Из материалов следственного дела Бухарина-66

Утреннее заседание 3 марта 1938 года.

Допрос подсудимого Иванова

 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:
Армвоенюрист В. В. Ульрих, Председатель Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР
СЕКРЕТАРЬ:
Военный юрист 1-го ранга А. А. Батнер


Бухарин. У меня есть один вопрос. Я хочу спросить гражданина Иванова. Если не ошибаюсь, в последний раз мы виделись в марте 1936 года?
Иванов. По-моему, мы с вами виделись и после. На одном из осенних пленумов Центрального Комитета партии, где мы с вами имели разговор. Разговор был о том, что в организации очень большое упадочничество в связи с победами партии, большие колебания, люди начинают отходить, сил больших мы не имеем. Я хочу напомнить сущность разговора, может быть Бухарин вспомнит об этом разговоре. Мы с вами, гражданин Бухарин, так много подличали против Советской власти, что вы все календари могли перепутать, я вам напоминаю детали нашего разговора.
Вышинский. Вас спрашивал обвиняемый Бухарин о том, когда вы виделись с ним в последний раз.
Иванов. Я виделся с ним в 1937 году. В 1937 году он уже конспирировался от нас.
Вышинский. Он уже от вас конспирировался?
Иванов. Да, конспирировался, боясь, что его могут "наколоть". Гражданин Бухарин говорит о том, что наша связь была порвана в марте 1936 года...
Вышинский. Он ничего не говорит, он только спрашивает. Вы утверждаете, что до самого ареста... до какого месяца? Когда вы были арестованы?
Иванов. Я был позже его арестован.
Вышинский. Значит, до его ареста связь не порывалась?
Иванов. Не порывалась, но встречи эти были случайные, встречи эти были в такой обстановке, чтобы никто не подумал, что мы организуем встречи друг с другом.
Вышинский (Бухарину). Вы отрицаете, что до момента вашего ареста вы встречались с Ивановым?
Бухарин. Нет, я не отрицаю, но я просил просто Иванова, чтобы он мне напомнил, когда мы с ним встречались в последний раз, где он со мной встречался и о чем он со мной разговаривал.
Иванов. Мы на протяжении 1936 года несколько раз виделись, в частности, в декабре или в ноябре 1936 года, я перед Бухариным ставил вопрос о том, что организация разваливается, что победы партии и успехи социалистического строительства, энтузиазм масс в этом строительстве действуют таким образом, что колебания, и особенно в периферийной части, необычайно растут, что убийство нами Кирова привело к тому, что ярость масс поднялась на невероятную высоту и это исключительно затрудняет нашу предательскую, подлую работу правых, что там и сям самими массами разоблачаются наши участники, и я поставил вопрос, не выходит ли из всей сложившейся обстановки внутри страны то, что мы становимся целиком банкротами.
Вышинский. Это вы говорили Бухарину?
Иванов. Да. И никогда я Бухарина не видел таким яростным и злобным, как тогда.
Вышинский. Это когда было?
Иванов. В конце 1936 года. Он на меня набросился,-вы трус, вы паникер, вы мне все тычете - "массы", массам не нужно потакать, вы должны знать, что организация правых против масс будет вести войну, а вы хотите им потакать.
Вышинский. Он хотел вести войну против масс?
Иванов. Да. И дальше, он поставил таким образом вопрос, что если есть отходы, то нужно пойти на более развернутые шаги по уничтожению тех, кто решится открыто раскаяться перед Советской властью и этим самым может разоблачить нашу правую организацию. Дело в том, что в самой организации правых была директива о том, что отходящих от правых, разоблачающих свою деятельность, надо приканчивать. Это было сделано над одним из людей, который собирался написать заявление в НКВД с разоблачением деятельности правых на Северном Кавказе, как мне Лобов говорил, одного такого человека прикончили. И Бухарин мне прямо намекнул, что вы, де, знаете, что мы ни с кем не поцеремонимся, если у нас кто сдрейфит и задрожит, и что у нас есть специальные люди, которые осуществляют необходимые мероприятия, значит убийства.
В 1937 году у нас разговор был тоже очень короткий.
Вышинский. Короткий?
Иванов. Короткий, потому что здесь уже была очень большая настороженность. Вся организация жила страхом, я бы сказал, что деятельность правых была по сути дела накануне коренного разоблачения. В этом разговоре, в частности, был поставлен мною вопрос: а где же интервенция, где же нападение на Советский Союз? Бухарин меня информировал, что принимаются меры, чтобы обязательно побудить в 1937 году к выступлению фашистские страны - и Японию, и Германию - и что на это шансы есть.
Вышинский. Все вопросы?
Бухарин. Все.
Вышинский. У вас нет больше вопросов?
Бухарин. Я не получил ответа на тот вопрос, который я задавал. Я прошу Иванова указать, если он все так хорошо помнит, - в каких месяцах 1937 года я с ним встречался. Если не помнит, пусть скажет, что не помнит.
Председательствующий (Иванову). Отвечайте кратко.
Иванов. Почему обязательно Бухарин думает, что все месяцы, в которые я с ним разговаривал, я должен помнить. Я сказал о том, что в начале 1937 года. Но это было, может быть, в январе или феврале.
Вышинский. Вы не помните?
Иванов. Я точно не могу помнить, - это было в январе или феврале, потому что у нас было столько всяких разговоров, что всего не упомнишь.
Председательствующий (к Прокурору). У вас есть еще вопросы?
Вышинский. Нет.
Председательствующий (к Бухарину). У вас есть еще вопросы?
Бухарин. У меня нет больше вопросов.
Председательствующий. Объявляю перерыв на 20 минут.
 


Продолжение следует ….


Рецензии