Из материалов следственного дела Бухарина-68

Утреннее заседание 3 марта 1938 года.

Допрос подсудимого Иванова

 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:
Армвоенюрист В. В. Ульрих, Председатель Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР
СЕКРЕТАРЬ:
Военный юрист 1-го ранга А. А. Батнер

Вышинский. Обратимся к вашему тому, страница 120, найдите там ваши показания.
Бухарин. Об этом я договаривался с Ивановым: "В 1926-1927 годах, когда мы готовились к открытым боям против партии, я рекомендовал Иванову не принимать участие в открытых боях, быть в резерве". Это я не отрицаю.
Вышинский. Потом в 1927 году Иванов поехал на Северный Кавказ, и вы ему дали поручение. Вы это подтверждаете? Я для контроля задаю вопрос. Вы дали ему указание заниматься организацией нелегальной группы правых. Правильно?
Бухарин. Правильно.
Вышинский. Именно нелегальной?
Бухарин. Нелегальной.
Вышинский. Это вы подтверждаете. Вы поручили ему также выполнить ряд ваших заданий в связи с этой организацией в период 1928 года. Речь шла не только относительно вербовки, а также относительно организации повстанческих отрядов?
Бухарин. Я в технику этого дела не входил.
Вышинский. Я не говорю о технике организации повстанческих отрядов, я говорю о платформе правых, в которой была установка на повстанчество. Когда вы поручили Иванову создать нелегальную организацию, тогда был у вас разговор относительно повстанческих отрядов?
Бухарин. В это время не был и не мог быть.
Вышинский. А чем должны были заниматься нелегальные организации?
Бухарин. Нелегальные организации должны были заниматься собиранием сил для борьбы против партии, которая обострялась.
Вышинский. Только подготовка к борьбе?
Бухарин. Это было такой стадией в общем развитии правого уклона.
Вышинский. А когда вы поставили вопрос о повстанческих отрядах?
Бухарин. Переход к насильственным мероприятиям относится примерно к 1932 году.
Вышинский. Где тогда был Иванов?
Бухарин. Этого я не помню.
Вышинский. Подсудимый Иванов, где вы находились в 1932 году?
Иванов. В 1932 году я находился в Северном крае.
Вышинский. Вопрос относительно организации и формирования повстанческих отрядов вами дебатировался и в какой форме?
Иванов. Дебатировался. Бухарин прямо ставил вопрос о связи с недовольными кулацкими элементами казачества.
Вышинский. Это не в Северном крае, а на Северном Кавказе?
Иванов. Да, на Северном Кавказе.
Вышинский. Это относится не к 1932 году. В 1932 году вы были в Северном крае.
Иванов. Да, в 1932 году я был в Северном крае.
Вышинский. А вопрос о подготовке повстанческих отрядов был тогда поставлен?
Иванов. Вопрос о подготовке повстанческих отрядов был поставлен также Бухариным передо мною в 1932 году, когда ставился вопрос о создании правых организаций в Северном крае.
Вышинский. В 1932 году Бухарин не говорил о необходимости усиления повстанческих отрядов?
Иванов. Говорил.
Вышинский. Следовательно, вы помните, что у вас были однажды такие разговоры - в 1928 и в 1932 годах?
Иванов. Да.
Вышинский. В связи с вашей работой на Северном Кавказе и в Северном крае?
Иванов. Да.
Бухарин (обращаясь к суду). А я утверждаю, что в 1928 году не было речи относительно повстанческой ориентации вообще, как об этом свидетельствуют многочисленные документы и данные, и в том числе...
Вышинский. А в 1929 году?
Бухарин. Фиксация вопроса относительно повстанческих организаций, которая была апробирована правым центром, была впервые указана в так называемой рютинской платформе.
Вышинский. Рютинская платформа, первый ее вариант, относится к какому периоду?
Бухарин. Варианта никакого не было. Было предварительное совещание, если не ошибаюсь, весною 1932 года. где были намечены тезисы. А в той платформе, которую вы вспомнили - платформе 1928-1929 годов, никакой речи о повстанчестве...
Вышинский. Значит, вы утверждаете, что вопрос о повстанческих отрядах ставится только в 1932 году?
Бухарин. Вопрос о повстанческой ориентации стал в 1932 году.
Вышинский. Вопрос о "повстанческой ориентации". Что это такое - "повстанческая ориентация"?
Бухарин. Это означает, что во всякой линии есть стратегия, тактика, организация и так далее. Повстанческий отряд - это есть категория организации, а не категория стратегии и даже не категория тактики. В своей терминологии я обычно различаю это, потому что мне кажется, что это можно различать...
Вышинский. Понятно, можно. Но я спрашиваю: в вашей деятельности была линия на повстанческое движение. Это вы называете "повстанческая ориентация"?
Бухарин. Да. Тактика.
Вышинский. А организация повстанческих отрядов вытекала из этой тактики?
Бухарин. Да, она вытекала.
Вышинский. И что же вами делалось в этом отношении? Директивы какие вы давали?
Бухарин. Мною никаких директив Иванову в этом смысле не давалось.
Вышинский. А Иванов говорит, что директивы давались.
Бухарин. Совершенно естественно, что Иванов говорит...
Вышинский. Да, Иванов это говорит, а вы утверждаете, что прямых директив вы Иванову не давали, но у вас была "повстанческая ориентация".
Бухарин. Совершенно понятно, что из этой ориентации вытекают для практика и соответствующие выводы. Если я делаю такую ориентацию, то я отвечаю и за выводы, которые мною не сказаны. Так что с точки зрения криминала я прошу судить меня и за то и за другое, я отвечу.
Вышинский. Судить и без вашего ходатайства мы будем.
Бухарин. Совершенно верно, и без моего ходатайства. Я не считаю место и время особенно удобными для острот. Острить я тоже способен...
Вышинский. Я не думаю острить и с вами состязаться в этом отношении. Я только хочу сказать, что ваше ходатайство не имеет существенного значения, ибо вас будут судить независимо от ваших ходатайств.
Бухарин. Это я даже без компетентных разъяснении знаю, гражданин Прокурор.
Вышинский. Если вы знаете, то напрасно говорите это. Я вас спрашиваю иное: вы, следовательно, признаете, что показания Иванова в части линии ориентации на повстанческое движение - правильны?
Бухарин. Да, гражданин Прокурор.
Вышинский. В какой форме вы ориентировали Иванова относительно ваших повстанческих планов?
Бухарин. Было несколько разговоров...
Вышинский. Каких, с кем?
Бухарин. С Ивановым.
Вышинский. О чем у вас был разговор? В какой форме?
Бухарин. Я ориентировал Иванова исключительно в форме стратегии и тактики.
Вышинский. А если говорить без этих слов - стратегия и тактика?
Бухарин. Я говорил, что теперь наступил такой период, когда необходимо перейти к массовой тактике, поддержке повстанческих кулацких движений и так далее.

Продолжение следует....


Рецензии