Из материалов следственного дела Бухарина-84

Вечернее заседание 3 марта 1938 года.

Допрос подсудимого Рыкова

 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:
Армвоенюрист В. В. Ульрих, Председатель Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР
СЕКРЕТАРЬ:
Военный юрист 1-го ранга А. А. Батнер


Вышинский. Значит, в блок входили троцкисты, зиновьевцы, правые, буржуазные националисты, среднеазиатские группы, белорусские группы и через Гринько - украинские группы?
Рыков. С Гринько началась связь.
Вышинский. Обвиняемый Гринько, вы в "право-троцкистский блок" входили?
Гринько. Да, но несколько позже, в 1935 году, входил как представитель национально-украинской фашистской организации.
Вышинский. С кем вы были связаны?
Гринько. С Рыковым, с Бухариным.
Вышинский. Как вы показывали?
Гринько. Да.
Рыков. Должен сказать, что относительно Гринько я знал, что он правый, вел с ним разговоры, что он являлся представителем от Украины, но что он является официальным представителем - этого я не знал.
Вышинский. Мандата он вам не предъявлял?
Рыков. Речь не о мандате...
Вышинский. Но вы Гринько знали как старого боротьбиста или не знали?
Рыков. Конечно, знал и многих других знал, но не каждый из них является представителем организации.
Вышинский. Что же, вы его рассматриваете персонально, как Гринько?
Рыков. Я знал, что он должен быть одним из членов этой организации...
Вышинский. Что он не только член, а руководитель организации?
Рыков. О его роли я мог подозревать, но я этого не знал.
Вышинский (обращаясь к суду). Позвольте спросить обвиняемого Гринько. Обвиняемый Гринько, шла ли речь, что он мог только подозревать вашу роль как руководителя националистической организации на Украине или шла речь о другом?
Гринько. Рыков говорит неправду, потому что моя связь с право-троцкистским центром через Рыкова началась с того, что я в одном из наших разговоров рассказывал ему о национал-фашистской организации на Украине, об ее желании сотрудничать с центральными заговорщическими организациями, о связи националистической фашистской организации с немецкими и польскими фашистами.
Вышинский. Обвиняемый Рыков, говорил с вами Гринько о том, о чем он сейчас сказал?
Рыков. Нет, я не помню.
Вышинский. Не помните? А вы, обвиняемый Гринько, это утверждаете?
Гринько. Утверждаю.
Вышинский. А кроме Рыкова, с кем еще вы были связаны?
Гринько. С Бухариным. Кроме того, с Антиповым. Но с Бухариным я был связан уже не по Украине, а по той подрывной работе в общесоюзном масштабе, которую я как член центра блока, представлявший украинскую организацию, вел.
Вышинский. Обвиняемый Бухарин, показания Гринько вы подтверждаете?
Бухарин. Я знал, что он входил в блок, вел с ним разговоры, и потом мне было известно, в общей форме, что он связан с националистическими украинскими кругами. Я должен сказать, потому что из-за этого здесь происходит некоторая путаница и некоторое непонимание. Ведь "право-троцкистский блок" - это была неоформленная организация, она оформилась только в этом контактном центре. Поэтому совершенно естественно, что тут ни мандатов, ни представительства в общей организации не было, - речь могла идти только о представителе в каком-нибудь органе, а относительно блока тут не возникал вопрос.
Вышинский. Я хочу только выяснить, рассматривали ли вы участие Гринько в этой заговорщической общей группе как роль одного из руководителей националистической украинской организации?
Бухарин. Когда вы говорите "группа", вы имеете в виду всю совокупность организации?
Вышинский. Конечно.
Бухарин. Как представителя - нет, но как человека, фактически выражающего соответствующие настроения, - да.
Вышинский. То есть, вы имели в виду, что через Гринько вы действуете по отношению ко всей националистической украинской группе?
Бухарин. Устанавливается определенная связь, он идет репрезентантом, но не в формальном смысле, а в смысле передачи настроений.
Вышинский. Речь идет не о репрезентантстве, а речь идет об участии...
Бухарин. Речь шла о применении в "право-троцкистском блоке" того комплекса идей, комплекса тех мероприятий, которые хвостом тащились за Гринько.
Вышинский. Имеет ли право обвинение формулировать этот вопрос таким образом, что в "право-троцкистский блок" в широком смысле слова, о котором мы сейчас говорили, который обвиняется в целом ряде преступлений, изложенных в обвинительном заключении, входили троцкисты, зиновьевцы, правые, буржуазные националисты в лице Икрамова, Ходжаева, Гринько, Шаранговича и стоящих за ними националистических групп?
Бухарин. Если речь идет о "право-троцкистском блоке", как совокупной организации, а не о верхушечной группе, я считаю, что вполне правильно поставить вопрос так, как вы его ставите.
Вышинский. Позвольте мне спросить Крестинского.
Подсудимый Крестинский, вам известно о том, что троцкисты входили в "право-троцкистский блок", о котором здесь идет речь?
Крестинский. Мне известно со слов Пятакова, когда он говорил со мной об этом в феврале 1935 года, что образовалась организация, объединяющая правых, троцкистов и военных и имеющая своей целью подготовку военного переворота. Мне было также известно, что в состав руководящего центра входят от правых-Рыков, Бухарин, Рудзутак и Ягода, от военных - Тухачевский и Гамарник, от троцкистов - Пятаков. Что в этот центр входили представители национал-демократических организаций, этого он мне не говорил, и когда в 1937 году мне пришлось с Розенгольцем быть в этом центре, то представителей этих организаций в этом центре тоже не было.
Что же касается объединения сил, то несомненно, что этот самый центр, объединявший правых, троцкистов и военных, опирался и на национал-демократические организации, но организационной формы этого объединения я не знал.
Вышинский. Значит, вы подтверждаете, что в "право-троцкистский блок", как организацию антисоветских сил, входили те группы, о которых говорил обвиняемый Бухарин, то есть правые, зиновьевцы, троцкисты, буржуазно-националистические группы и так далее?
Крестинский. Относительно буржуазно-националистических групп я не решаюсь сказать, что они входили на равных правах.
Вышинский. А я и не говорю, что они входили на равных правах. Причем тут равные права? Это ведь не Лига наций!
Крестинский. Когда мы говорим об организационной структуре...
Вышинский. Я не говорю об организационной структуре, я говорю о политической связи. Вы говорите, что знали это от Пятакова, а сами лично...
Крестинский. В 1937 году, когда я вошел в центр вместе с Розенгольцем, после выхода Пятакова, и мы были там в течение 3-4 месяцев, у нас личной связи с ними не было...
Вышинский. Вы сами лично входили в этот контактный центр?
Крестинский. Я его под этим названием не знал.
Вышинский. Называли вы каждый по-своему, но по сути дела?
Крестинский. В этот центр после ряда арестов входили в 1937 году: Розенгольц и я - от троцкистов, Рудзутак и Ягода - от правых, Тухачевский и Гамарник - от военных.
Вышинский. А Рыков где был?
Крестинский. Рыков был или арестован, или был в нетях. Это было не ранее февраля 1937 года.
Вышинский. Обвиняемый Рыков, вы когда были арестованы?
Рыков. 27 февраля 1937 года.
Крестинский. Я лично сносился только с Рудзутаком, потому что с Ягодой сносился Рудзутак, мы не собирались все вместе.
Вышинский. Следовательно, вы не только со слов Пятакова знали о существовании такого рода объединения антисоветских сил, но и непосредственно в этом убедились?
Крестинский. Это так.


Продолжение следует….


Рецензии