Из материалов следственного дела Бухарина-79

Вечернее заседание 3 марта 1938 года.

Допрос подсудимого Рыкова

 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:
Армвоенюрист В. В. Ульрих, Председатель Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР
СЕКРЕТАРЬ:
Военный юрист 1-го ранга А. А. Батнер

Вышинский. Что вы скажете, подсудимый Бухарин?
Бухарин. Я подтверждаю все. что говорил здесь до сих пор Рыков. Слепков посылался на Северный Кавказ именно для этой цели. Надо сказать для исторической точности...
Вышинский. Вы для истории не старайтесь говорить, подсудимый Бухарин. Она сама запишет то, что для истории будет интересно. А вот Рыков здесь сказал, что с ведома центра, по прямому заданию центра, в частности его, Рыкова, и вашему, Бухарина, на Северный Кавказ в 1931 или в 1932 году...
Бухарин. Я думаю, что это было весною 1932 года.
Рыков. Да, это было в 1932 году.
Вышинский. Стало быть весной 1932 года по прямому заданию центра, и в частности Рыкова и Бухарина, направляется на Северный Кавказ один из ваших ближайших соучастников по подполью Слепков для всемерной, как сказал Рыков, организации кулацких выступлений. Правильно это?
Бухарин. Я уже сказал, что подтверждаю от первого до последнего слова все то. что сказал здесь Рыков.
Вышинский. Следовательно, вы послали Слепкова для организации кулацких восстаний на Северном Кавказе?
Бухарин. Следовательно, послал для того, чтобы поднять восстание.
Вышинский. Вы лично инструктировали Слепкова?
Бухарин. Слепков никакого инструктажа не требовал, потому что он был достаточно квалифицированным человеком.
Вышинский. Квалифицированным в каком отношении?
Бухарин. Квалифицированным в том отношении, чтобы сделать необходимые организационные и практические выводы.
Вышинский. То есть квалифицированным и для того, чтобы поднять восстание?
Бухарин. И для того, чтобы поднять восстание. Тогда стояла задача всемерного обострения кулацкого недовольства по отношению к Советской власти, задача разжигания этого недовольства, организации кадров и организации выступлений, вплоть до вооруженных кулацких восстаний.
Вышинский. Вот это я и хотел знать.
Бухарин. Это я и говорю.
Вышинский. Теперь можно перейти к Сибири.
Рыков. Относительно Сибири я знаю со слов Бухарина...
Вышинский. О чем?
Рыков. О том, что Яковенко в Сибири осуществлял такую же работу, какая велась на Северном Кавказе, то есть он стремился поднять кулацкие активные выступления. Он неоднократно видался с Бухариным и разговаривал с ним. Конечно, Бухарин давал ему установки, директивы, пропагандировал его.
Вышинский (обращаясь к суду). Позвольте Бухарина спросить по этому поводу.
Бухарин. Тут только нужно более или менее решительно сказать, потому что я предлагал Яковенко план...
Вышинский. Какой план?
Бухарин. План восстания при помощи партизан в какой-то области Сибири.
Вышинский. Значит, этот факт имел место?
Бухарин. Этот факт имел место. Я об этом факте докладывал на собрании центра, кажется, там была вся тройка.
Вышинский. Рыков как будто отказывается.
Бухарин. Я говорю, как я помню.
Вышинский. Подсудимый Рыков правильно осветил факт посылки вами Яковенко в Сибирь для организации кулацкого восстания?
Бухарин. Правильно. Яковенко встретил меня случайно в Серебряном бору. Он сказал, что есть достаточные силы для того, чтобы поднять восстание. Я ему согласия сначала не дал, сказал, посоветуюсь со своими единомышленниками. Этот вопрос я поставил формально на обсуждение центра.
Вышинский. В 1932 году?
Бухарин. Да. Они выразили недовольство, что я сразу не ответил Яковенко положительно.
Вышинский. А вы ответили положительно?
Бухарин. Нет, они выразили недовольство, что я не ответил положительно.
Вышинский. Повторите, пожалуйста, я не расслышал,
Бухарин. Извиняюсь, я может быть недостаточно громко говорю. После этого состоявшегося решения я об этом сказал Яковенко.
Вышинский. Что вы сказали Яковенко?
Бухарин. Я сказал, не вдаваясь в детали технической стороны, что центр стоит за то, чтобы движение разжечь и поднять восстание.
Вышинский. И он поехал?
Бухарин. Да, он поехал.
Вышинский. И что же, были там в Сибири кулацкие выступления?
Бухарин. Да, выступления были.
Вышинский. Вы не помните, это было в Бийском районе?
Бухарин. Я не помню, может быть в Бийском районе.
Вышинский. Это не так существенно.
Бухарин. Да, не так существенно.


Продолжение следует….


Рецензии