Китайская тетрадь. Часть 85

В старые времена премьер министр в Китае назывался «Цзайсян». Вспомнился казахстанский Зайсан.
Начитался разных умных мыслей и решил развеяться. «Загляну ка я в лесок, поищу ка я грибок» - сочинился такой стишок.
В Китае на сотый день после рождения мальчика ставили поднос с разными предметами туалета, тот предмет, который хватал ребенок, указывал его характер его будущей деятельности.
Рыба (юй) — источник богатства и изобилия в Китае, потому что «юй» - еще и изобилие.

Термин «свастика» образован от санскритских «Су» - «хорошо» и ас («асти») - быть. В целом выражает отвержение духа (Печать сердца Будды). По Шлиману - «колыбель огня» и символ «движения солнца».
Интересно следующее изображение — иероглиф семья состоит из двух элементов — Свинья и крыша. Владычица неба — Си Ванму. Она обитает в горах Куньлунь и движется по Млечному пути ( Серебряной реке) — Иньхэ.

Собаки — прибыли в Китай (Тибет) из Фулиня, так китайцы тогда называли Константинополь. Гончарство — пришло из Месопотамии. У китайцев изначально, как и в Греции были разные боги. Основные восемь - «Ба шэнь»: Тянь чжу (Неба),  Ди чжу (Земли), Бин чжу (Войны), Юе чжу (Луны), Бай чжу (Солнца)  и т. д.
Мой знак Рак (летнее солнцестояние). По -китайски — Сячжи. Маньчжуры считали сороку священной птицей. Черно-белый круг «первопричин» с двумя глазками у китайцев - «тайцзи». Это символ яйца. Фазан — символ мужчины, покинувшего женой
Нефритом греки лечили боли в пояснице. Камень меняет цвет от пропорций железа. Символ всего самого совершенного, в первую очередь добродетели. У персов она называется «яшм». Ценят, прежде всего, ярко-зеленого цвета.

 Камень твердый,гладкий и блестящий — не острый и не колкий. При ударе издает чистый звук.
Персик — плод (эликсир) жизни у даосов. Пион  - цветок из Лояна (Лоянхуа).
Пчела — символ трудолюбия и бережливости. Мед — масло жизни. Все в мире состоит из пяти элементов (усин): вода, огонь, дерево, металл и земля. Они упоминаются в классической книге Шу цзин (Книга истории).
Самое большое увлечение китайцев — игра (вар) в деньги. Карты, кости,домино, маджон с помощью 136 фишек, вэйци (облавные шашки), сянци (шахматы). Еще они любят запускать змеев.
Золотой век рисования — династия Сун (960-1280). Это стихи без слов. Как китайцы считали, этим искусством можно овладеть в зрелом возрасте. Лишь тот, кто прочитал сотню старинных книг, объехал мир, может взяться за кисть. Перед рисованием обязателен процесс размышления и созерцания. На бумагу переносят мысли и мечты.

В буддизме, по мнению отдельных специалистов, три недостатка: похоть, гнев и невежество». В сиденье за компьютером недостатков еще больше. Основной — гиподинамия.
Я же занят другим районом. Сегодня мне надо разобраться с записями по книге «Дворцовых интриг». Речь идет о разных тайнах «мими», связанных с евнухами («тайцзяни»). Мужчинам обрезали их силу «ли», а женщины запирали в покои «гун». Отдельные евнухи плавили киноварь — искали бессмертие. В то время священными животными считались: корова, овца и свинья. Вот чудеса! Долго разбирался, почему мы в детстве желтобрюхих синичек называли жуланами. Оказывается,  по-китайски «жу лан» - это воробей. Евнухи считали, что вещи должны приносить удовольствие, а не беспокойство.

Траур три года, соблюдался пост, носили грубую одежду. В 49 день ( день двух семерок) совершали торжественный молебен.
«Сяньшэн» - учитель. Буквально — ранее  рожденный. Ду Кан — легендарный создатель вина из гаоляна. Слов «цзу» - солдат, звучит так же, как смерть. Жителей японских островов тоже называли варварами, но не «ху», а «во». Лу Синь считал, что китайскую национальную особенность составляют три явления: евнухи, наложницы и опиумокурение.
Кань Ювэй считал, что все зло в Китае от евнухов. В древности их не было. При Танской династии вся власть была в их руках. Существовали такие правила:
До 50 лет мужчина должен был входить к женам в павильон удовольствия раз в три дня, к наложницам — раз в пять дней. К остальным девушкам в своем доме — по своему усмотрению. Прекращение супружеских обязанностей разрешалось после 60 лет.

Дошел до записей В.А. Слободчикова «О судьбе изгнанников». Записи эти я уже использовал, но не в полном объеме. На это раз отметил интересное:
«Где-то вспомнят на странице, тяжелы очей ресницы — нашей родины границы».
От французского названия числа «40» (quarante) и произошло слово карантин — на столько дней запирали экипажи в специальное помещение.
Конфуций считал, что «умение ладить с людьми — это великий дар» и что «От кривой палки не бывает прямой тени».
В Калифорнии есть русский форт - «Форт-Росс» и русская река «Руссиан ривер». Слободчиков считал, что все годы в нашей стране строилась башня на костях убитых. Нужно еще вернуться к его книге. В моих  записках указаны страницы, где говорится о Иоанне Шанхайском, РПЦЗ, иеромонахе Германе — поэте Валерии Перелишине, о писателе Викторе Петрове, который много написал о Китае, на странице 234 описан случай с адмиралом Старком. Также указаны страницы 72 и 140. К ним надо обязательно вернуться.

  Следующий мой конспект сделан по книге «Белая эмиграция на военной службе в Китае»,автор Балмасов. Первую фразу, которую я записал: «Шема ваша не стрелять?». Это так русские спрашивали китайцев, когда они не открывали огонь. Как оказалось, русские в Китае на военной службе бывали и ранее. Еще при Хубилае в состав иностранных полков входили жители Кавказа, Крыма и Руси. Самыми многочисленными были алланы, предки нынешних осетин....Отдельный корпус состоял из крымчаков — несторианцев.
По автору, это мы перевооружили армию Чан Кайши, поставив ему 22 железнодорожных вагона русского оружия, 3 подводные лодки, 10 тыс. винтовок, 1,5 тыс. маузеров и т. д.
Гражданские русские из числа беженцев переходили в Маньчжурию в районе Ново-Киевска, на пропуске «Хунцзы». Среди  них было 700 женщин и 500 детей (ноябрь 1922 г.). Чжан Цзолинь, в молодости «Корявый» орудовал в районе Харбина и как главарь хунхузов заочно был приговорен к смерти. Он не любил японцев и во время войны с ними явился в штаб к генералу Алексееву. Тот приказал выгнать его. Чжан ушел к японцам. В последствии наши сделали ставку на Чжан Цзунчана, который 13 лет, являясь мелким подрядчиком,  дружил с Николаем Меркуловым.

У хунхузов имелся опознавательный знак — красная тряпка, которой они перевязывали оружие.
Не только мужчины служили китайцам. Так племянница бывшего царского министра Щегловитого вышла замуж за генерала Ма. Ее звали «белая китаянка». Встретилась знакомая по службе фамилия Арнаутов. Поручик Арнаутов был инструктором по кавалерии у Чжан Цзолиня.
Первую русскую роту поручика Наумова сформировали в Мукдене, в районе императорских могил. Там же появились пулеметная и бомбометная команды и легкая батарея. Первый бой русские подразделения приняли 28 сентября 1924 года под Шанхайгуанем с войсками У Пэйфу. Отличились Костров, Стеклов. Они открыли путь на Тяньцзинь. Еще одна знакомая фамилия — подполковник Гурулев.
У них было два оренбуржца, владеющих китайским языком. Под приказом, они этого не показывали и однажды подслушали разговор китайских солдат с нашими. Выяснилось, что на наши бронепоезда напали свои же мятежные китайцы, подкупленные противником. Пекин в 1926 году пал благодаря белым. Фэн Юйсян ушел, а Чжан Цзолиня погубило то, что он решил объединиться с Чан Кайши. Такую информацию дала группа Н.И. Эйтигона в Шанхае. На странице 170 промелькнула фамилия  юнкера Мозалевского, а некто  Чикарев — на 255. «Завтра 7 ноября, очередная годовщина нашего российского безумия» - так сказал автор книги С.С. Балмасов.

В Китае таких исторических «безумий» было больше чем достаточно и они к катаклизмам относились намного спокойнее.
В то время в Харбине вышел известный приказ руководителя КВЖД № 94, который предписывал на должности ставить только граждан СССР и китайских подданных. Остальные увольнялись. В 1925 году Блюхера сменил Синани (Т. Скалов), а затем Н.В. Куйбышев (Кисанрко), Бубнов (Степанов). Все ждали , что «перезрелый плод упадет сам в руки». Однако в 1927 году Чан Кайши разорвал отношения с СССР и выслал все его работников.
Следует еще раз заглянуть на стр. 445, где автор рассказывал о «Союзе мушкетеров». На странице 447 шел разговор о русских разведчиках, а на 452, как их предавал перебежчик Люшков. Свои предавали, а чужие — служили, как например Матковский на КВЖД. Автор утверждает, что он был советским агентом. А ведь он был начальником у Владимира Чакирова.

Распад СССР — это тоже из этой серии. В Китае таких было множество. Об этом говорится в «Истории Китая» (Из эпохи ранних царств) Д. Уинтла. По его данным в Китае, начиная с Хань имеется  26 официальных историй. Есть повествования об управлением народом при династиях Ся, Шан, Чжоу, Цинь, Хань.
Культура Яньшао — 5-3 тыс. л.д.н.э., провинция Шанси, 50 тыс. кв.км. Огороженных рвом.
Далее культура Луншань (Шаньдунский полуостров). Главный предок Желтый император (Хуан -ди). От него: Чжуансюй, Ку, Яо, Шунь. Чжоусцы, считает автор, были варварами. Западное Чжоу, Восточное Чжоу, затем распад 100 государств, наюлячало периода «Весны и Осени» и «Воюющих государств» 771-221 г.г. д.н.э. 500 лет анархии.

Опять Китай. Как оказалось, не все там придумали. Так, технология выплавки железа из руды в страну пришла из Западной Азии (600 г.д.н.э.), рис — пришел из Юго-Восточной Азии в 998 году, чай из Индии в 551 году  (предположительная дата рождения Конфуция). Это он говорил, что «если слова  не правильные, то они не имеют над собой основания и дела не могут осуществляться....». Когда он умер его оплакивали только его ученики. Это они оставили «Лунь Юй». Конфуций был первым частным учителем истории в Китае. Скончался он в 479 году. Спустя 1500 лет началась Афганская война.
Еще одна известная личность — Сунь-цзы. Он командовал войсками царства У, когда оно воевало с царством Чу. Он стал классиком военных наук: «В походе буть быстрым, как ветер, в церемониальном марше -торжественным, как лес; в набегах и вылазках — подобен пламени; при утверждении позиций — тверд, как скала. Поражай противника, словно молния. Причины для этого были. Правда, не скоро, а в 350г. д.н.э. На границах Поднебесной появились вечные враги — сюнну, кочевой народ из Центральной Азии.

Лао-цзы так не считал. Он утверждал, что кто не соперничает, тот не совершает ошибок. Лучший правитель тот, о котором народ знает, что он существует и не более. Сейчас все наружу, только и стремятся себя показать, словно они модели.
Философ Мэн-цзы (334). При нем существовала академия Цзися  в царстве Чу. Интересен факт: в 36 г.д.н э. в провинции Ганьсу оказались 145 римских воинов Марка Красса. В 166 г. в Китай прибыло посольство Римской империи.
Учреждения культа Неба практически совпадает с пришествием Христа (31 г.до н.э.). Сиван му и Небесные горы Тянь Шань. Спустя несколько лет император Тиберий запретил импорт шелка, а Ван Ман, свернувший Раннюю Хань, был зарублен воином в Чаньане. После восстания «Краснобровых» Хань была восстановлена со столицей Лоян. Буйволы впервые стали запрягаться в плуг в 72 году. Первый китайский словарь «Шувэнь» (121 г. ) содержал 9353 знака.

Наша Таманская коса в Краснодаре напоминает имя Тоуманя - первого вождя централизованного государства  сюнну, в Центральной Азии и граничащего с  Китаем. Я как раз читаю о них книгу и делаю выписки по истории Китая. «При династии Суй (598-618) в Китай прибыло первое посольство японского принца (600), затем было еще три. Японцы приняли китайские идеи. При следующей династии Тан, когда произошло смешивание китайской и тюркской крови, в Китай прибыло посольство Сасанидов, ища поддержки в войне с арабами. Часть посольства осталось, а государство Сасанидов погибло в 642 году. На следующий год (643) прибыло посольство из Византии и тоже попросило помощи против мусульман-арабов.
Это время стало известно и благодаря самой грозной женщине в Китае У Цзэтян. Старшая наложница императора Гаоцзу (Ли Шиминя) родила императора Чжунцзуна. При ней Китай завоевал Корею, границы государства достигли реки Или и Памира. В 699 году она провозгласила себя императором, став в таком качестве единственной. В страну проникает манихейство, поселяются первые мусульмане, начинается борьба с киданями на Амуре и Сунгари.

На Орхоне впервые появляются уйгуры, происходит восстание «си». Китай воюют с абассидами и проникает за Аму-Дарью. Общая численность населения 70 млн., столица Чаньань — 2 млн.
В 751 году китайцы потерпели поражение от мусульман при Таласе. Проникновение согдианцев, будующий Ань Лушань вступил в китайскую армию. Был убит своим офицером в 757 году. Погибает император Сюаньцзун, находившийся под влиянием Ян Гуйфэй.
Конфуцианец Хань Юй выступает против буддизма (819), наступает эпоха поэзии Тан (Ли Бо — даос из Сычуани, Ду Фу, Ван Вэй, Бо Цзюйби). В 874 г. вспыхнуло восстание Хуан Чао, захват Гуанчжоу и казнь 100 тыс. иностранцев (арабы, индийцы). Разруха закончилась тем, что вождь киданей Абаоцзи объявил себя императором династии Ляо. Родственник Тоба — клан Елюй, изначальный предок - «Юаньцзун». Кидане напали в 1004 году.  В 1125 году киданьская империя пала, бегство в Туркестан и создание «Западной Ляо».

В 1028 году возникло государство Си Ся, нападения на Сун в 1038 году.
Династия Сун со столицей Кайфын (Ханчжоу) продержалась достаточно долго (960-1279). При не были введены бумажные деньги (1126). В Европе в 1661 г.. Чжурчжэни (Цзинь)  играли роль буфера с варварами-монголами. Вождь Агуда учредил династию Цзинь на Ляодуне . Чжурчжэни первоначально обитали в лесах реки Амур. Кидане их переселили в Ляодун. Они подняли восстание и поменяли власть. От них осталась столица Пекина.
В 1178 г. Чжу Си учреждает «Школу пути». Сочувствовал политике известного Вань Аньши, придерживался золотой середины и считал, что «жемчужина, опущенная в грязную воду, темнеет».

В 1209 г. Чингисхан завоевал уйгуров, в 1210 г. разгромил Цзинь. Он встречался с даосским ученым Чан Чунем и киданьским советником  - Елюй Чицай.
Хубилай на высшие посты назначал иностранцев, были и русские, входит в силу ламаизм. Хубилай умер в 1294 г. от ожирения.
Освобождение от монголов связано с Чжу Юаньчжи, послушником буддийского монастыря. У монголов возникли внутренний распри между ойратами и халха.
В 1382 г. в Китае появилась тайная полиция «Цзиньи Вэй», носили парчовые халаты, задача — контроль за чиновниками.

1403 г. Император Чжу Ди (Юнлэ — Вечная радость). В 1405 г. умер Тамерлан.
Продолжил мучить китайскую историю. «Чжу Ди учредил училище переводчиков (1405). Цель — развитие контактов, изучение документов и чтение писем. В то время имели место контакты с государством Тимуридов в Центральной Азии (1418), началось строительство Храма Неба в Пекине, а с ним в Китае (1420 г.) появилась разведывательная служба под названием «Дун Чан» - «Восточное Депо», укомплектованное евнухами. Бороться было с кем. Появились миссионеры — иезуиты( Маттео Ричи 1552-1610), японские пираты на р. Янцзы, монголы осаждали Пекин (1555). В 1572 году испанцы основали Манилу. В Китае всплеск торговли и расцвет империи Мин. На арену выходит голландская Ост-Индийская кампания.


Рецензии