Из материалов следственного дела Бухарина-72

Утреннее заседание 3 марта 1938 года.

Допрос подсудимого Зубарева

 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:
Армвоенюрист В. В. Ульрих, Председатель Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР
СЕКРЕТАРЬ:
Военный юрист 1-го ранга А. А. Батнер

Вышинский. Садитесь (обращается к суду). Разрешите спросить у обвиняемого Зубарева.
Обвиняемый Зубарев, скажите, что конкретно вами было сделано для совершения преступлений против Советского правительства?
Зубарев. В области сельского хозяйства мы имели у руководства членов нашей...
Вышинский. Мне не важно, каких вы членов организации будете называть. Мне важно, что вы, Зубарев, сделали по совершению преступлений против Советского правительства.
Зубарев. Я давал указания по линии сельского хозяйства в отношении срыва хлебозаготовок, поощрения враждебных настроений в связи со сдачей хлеба, о противодействии коллективизации, о противодействии мероприятиям, проводимым партией и правительством в отношении укрепления колхозов.
Вышинский. Это в каком году?
Зубарев. Эти указания я давал, когда был на Урале - в 1931 году.
Вышинский. А об организации кулацких восстаний вы давали указания?
Зубарев. Давал. Они находились в прямой зависимости от этих мероприятий.
Вышинский. Скажите, что именно вы припоминаете в этой части?
Зубарев. Что нами делалось в отношении кулацких восстаний в области организационных мероприятий? Создание на периферии организационных групп. Ничего другого в тот момент конкретно мы предпринять, конечно, не могли.
Вышинский. В каких целях?
Зубарев. В целях быть готовыми в подходящий момент к руководству такого рода восстанием и повстанческим движением.
Вышинский. Это вы делали по личной инициативе или не по личной?
Зубарев. Я проводил те директивы, которые я получил от Смирнова, от Рыкова. Эти установки также имел и Кабаков, поддерживавший все время непосредственную связь с Рыковым и Томским.
Вышинский. Дальше - в 1932 году, в 1933 году?
Зубарев. Я должен сказать, что в 1931 году, в конце, я выехал в Москву, но я знал о целом ряде мероприятий, которые проводились на Урале, от участников уральской организации при встрече со мной в Москве. Лично я непосредственных указаний не давал. В конце сентября я выехал и больше на Урал не возвращался, и моя связь поддерживалась только при свидании с отдельными участниками организации. Но я знал о той вредительской работе, которая проводилась по линии промышленности, и о той связи, которую имела уральская организация с троцкистами и эсерами.
Вышинский. Это когда?
Зубарев. В 1932, 1933 и 1934 годах. Это я знаю со слов целого ряда участников и, в том числе, непосредственно от самого Кабакова.
Вышинский. Какие факты вредительства имели место в вашей деятельности?
Зубарев. Я давал вредительские установки, наносящие вред Советскому государству в отношении сельского хозяйства на Урале. Что касается моей работы в Москве, то в Москве контрреволюционная деятельность моя начинается с середины 1933 года.
Вышинский. Скажите, в чем выражается ваша вредительская деятельность?
Зубарев. Когда я работал в области семеноводства по линии Наркомзема Союза, она выразилась в том, о чем говорил вчера подсудимый Чернов: запутывание семеноводства, ухудшение качества семян, применение недоброкачественного материала, плохая его очистка, небрежное хранение, а в результате это вызывало не только снижение урожая, но и враждебное настроение со стороны крестьянства, недовольство этими, так называемыми, сортовыми семенами.
Вышинский. Эти ваши преступления в какой период совершались?
Зубарев. Они имели место в конце 1933 года и начале 1934 года.
Вышинский. А дальше?
Зубарев. А дальше, в марте 1934 года, я оставил работу в Наркомземе Союза и перешел на работу в Наркомзем РСФСР. В Наркомземе РСФСР существовала наша организация, и я имел возможность связаться с этой организацией через Муралова, так как Муралов, будучи членом организации, длительное время был народным комиссаром земледелия РСФСР, а его заместителем был Лисицын. От Муралова я знал, что и Лисицын состоит членом нашей организации.
Вышинский. В чем ваша преступная деятельность заключалась в Наркомземе РСФСР?
Зубарев. Здесь моя преступная деятельность заключалась, прежде всего, в неправильном планировании посева овощей, в частности, уделялось слабое внимание развитию посевов овощей в наших восточных районах, где развитие овощеводства имело громадное значение, особенно в связи с развитием промышленности, в частности, в ДВК и в Западно-Сибирском крае. Завоз туда овощей из основных овощных районов центральной части России составлял величайшие экономические трудности и загружал транспорт чрезвычайно невыгодным грузом,-это во-первых. Во-вторых, проводилась точно такая же работа в отношении слабого развития питомников по плодовым растениям. Плодоводство за последнее время начало чрезвычайно быстро развиваться, колхозное население стало предъявлять все более растущий спрос в связи с увеличением материального благосостояния, а мы не в состоянии были этот спрос удовлетворить. Слабое развитие питомников точно так же осуществлялось как одно из вредительских мероприятий.
По линии совхозов основное вредительство заключалось в том, что до самого последнего времени не были установлены правильные севообороты, а в целом ряде совхозов вовсе не было севооборота. Все это, естественно, снижало урожай. Целый ряд совхозов, имевших большое количество скота, вследствие неправильного построения севооборотов оставался без кормов, в результате - падеж скота, медленное развитие скотоводства. Почему я говорю только об этом круге мероприятий? Дело в том, что по линии Наркомзема РСФСР круг наших мероприятий был крайне ограничен, ибо основные мероприятия были сосредоточены по линии Наркомзема Союза.
Вышинский. Известно вам было, что в программу этого центра и всей группы "право-троцкистского блока" входили террористические акты?
Зубарев. Да, известно.
Вышинский. Значит, вы об этом знали. Вы лично причастны в какой-либо мере к организации террористических актов?
Зубарев. Да.
Вышинский. Когда, против кого?
Зубарев. В конце 1936 года, примерно в декабре, мы - я и Лисицын - имели директиву об организации в Наркомземе РСФСР террористической группы. В состав этой группы входили...
Вышинский. Это сейчас не существенно, кто входил. Вы входили в эту группу?
Зубарев. Да, я входил.
Вышинский. Вы организовали эту группу?
Зубарев. Я был одним из участников и одним из организаторов ее.
Вышинский. Против кого вы намеревались совершить ваши злодейские террористические акты?




Продолжение следует….


Рецензии