Из материалов следственного дела Бухарина-67

Утреннее заседание 3 марта 1938 года.

Допрос подсудимого Иванова

 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:
Армвоенюрист В. В. Ульрих, Председатель Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР
СЕКРЕТАРЬ:
Военный юрист 1-го ранга А. А. Батнер

Председательствующий. Садитесь.
Товарищ Прокурор, есть у вас вопросы к Иванову?
Вышинский. У меня есть к Бухарину.
 
Подсудимый Бухарин, подсудимый Иванов сказал здесь о том, что в 1928 году, даже несколько раньше, он уже имел с вами разговоры по поводу антисоветской работы той организации правых, в какую вы входили. Вы это подтверждаете?
Бухарин. Да. Разрешите я расскажу, что я подтверждаю...
Вышинский. Меня интересует только этот вопрос, подтверждаете ли или нет?
Бухарин. Да, я подтверждаю. Во-первых, то, что мне Иванов знаком с эпохи Брестского мира, с 1918 года.
Во время Х съезда партии я действительно советовал Иванову, считая его контрреволюционно настроенным, продолжать антипартийную работу.
Вышинский. Меня сейчас интересует, правильно ли сказал обвиняемый Иванов о том, что в 1928 году имел с вами разговор относительно антисоветской работы. Вы это подтверждаете?
Бухарин. Да.
Вышинский. Вы считаете совершенно правильным заявление обвиняемого Иванова, что в 1927-1928 годах, когда он ехал на Северный Кавказ, вы давали ему директивы?
Бухарин. Совершенно правильно, когда он ехал на Северный Кавказ, то я от имени центра правых давал ему директиву относительно вербовки людей и о построении там организации. Причем, там имелось в виду и несколько конкретных лиц, как-то: Степанов, Пивоваров, Толмачев и другие.
Совершенно правильно, что в 1931-1932 годах я, выражаясь на его жаргоне, передал его Лобову, который должен был им руководить.
Совершенно правильно было утверждение обвиняемого Иванова, что я его держал в свете установок правого центра, начиная от рютинской платформы и кончая последующими установками, о которых суду достаточно хорошо известно.
Совершенно правильно, что я встречался с ним и позднее - в 1931-1932 годах, но сроки я здесь не могу назвать.
Вышинский. Это мы спросим дальше. Я еще раз повторяю, меня здесь интересует 1928 год. Следовательно, в этой части вы подтверждаете показания обвиняемого Иванова?
Бухарин. Что я с ним встречался в то время - подтверждаю.
Вышинский. И вели те разговоры, о которых он заявил суду, об антипартийной и антисоветской деятельности?
Бухарин. Говорили.
Вышинский. Подсудимый Иванов показал, что вы предлагали ему создать на Северном Кавказе организацию правых с определенными задачами. Это тоже подтверждаете?
Бухарин. Тут происходит путаница дат.
Вышинский. Раньше всего, сам факт подтверждаете?
Бухарин. Сам факт подтверждаю, что я ему давал указания относительно построения организации.
Вышинский. Законспирированной?
Бухарин. Законспирированной, нелегальной, контрреволюционной. Но в тот период острота борьбы против партии и Советской власти не принимала тех форм...
Вышинский. Меня здесь интересует показание обвиняемого Иванова, которое слышал суд. Он говорит, что Бухарин давал мне, то есть Иванову, указание - приступить на Северном Кавказе к созданию законспирированной организации правых. Вы подтверждаете это?
Бухарин. В этой части подтверждаю.
Вышинский. Следовательно, в 1928 году вы перешли на путь нелегальной подпольной деятельности?
Бухарин. Это был момент такого перехода...
Вышинский. Я не спрашиваю когда, но факт это или не факт?
Бухарин. Я подтверждаю это.
Вышинский. Говорили ли вы тогда же Иванову о том, что уже действует центр правой организации?
Бухарин. Говорил.
Вышинский. А в каком составе?
Бухарин. В составе троих: Томского, Рыкова и меня, Бухарина.
Вышинский. Говорили, что этот центр готовит свержение Советской власти?
Бухарин. Говорил, но это относится к последующему периоду.
Вышинский. К какому именно?
Бухарин. Мне думается, что это относится примерно к 1932-1933 годам.
Вышинский. Значит, несколько позже, но сам факт такого разговора с Ивановым вы подтверждаете?
Бухарин. Я подтверждаю. Не помню ни даты, ни месяца, но это было общей ориентацией правого центра.
Вышинский. А разговор, что вы готовитесь к открытым боям, вы подтверждаете?
Бухарин. Открытых боев не могло быть в 1926 году. Указание Иванова на то, что мы готовимся к открытым боям - это смешение дат.
Вышинский. А на предварительном следствии вы говорили, что это относится к 1926 году.
Бухарин. Да, но не в том смысле, как здесь понимают, гражданин государственный обвинитель.
Вышинский (обращается к суду). Позвольте показания Бухарина, том 5, лист 113. Разрешите огласить.
Бухарин. Простите, какая страница?
Вышинский. Страница 113, том 5, показания Бухарина. Это ваши показания от 25 декабря 1937 года. Здесь, на странице 113, значится:
"Вновь я установил связь с Ивановым во время Х съезда партии, беседовал с ним в кулуарах... В 1926-1927 годах, когда мы готовились к открытым боям против партии, я рекомендовал Иванову не принимать участия в открытых наскоках на партию, исходя из тех соображений, что Иванов-человек-практик и до поры до времени его целесообразно держать в резерве".
Вы это подтверждаете?
Бухарин. На 113 странице у меня написано другое.
Вышинский. Там ваша подпись есть?
Бухарин. Это подпись моя и это место совершенно правильно. Но у меня том дела, где нумерация совершенно другая.
Председательствующий. Обвиняемый Бухарин, дело не в нумерации.
Вышинский. Обвиняемый Бухарин, в 1926-1927 годах был ли разговор с Ивановым о том, что вы, группа правых конспираторов, готовитесь к открытым боям с партией?
Бухарин. Я прошу простить меня, дело в том, что речь идет об открытом выступлении, а не открытых боях.
Вышинский. Обвиняемый Бухарин, этот разговор, который я вам процитировал, был?
Бухарин. Был, но слова "открытые бои" не имели смысла насильственных открытых боев.
Вышинский. Вы говорите об открытых боях, об этом же вы говорили и с Ивановым?
Бухарин. Я говорил не о насильственных...
Вышинский. Вы говорили, что Иванова надо сохранить?
Бухарин. Да.
Вышинский. Вы говорили, чтобы Иванов не ввязывался в открытую драку?
Бухарин. Да.
Вышинский. Вы говорили об открытых боях?
Бухарин. У Иванова перепутаны даты.
Вышинский. Простите, у него ничего не перепутано. Мы видим, что у вас перепутано.
Бухарин. Мы говорили об открытых боях не в смысле вооруженного восстания.
Вышинский. Я говорю об открытых боях.
Бухарин. Я вас понял неправильно, гражданин государственный обвинитель.
Вышинский. Извиняюсь, вы меня поняли неправильно, гражданин обвиняемый.
Бухарин. Инцидент исчерпан.

Продолжение следует....


Рецензии