счастье.
«Древний китайский иероглиф «У» изображал волка, «Си» - раба из военнопленных, «Ли» - плуг. Государственные люди «Го жэнь». В 7-6 веках д.н.э. На территории Восточной Чжоу было 150 княжеств. Крупных государств (гегемонов - «У-Ба») было пять: Цинь, Цзинь, Чу, Ци и Сун. Потом их стало семь — прибавились Вэй и Хань. Было еще Янь, которое заменило одно из бывших «У-Ба», а какое, я не записал.В то время ценились : верность, простота, грамотность.

Известный автор «Военного трактата» - «Цзюньчжи» Сунь-цзы был из цартсва У. Он считал, что бой решается храбростью.
У китайцев созвездие «Большая медведица» называется «Северный ковш» - Бэй доу. И, правда, похож.
Рабы у китайцев назывались по разному: «ну» - мужчины и «бэй» - женщины, «нубэй» - и то и другое. Злые рабы «Сюн-ну» (хунны). Частные рабы - «сышу». Ван Ман, основатель династии Синь, ратовал за армию рабов, за землю, принадлежащую только государству, семье выделять по 100 му (2 га.).
Возвращаюсь к Лао-цзы. Если следовать «дао»,то надо придерживаться естественному течению жизни.  Мудрец возмущался роскошью (поборами и налогами). Но он только обличал, но не боролся, так как придерживался теории не деяния.
Законник (фацзя) Шан Ян умер в 338 г.д.э.. Он считал, что все вещи переходят в свою противоположность.

При императоре Цинь Шихуанди были унифицированы оси телег, чтобы не наносить ущерб дорогам. Налоги возросли в 20 раз, а военные повинности — в 30. Осужденные заполонили дороги, а тюрьмы превратились в рынки. Во время воцарения Цинь Шихуанди Египетская и Греческая цивилизации переживали упадок. Римская империя только начинала утверждаться. Цинь Шихуанди, как и А. Македонский не умел вовремя остановиться и ослабить хватку. Затворник, маниакальная подозрительность, искал бессмертие. При нем существовал «культ высоких предков» или «верховных божеств». Велся поиск страны «Пэнлай» - обители» бессмертных гениев». При этом жег книги и заживо закопал 460 ученых. Умер от лихорадки в 210 г. д.н.э.
Династия Хань создал крестьянин Лю Бан при поддержке антицинских войск Сян Юя из царства Чу. Стал императором Гаоди. Империя была названа по реке Хань. Столица из Сяньцзяна перешла в Чаньань (Неприступный), нынешний Сиань. Гаоди убили во время битвы. Стало возрождаться конфуцианство (165г.), вводятся письменные экзамены для занятия должностей.

При Хань путешественник Чжан Цянь (126-125 гг д.н.э.) путешествовал в Давань (Фергана), в Дася (Бактрия). Вел переговоры за союз с юечжи против сюнну. Из Ср. Азии в Китай везли виноград, грецкие орехи, фасоль, люцерну, гранат, шафран, ореховое дерево. Из Китая: шелк, железо, никель, драгоценные металлы, изделия из лака. В ханьский период, не исключено, что под влиянием Запада, расцвела литература: Сыма Цянь, Бань Гу, Дун Фаншо, Лю Сян (фантаст). Хань — была долговечна благодаря принципу — оценки человека по результатам его деятельности, а не по знатности. Появилась академия «Тайсюэ». В ней училось до 30 тыс. учеников. Создавались княжества «фань» - для защиты границы. В 119 г. введена монополия на чеканку монеты — цянь, соль и железо.

Ли Гуанли — 104-102 гг.д.н.э. Военная экспедиция в Тарим и Фергану, формирование «Шелкового пути». Поставка коней, люцерны, соли. Появился месяц на 29-30 дней.
Кушанская империя. Наместник Западного края (Сиюй)-  Бань Чао, 25 лет, эмиссар-разведчик. Резиденция в Куче. Посольство в Рим дошло до Месопотамии. В 90-е год н.э империя попала в зависимость ханьцам. В 90-й год погиб Ли Лин и историк Сыма Цянь, автор «Шицзи». У Ди умер в 87 г. Труд Сыма Цяня был подготовлен за 150 лет до Плутарха. История-хроника стала основой теории о «Небесном мандате» и смене династий «Все подтверждено постепенному ослаблению и упадку». Бумага появилась в 105 году. Авторство приписывают Цай Луню. Изготавливалась из конопли, льна, и древесной коры. В Европе бумага появилась в 12 веке.

Волосяную кисть изобрел Мын Тянь. Бумагу изобрел Цай Лунь ( из древесной коры и рыбацких сетей. Полосы скручивались длиной в 10 метров. Книги существовали в форме свитков, в специальном чехле. В 3-м веке н.э. Уже имелось 18 тыс. знаков. Самый древний словарь «Эр-Я» относится к началу нашей эры. Затем вышел «Шовэнь» (ключевая система). В настоящее время 214 ключей.
Возникли интересные ассоциации: Лю Бан, Ван Ман, Гао Ган, а также по столицам: Чаньянь, Ляоян, Сянян.
Ван Чун (27-97) один и крупнейших материалистов древности. Труд Лунь Хэн «Критические рассуждения». У него источник всего - «ци». Все вещи появились из «ци» на основе закона «ли». Ученый утверждал, что принципиальной разницы между человеком и предметом природы нет. Человек — это наиболее совершенное явление природы. Выступал против Куньцзы.

Дух для буддизма подготовили даосские секты. Один из проповедников Чжан Лин (126-144). К нему отовсюду стекались люди, а он сеял смуту. Восставшие часто были членами даосских сект. «Восстание желтых повязок (184 г. ) «Хуанцзинь» возглавил даосский проповедник Чжан Цзяо, учение - «Тайпиндао» («Путь к великому равенству»). Он создал 36 отрядов по 6010 тыс. чел. Ханьскую империю погубили евнухи и наводнение на Хуанхэ.
У русских старообрядцев много схожего с даосами: деньги не чистые, божества,которым приносились мясные жертвы, проповедование ниществования. Приоритет — здоровье и долголетие отдельной личности, созерцание природы, покорность и слияние с окружающим миром.

184 год — год «Цзя-цзы» - начало 60-летнего цикла. Что интересно, Горбачев тоже появился в такой год 1984 ( 184+60*30(1800) = 1984. После падения Хань начался период «Троецарствия», оно длилось 60 лет. Царства участники: Северное Вэй (Лоян), на юго-востоке У (Нанкин), на юго-западе Шу (Чэнду). Герой этого времени Чжу Гэлян. Он закрыл границы, дал народу спокойствие и накормил его». Наступление сюнну, китайцы вынуждены были уйти на Янцзы. (Шесть южных династий). Сюнну захватили Лоян, разграбили библиотеки, вождь Ши Лэ принял буддизм. Наступило время династии Цзинь. 316 год — гибель г. Чаньян и конец Западной Цзинь. Китайцы отходят до Нанкина. Вождь, победивший сюнну Тоба Гуй, основал в пр. Шаньси династию Северная Вэй. Тоба — тюркский народ, пришедший из Монголии.
Вечером еще раз сел за записки. Написано наспех и не всегда можно разобрать.

 «Кочевники — источники доходов — война между Востоком и Западом. Восток -это Ордокский край - Внутренняя Монголия пр. Шанси. Запад — Тибетско-тангутская группа и сяньбийцы. Государства возникали (316-351) и разрушались. На юге Маньчжурии возник союз племен во главе с родом Муюн. «Союз Муюн». Его вождь был из рода Тобар — Тоба -гуй (439). Подумал, не связан ли этот союз и его глава с Тубинцами (тувинцами) на Енисее. Очень даже может быть. Сяньбийцы воевали и с жужанями (Смньцзян), но потерпели поражение от алтайцев (тюрков). На Западе они стали известны, как авары (обры). Они шли  и шли и в 557 г. дошли до Дуная, где образовали Аварский Каганат.

В Китае в это время сформировалась династия Тани (617 г.), император Ли Юань. С приходом тюрков к власти все радовались, что чиновников стало меньше. Свободные тюрки именовались кара-будун, князья — тегин. Знать называлась «кок» -голубые. Империя Тан — это проникновение западной культуры и воинского духа: в 634 г. появились военные округа до 800 — 1200 солдат. Военные чины назывались — у гуань. В это время буддийский монах Сюань Цзан (602-664) был в Индии, описал Ср. Азию.
Продолжаю читать про империю Тан с населением 59 млн. чел. В то время началось формирование особых пограничных войск (цзюнь чжэнь). Появились  наместничества (губернаторства) Губернатор — цзе души. Одним из них был Ли Кэюн. Как раз один он выступил против восстания Хуан Чао (875-889). После этого восстания начались киданьские завоевания (916-929).  Позже возникла к югу от Янцзы династия Сун (960-1279) со столицей в Кайфыне (Ханчжоу). Она сражалась против киданей-чжурчжэней (1115). В 1206 г. образовалось государство Чингисхана.

Очевидцы того времени ( арабский историк Ибн аль-Асир) считали, что не было более ужасного для человечества и не будет вплоть до страшного суда времени его нашествия. Монголы же погубили сами себя: их много погибло, родину покинули, богатства расхищались, а не накапливались. Угэдэй — третий сын вместе с Южн. Сун разгромил чжурчжэней. При Мункэ-Хулагу в Багдаде (1258) закончилась история Халифата. Улус Джучи (Кипчакское ханство). По нашему — Золотая орда.
В то время в Китае проживали христиане-несториане. Они считали, что Исус Христос и Богоматерь были смертными людьми. Началась эпоха неоконфуцианства. Его проповедник Чжу Си. Против выступали материалисты.
Конец Южн. Сун наступил в 1276 г. при Хубилае. С него началась монгольская империя «Юань» - «Начало».

Смотрел фильм, точнее его окончание, о Ломоносове. Немцы, с подачи Петра и его последователей, помогали поднимать страну, но по своим правилам и при их руководстве. Ломоносову это не нравилось. Чем это закончилось, известно.
От Ломоносова снова перекинулся на Китай. « Восстание «Красных повязок» против монгол организовала секта «Белый лотос» (1352). Возглавил его бывший служка монастыря Чжу Юаньчжун и в 1368 году объявил себя императором. Возникли военные поселения на границе - «тунтянь». За службу чиновники получали землю («поля для поддержания бескорыстия пограничных чиновников». Чиновники плохо оплачивались и чтобы они не брали взяток, давали «поля».
С 1553года на Китай стали нападать японские пираты (сотни боевых джонок). Они появлялись в устье Янцзы. Они же развязали агрессию против Японии. В это время Россию охватило Смутное время. В 1618 году казак Иван  Петлин за три месяца достиг Пекина. В 40-е годы у берегов Китая (Ниньбо, Макао) появились португальцы. В Китае тоже, как у нас, началась смута».

 Китае тоже бывало, когда земля иссушалась и возникали трудности, за ним восстания. Одно из них возглавил Ли Цзычэн. Он с повстанцами вошел в Пекин в 1644 году. Император  Чжу Юнцзян (1628-1644) повесился. Именно в то время случилось предательство полководца У Сянгуя, который стоял на границе и пропустил маньчжур.
С маньчжурами пришла в Китай, как ни странно, литература. Написаны: «Речные заводи» (Шуйху чжуань), автор Ши Найян и «Сон в красном тереме» (Хун Лоумэн), автор Цюй Сюэцинь. Книги все эти у меня были, но с переездами потерялись Осталась только «Неофициальная история конфуцианства» (Жулинь вайши), автор У Цзиньцзы.

В 1691 году была разрешена продажа ученых степеней, рангов, титулов. Для сдачи экзаменов допускались все категории населения, кроме актеров, проституток, слуг и содержателей публичных домов. Кто сдавал экзамены, становился «шэньши» - джентри. Они освобождались от трудовых повинностей, от телесных наказаний, могли не являться на судебные разбирательства.
Российские торговые фактории появились в Кульдже и Чугучаке в 1851 году, назначены консулы (полковник Е. Ковалевский). В 1851 году 11 января родился вождь тайпинов Хун Суцюань, который начал бороться с маньчжурами («Тай пин тянь го»). Покончил с жизнью 1 июня 1864 г. Опиумные войны, англичанин Гордон.
Тогда  и позже китайцы, сопротивляясь Японии, жертвовали пространством ради выигрыша времени. Они его выиграли.

«В Китае три официальных религии - («сань цзяо). Эмблема прекрасного пола — абрикосовая косточка («синкэ»). Гороскоп- он же оберегень называется «ба цзы» - восемь иероглифов. Бабочка — символ удачного брака, а долголетия — бамбук («чжу»,  слива «ли»). и журавль. Бог богатства - «цайшэн». Есть и бог литературы  - «вэньчан».
Вечно недовольный человек «синь бу цзу дэ жэнь» — напоминает змею, пытающуюся проглотить слона. И тут же пояснения — чтобы стать свободным, надо избавиться от желаний. Победителей врагов (страстей) у Будды  было 16. Они называли лохани (апостолы), у тюрок - бурханы. Азия — это душа, а Европа — тело. Бык - «ню» - символ земледелия. Иероглиф состоит из четырех линий (четыре ноги).
Вэнь чжу — основатель династии Чжоу (1231-1135 гг. д.н.э. Бессмертный (небожитель) — буквально человек в горах («сянь). Горы китайцы считали священными. Огонь «хо» (хор) — символ рвения и любви к добродетели. Топор  - «фу» символ справедливости и войны. Дерево «шу» - символ жизни. Китайцы верили, что в дереве обитает душа Бога.

Кабул по— китайски «Ань ши го», а гранат, откуда он был завезен «ань ши лю!Гусь — почтовая птица. Он изображен на почтовой марке в память о Сунь У, который во 2-м веке д.н.э оказался в плену у сюнну и с помощью гуся отправил письмо императору У Ди.
Да юй усмиритель потопа в эпоху Ся. Он 9 лет рыл каналы и возводил дамбы. Стал первым императором династии Ся (2205 г.д.н.э.).Вожди этого племени были разбиты в 1520 г. племенем Шан. Про 12-ть земных ветвей, названных Буддой именами животных я уже писал. Что касается крысы «цзы», ее знак Овен, часть света — Север. 1925 год считается первым годом 77-го цикла («цзя цзы») - символа крысы (мыши) - «шу». Получается, что я родился в 79-й цикл. Крыса (мышь) символ робости, прилежания и процветания, связанное со способностью накапливать запасы еды. Ну что, на меня, надо сказать, похоже. Тем более, что я Шура.

Дракон символ Китая, как в Египте — крокодил. Кстати говоря, аллигаторы встречаются в Янцзы. Цветок жасмин «Молихуа» — символ любовных утех,  завезен в Китай из Ирана. Слово «гуй» - означает фаллос. Иероглиф «мужчина» состоит из двух элементов «поле» и «сила». Иероглиф женщина — тоже из двух ключей: ребенок и грудь. У мужчин популярными цветом одежды считались: пурпурный, темно-синий и черный; у женщин : розовый и зеленый. Встречался обычай брить голову у маленьких детей, оставляя пучок ( у девочек — два). Пучок на голове, это как у наших казаков. Почему кошка мяукает? Есть ответ — по-китайски она называется «мао».
Драматургия в Китае появилась при династии Юань, на одну тысячу лет позже прозы и поэзии. Конфуций — Кунфуцзы жил в 551-479 гг. Это время возвращения евреев из Вавилона (539), завоевания Египта персами (525), вторжения в Грецию Ксерска. Мудрец считал, что все проблемы от дурных привычек и невежества.

Защитой служит — образованность. Другой мудрец Лао-цзы советовал «Никогда и ни во что не вмешивайтесь, пусть все идет свои чередом, как прописано природой». У нас же «Все от Бога....» Мэн-цзы родился в современном Шаньдуне в 372 г. д.н.э., занимал пост посла у Сюаня в царстве Ци, в 45 лет ушел в отставку и занялся литературой. Имя Мэн у китайцев означает «Дикая слива».
На день рождения и по другим случаям самое желаемое пожелание «сань мин»: сыновей, денег и долголетия.
 Сегодня речь о китайской классической прозе. Фу — это стихотворения в прозе. Ими пользовались известные Цюй Юань и Су Ши, который считал, что слова — это дела поэта. Кажется Су Ши написал: «Кто держит таз на голове, зачем смотреть на небо в верх». Поэты много писали о северных варварах «мань-и» и «ху» и всю свою жизнь вкладывали в писчую кисть и тушь. Все у них оставалась в главах и свитках.
У китайцев «жэнь» - добро. Может от него возникло слово «жена» и имя Женя, -подумал я. Было еще такое племя «жуны». По-китайски «жу» - вторгаться.

Поднебесная — Тянься. Записал, как это пишется, а также иероглифы названия империи «Хань» и императора Лю Бана. И в то время чиновников было много. Они имели интересное наименование «сы кун». Сы — это «заведовать, управлять», кун - «пустой, без содержательный» - получается «контролировать пустоту». Сыма Цянь тоже начинается со слова «заведовать», «ма»  - лошадь, а «цянь» - перемещенный или пониженный в должности. Все вместе можно перевести, как «Пониженный в должности на заведование лошадями».  Кстати, был еще в Китае известный человек «Сыма Гуан». Его имя и фамилию можно перевести, как «Сиятельный управляющий лошадьми».
В то время важным качеством считалось умение «помыкать народом» . В фаворе были легисты-законники, такие как министр Ли Сы при Цинь Шихуане.  В борьбе с Хань Фэем он вышел победителем, отправил его в тюрьму, где тот принял яд. В установлении законов на первое место ставили строгость, а при взыскании — доброту. И тогда был «иву лаодун» - добровольный труд. Споры в Поднебесной всегда велись на предмет, «кто есть достойный и кто негодяй». Ли Гоу считал, что человек маленький и беззащитный, ему без Бога никак нельзя. Он считал, что мудрость жизни — использовать само естественность жизни. А горе и беда накапливаются из пустяков.

При Цинь Шихуанди, как у нас при Петре,  проходили глобальные реформы: отменили феодальные владения, разделили территорию на 36 областей (цзюнь), которые делились на уезды. Начальники их напрямую несли ответственность перед троном.Китайцы утверждают, что окончание «ди» - буквально предок. Возникает вопрос. Что же значит «ди» в фамилии Чакириди
На всякий случай еще раз записал, что период «Воюющих государств» («Чжань Го») имел место в 5-3 в.д.н.э. Сражались семь удельных княжеств. Тогда отвага и храбрость, которые у китайцев ассоциируются с печенью и желчью, считались самыми важными качествами.

Все что не обрело покой — это трава, вода, ветер (воздух). Человек тоже животное беспокойное — все ему мало. «И человек заговорит, когда терпенья нет» - говорили классики. Они считали, что все эпохи, династии сопровождаются своим определенным звуком. А старики, что младенцы - «волос уж нет, в зубах просветы».
В древности было в обычае, если ученый три месяца не состоит на службе двору, по нему уже плачут... Поэтому, коль уходил он за границу, то брал с собой все, что приобрел.. Философ Хань Юй считал «Не служить не возможно, но и служить невыносимо». С этим можно согласиться. Он проповедовал к возврату к древности «фу гу». Считал, что надо держаться подальше от рассуждений о духах (кунь), не судить, а сосредотачиваться на себе, на своих ошибках. Совершенствованию мешает лень. Потому следует быть требовательным к себе и снисходительным к окружающим. Он призывал «говорить правду и исполнять свой долг». И еще: «Границу между небом и человеком ( Тянь жэнь чжи цзи) нарушать нельзя». Как и у Конфуция, у него была тяга к странствиям. Как и он Хань Юй не встретил свое время «Бу юй ши» и потому был «человеком кисти».

Упомянутый Су Ши, он же Су Дунпо (1036-1101)  был согласен с Хань Юем и призывал ко всем относиться с чистым сердцем младенца, без фальши. Главное оружие благородного человека — слово. Он предупреждал «Нельзя задерживаться мыслями на вещах». Сейчас у нас это не проблема, а настоящая катастрофа.
К учителям относились уважительно. «Учитель — это то лицо, через которое передается истина и если встречались трое, непременно считали — среди них есть и учитель.
По-китайски «мани» - довольный. Наши Мани (Маши)тоже, вероятно, обладают таким качеством.  Река (хэ) — это символ гармонии. Статуэтка Будды появилась в Китае в 65 г. н.э., журавль — образ даосских отшельников.

Оуян Сю — Сунский чиновник, политик, историк, литератор. У него был псевдоним — Цзуй-вэн «Пьяный старец». Относился к одному из восьми великих литераторов эпохи Тан-Сун. Борьба, ссылки, служба при дворе, академик Ханьлинь, был главным экзаменатором, управлял областями и провинциями. Был противником реформ Ван Аньши. Тоже призывал к «фу гу» и ценить равновесие «гуйпинь».  В то время на экзамены в столицу приезжало по 10 человек, экзамены проходили в Управлении церемоний (Либу): стихосложение, пение, ответы на заданную тему по классическим сочинениям («Чунь цю» и «Ли цзи», в каллиграфических прописях из «Лунюя».


Рецензии