Из материалов следственного дела Бухарина-73

Утреннее заседание 3 марта 1938 года.

Допрос подсудимого Зубарева

 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:
Армвоенюрист В. В. Ульрих, Председатель Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР
СЕКРЕТАРЬ:
Военный юрист 1-го ранга А. А. Батнер

Зубарев. Вначале мы конкретно никого персонально не имели в виду, а вообще намечали террористические акты против руководящего состава Центрального Комитета ВКП(б), в частности, против членов Политбюро. В силу своего положения, в силу своих связей и больших возможностей в смысле организации террористического акта мы остановились на Молотове.
Вышинский. На Молотове - Председателе Совета Народных Комиссаров СССР?
Зубарев. Да, на Молотове.
Вышинский. А еще были у вас преступные замыслы такого рода?
Зубарев. Мы остановились на этом. Других возможностей мы не видели. Вначале ставился вопрос относительно Сталина, Кагановича, Ворошилова и Молотова, но мы остановились на Молотове по тем соображениям, о которых я уже говорил.
Вышинский. Именно по техническим условиям?
Зубарев. По техническим условиям и по нашим возможностям.
Вышинский. Расскажите, при каких обстоятельствах вы оказались агентом царской охранки?
Зубарев. Не охранки, а царской полиции.
Вышинский. Это разница?
Зубарев. Маленькая разница есть, но существо одно и то же.
Вышинский. Я тоже так думаю.
Зубарев. В 1908 году в деревне у моего отца, где я также был в тот момент, был произведен обыск с большим нарядом полиции. При обыске было найдено значительное количество литературы.
Вышинский. Какой?
Зубарев. Нелегальной литературы. Руководивший обыском пристав Васильев поставил передо мной вопрос в такой плоскости: "Если вы, Зубарев, хотите избегнуть репрессии, то у вас есть только единственная возможность - принять мое предложение быть агентом полиции". Я тогда определенного ответа не дал, но сказал ему, что я в случае согласия сумею к нему зайти.
Через некоторое время я был у него на квартире в городе Котельниче, получил от него задания относительно информации о составе Котельнической организации, о характеристике отдельных, наиболее активных руководителей - Чибисове, Петухове и Попове, я должен был давать сведения о спичечной фабрике и о воинском гарнизоне. Это было в декабре-ноябре 1908 года. В марте я был у него второй раз, затем выехал из пределов Вятской губернии в Уфимскую губернию и поступил на работу в качестве счетовода в кооперативе в уездном городе. В первый момент мне там не пришлось встречаться с полицией, но затем, в середине 1910 года, у меня установилась связь со стерлитамакским исправником.
Вышинский. Какая связь?
Зубарев. Как агента.
Вышинский. То есть вы стали агентом полиции в Стерлитамаке?
Зубарев. Да. Пристав Васильев мне заявил, что им было послано соответствующее уведомление по месту моего последующего жительства. С этого времени началась моя работа, причем я получил кличку "Парень".
Вышинский. Это вторая ваша кличка?
Зубарев. Да. Первая кличка была "Василий".
Вышинский. Были у вас еще клички?
Зубарев. Была еще кличка "Прохор", в Уфе.
Вышинский. В какое время?
Зубарев. В начале 1916 года.
Вышинский. Вы чем тогда занимались, кроме провокаторской работы? Ваше официальное положение?
Зубарев. Я работал в городе Стерлитамаке уездным инструктором по кооперации.
Вышинский. Кого вы предавали?
Зубарев. Кооперативные кадры и кадры земских работников. В Стерлитамаке я имел поручение давать сведения о ссыльных, которых было в Стерлитамаке значительное количество.
Вышинский. Освещали ссылку?
Зубарев. Да.
Вышинский. Большевистскую ссылку освещали?
Зубарев. Там был один социал-демократ, агроном Силин, и еще один социал-демократ, фамилию которого я сейчас не помню.
Вышинский. Значит, всех, кого предали, вам трудно запомнить?
Зубарев. Во всяком случае, поскольку я не отрицаю самого факта...
Васильев. Приходилось.
Председательствующий. В частности, не приходилось ли вам завербовать Зубарева?
Васильев. Зубарева да, так точно.
Председательствующий. В двух словах расскажите, как вы его завербовали.
Васильев. Полицейский урядник Смердинской волости, где жил в деревне Зубарев Прокопий Тимофеевич в доме своего отца, сообщил мне, что там собираются молодые люди, поют революционные песни, читают революционные книги. Ну, я, конечно, по долгу своей службы тогда с урядником Коневым приехал в деревню, сделал обыск, обнаружил действительно много революционных изданий, последние отобрал, и Зубарева пришлось, конечно, арестовать. В моей канцелярии Зубарев сказал, что у них еще есть в деревне революционно настроенные люди, назвал он мне имена двух человек, но фамилии не сказал, и сказал, что он выявит этих двух людей. Я доложил исправнику. Исправник велел его завербовать и отобрать от него подписку.
Председательствующий. Какого характера подписку?
Васильев. О том, что он обязуется давать полиции сведения. При отобрании этой подписки он сказал, что кличка его будет "Василий".
Председательствующий. Сам сказал?
Васильев. Да, сам сказал. Я хорошо помню.
Председательствующий. О деньгах стал разговаривать?
Васильев. Потом уже о деньгах.
Председательствующий. Какая же плата была установлена?
Васильев. Исправник прислал ему 30 рублей.
Председательствующий. Потом вам приходилось давать ему еще деньги?
Васильев. Я хорошо помню один раз, но может быть и еще давал, я не отрицаю.
Вышинский. В течение какого времени вы были связаны с Зубаревым?
Васильев. С 1908 по 1909 год.
Вышинский. Сколько же времени в общем?
Васильев. Год, в общем.
Вышинский. Год с лишним?
Васильев. Да. Связался в начале 1908 года, а в начале 1909 года он выехал из Котельнического уезда.
Вышинский. А вы знали его семью по месту?
Васильев. Нет, не знал. У меня было шесть волостей, народу было много.
Вышинский. А как вы запомнили его хорошо? С тех пор времени прошло немало, а вы запомнили этого Зубарева так хорошо.
Васильев. Запомнил.
Васильев. По моей работе.
Вышинский. Он еще с вами встречался?
Васильев. После 1909 года я его в глаза не видел. Он тогда был еще человек молодой, а теперь он как будто бы мужчина пожилой.
Вышинский. Ну, я думаю! Вы тогда тоже были моложе (к председателю). Можно Зубарева спросить?
Председательствующий. Подсудимый Зубарев.


Продолжение следует….


Рецензии