Большое приключение Часть 2

               
               
               
А насчёт «грузинского финансового» вопроса вокруг сдачи, я могу привести один пример, который лицезрел в Рустави и он особенно мне врезался в память, как показательный о наличии дел в действительности со сдачей. Это особенный колорит, особенный менталитет.

Около нашего общежития стояла бочка с квасом. Нормальный ценник, говорящий, что квас продаётся по цене: 3 коп. – за 0,25 л, 6 коп. – за 0,5 л, 12 коп. – за 1,0 л. Всё чин-чинарём, как положено, и во всей стране. Но существовала одна «грузинская» особенность: продавала квас «тётушка» по 5 копеек за стакан, 10 – пол литра, 20 копеек литр кваса. И сдачу до копейки отдавала из этого расчёта. Вот такая простая математическая особенность.

Ещё одна особенность меня приятно поразила в Грузии, в частности в Рустави. Автобусы ходили по маршруту без кондуктора и без касс самообслуживания. В Рустави ходили  автобусы так уже тогда (шёл 1989 год). На остановке водитель сразу открывал все двери, и пассажиры, выходящие из автобуса, самостоятельно во все двери, без напоминания водителя, спешили к передней двери, чтобы оплатить водителю проезд, да так спешили, что, казалось, боялись не успеть оплатить. А кто не заплатит, да и Бог с ним! Они считали оплату обязанностью, я бы сказал, даже своим долом! Такая сознательность советских граждан для меня была в диковинку. Впрочем, в России и сейчас в данном аспекте сознательность далеко не продвинулась: мы и сейчас стараемся по возможности проехать «на дурнычку». Что сделаешь, менталитет! А что курили в автобусе, так это отнесём тоже к их менталитету.

Всё шло по заранее намеченному мною плану: приехал в среду, переночевал, поехали в четверг с женой на свадьбу
.
На свадьбе пили «горькую», пели, плясали, на второй день обычный маскарад  с переодеванием, всё, как обычно на свадьбе - до средств массовой информации в виде телевизора и периодической печати просто руки (в смысле глаза и уши) не доходили, не было времени: веселье, ох, как  закружило! А зря! Отгуляли свадьбу в Капустином Яру, а затем и покинули волжский город Ахтубинск, где останавливались, по ранее намеченному  мною графику. До последнего момента мой план выполнялся точь-в-точь, как и было задумано, и только на самом последнем этапе мой план дал сбой. Подвели меня в расчётах Советские железные дороги: поезд Саратов – Новороссийск, как будто специально, опоздал. «Всего-то» на семь(!) часов. Это из Волгограда до Новороссийска! Где время в пути по расписанию составляет двадцать часов.

Заехав домой, умылся, и всё-таки, поехал на работу. Думал, что по пути к месту работы что-нибудь придумаю насчёт опоздания. Но там  уже оставался один Николаевич, наша «жертва», все остальные разбрелись по своим делам (точнее, по домам). «Жертва» - это не обидное прозвище, унижающее достоинство, как может сразу показаться, оно родилось из специфики нашей работы.

 Я говорил, что командировки у нас безотчётные, закончив работу и подписав основные документы, все моментально «рвали когти» домой. Но безотчётными они были не всегда, а «когти рвали» работники всегда. Тогда и родилось слово жертва. Поэтому, выполнив работу, все уезжали, оставляя одного человека на всякий случай, вдруг придётся принимать телеграммы или звонки из дома. Вот его-то, этого единственного, и прозвали этим, слегка обидным, но точным по определению словом. Оно точно отражало его сущность по отношению к остальным - жертва. Каждый раз менялись, поэтому это были разные люди, и «жертвами» перебывали все.
Один раз произошёл немного курьёзный случай. На «жертву» возлагалась ещё одна задача: всем остальным во время пути достать билеты на день прибытия, это была обычная его обязанность при отчётной системе. В тот раз «жертва» «промохала» со своей «святой» обязанностью, и билеты товарищам по командировке пришлось
выискивать у последних выходящих с корабля (возвращались из Одессы) пассажиров. Потому что «жертва» известила об этом встречающих коллег уже при выходе с корабля, когда у «неё» спросили «свои» билеты. Побегали, поискали, но, вроде, обошлось, нашли всё-таки. Довольные идут на остановку городского транспорта, рассматривают только что «купленные» билеты, и тут один произносит:

- Вадик, смотри, а у тебя билет-то С РЕБЁНКОМ! – Такая вот получилась в попыхах незадача.

Слава Богу, что обошлось и на этот раз, «проскочило», «пронесло», билеты приняли в отчёт.

 Наш дедушка Николаевич по молодости был из «наших», не раз, наверно, был в аналогичных ситуациях, поэтому на слово «жертва» не обижался. С его лёгкой руки, пошло название магазинов для ветеранов ВОВ: «магазин для недобитых», хотя он сам являлся её (войны) ветераном. Встретил меня  добродушно и сказал:
- Приходи уже завтра, а если хочешь получить зарплату, поезжай в «смольный», - так мы называли главный административный корпус нашей «конторы»,   Но и это ещё не всё! Тут-то и начался второй акт «марлезонского балета»

Я поехал за зарплатой в центральный, по современному, офис. В троллейбусе встретил знакомую женщину, с ней когда-то вместе, в одном цехе работали. Поздоровались, разговорились. Обычный при случайной встрече со знакомым человеком набор вопросов и ответов о том, как дела, где сейчас работаешь и чем там занимаешься (о здоровье ещё не говорили, оно было тогда в большинстве случаев ещё отличное). И я ненароком обмолвился на вопрос о работе, что только что приехал из Грузии, где был в командировке.

- А как же вы ехали, там же идёт ВОЙНА?!

А я же об этом, как говорится, ни сном, ни духом! Когда, что, как, где? Ничего не знаю, а за пьянкой на свадьбе не в курсе никаких событий в мире вообще! Но не зря же, говорят: «Покорного судьба ведёт, а упрямого тащит». И я попёрся в «смольный», вместо того, чтобы поехать домой и всё узнать о событиях в Абхазии. Зарплату, видите ли, ему захотелось получить! Но, не узнав ничего больше о войне, да и где(?), я пошёл упрямо дальше. Надеясь на авось, что не встречу, не нарвусь на Короля (напоминаю, это непосредственный начальник).

«Но только бы не встретить в «смольном» Короля», - постоянно и назойливо крутилось у меня в голове, а то мне конец, что ему буду говорить? Ведь какую-то версию проезда через границу Грузии и Абхазии Вадим Иванович уже озвучил, но какую? Нужно же врать в «унисон». Конечно, по всемирному закону подлости, а он редко «подводит», только я зашёл в фойе здания, как тут же, буквально на первой секунде наткнулся на него нос к носу!

Разговор невозможно пересказать нормальными словами, потому что мысли у каждого из нас были об одном, а говорили вслух мы о другом. Я боялся больше всего, что он меня спросит, как мы возвращались из Грузии, где шла настоящая война (об этом я узнал немного позднее), а он ждал от меня замечательного рассказа о грузинских пьяных похождениях «товарища Сулима». Так мы с ним «пробекали» и «промекали», ничего друг от друга, не дождавшись. Король, как мне показалось, расстался со мной недовольный услышанным от меня и «кисловатым» от не сбывшихся надежд выражением лица.  То есть он не дождался желаемого, а я был на седьмом небе от счастья, что меня в той «около да вокруг» беседе не спросили о пути возвращения домой. Конечно, можно было «сдать» Сулима с потрохами, доставить начальнику удовольствие, чтобы как-то отвлечь от себя внимание, порадовать своего начальника его сладостными ожиданиями, но опускаться до элементарного «стукачества» - это уже ниже моего собственного достоинства.
 
Расставшись «миром» с Королём, я не стал уже идти за зарплатой, прямо скажем, стало не до неё. Очень большой стресс пришлось пережить, потому что был в шоке от всего: война, встреча с Королём и  резко двинул в сторону дома, что нужно было, однако, сделать несколько раньше, на том же троллейбусе ехать прямо до дома! Дома в газете «Известия» за пятницу - тогда ещё выписывали газеты – я обнаружил в середине газеты маленькую заметку о стрельбе на железнодорожном вокзале в городе Сухуми. Получается, что стрелять начали в четверг утром, а мы проехали Сухуми ранним утром в среду. Всего на  СУТКИ мы обогнали ВОЙНУ! Да, именно войну Грузии с Абхазией, а не мелкий инцидент со стрельбой на вокзале в Сухуми, как написано в газете «Известия»!

Теперь встала передо мною новая задача.  Обязательно надо прийти раньше начальника на работу и спросить у Сулима, что он сказал нашему начальнику, что за версию он озвучил? Он же вышел на работу на день раньше меня, поэтому надо было как-то врать с ним «в одну дуду». Но всё оказалось намного прозаичнее, даже, можно сказать, совсем наивно, как детском саду, чем я мог предположить:
- Я сказал, что там стреляли, но нас пропустили! – Кто пропустил, куда пропустил? Через линию фронта на враждующую сторону? Ещё и пожелали счастливого пути?

 Эти неоднозначно нормальным человеком воспринимаемые слова Вадима Ивановича, сказанные начальнику накануне (а, может быть, он ничего не говорил, потому что реакция в отделе была на это событи «нулевая» и его не спрашивали, а мне сказал просто так, ответил, потому что я спросил), сразили меня просто наповал, за всю поездку я уже в очередной, но, слава Богу, в  последний раз находился в шоковом состоянии!

И никто даже из коллег на работе не спрашивал, не интересовался этим происшествием (ничего себе происшествие!), словно там, в Сухуми не стреляли в вооружённом конфликте, а произошла так, обычная  пьяная драка.
Вот такая у меня вышла «славная», хорошо спланированная командировочка! Короткая она получилась по длительности, но зато очень получилась насыщенная чрезвычайно стрессовыми ситуациями. Но и  вообще богатая на новые впечатления!


Рецензии