Из материалов следственного дела Бухарина-86

Вечернее заседание 3 марта 1938 года.

Допрос подсудимого Рыкова

 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:
Армвоенюрист В. В. Ульрих, Председатель Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР
СЕКРЕТАРЬ:
Военный юрист 1-го ранга А. А. Батнер


Вышинский. А ваше мнение, подсудимый Рыков? Можно сказать, что Бухарин стоял на точке зрения поражения СССР?
Рыков. Я только хочу изложить факт, который был в моем присутствии (обращаясь к Бухарину). Я от тебя услыхал в первый раз термин "открытие фронта".
Вышинский. А что вы именно услыхали?
Рыков. Я и хочу сказать. Может быть, это было продолжением предыдущей дискуссии или обсуждения с Томским, - я это отнюдь не исключаю, но мы были втроем - я, ты и Томский, и тогда ты высказал такого рода мысль, что в случае открытия фронта необходимо, во избежание захвата власти военными, принять определенные меры против военной диктатуры.
Вышинский (обращаясь к Бухарину). Правильно это?
Бухарин. Это правильно.
Рыков. То есть Бухарин тогда в моем присутствии дискутировал вопрос о том, как при открытии фронта избегнуть...
Вышинский. С кем дискутировал?
Рыков. Я говорю, что были я, Томский и Бухарин, никого больше не было. Дискутировал, как в случае открытия фронта избегнуть опасности наполеоновщины, военной диктатуры.
Вышинский. А кого подозревали в этой наполеоновщине?
Рыков. Я не помню. Вопрос стоял вообще. Главарем военных был Тухачевский. Я не могу сказать, названо было его имя или нет.
Вышинский. Словом, вы опасались, что Тухачевский возомнит себя Наполеоном?
Рыков. Я излагал то, что сказал Бухарин. Вот это я в первый раз тогда услыхал термин "открытие фронта". Я говорю: услыхал его в этом изложении Бухарина и поэтому в своих показаниях сказал: до этого я не слыхал, я не встречался с этой идеей и не говорил об этом с Томским. Я говорил, что Бухарин занимал крайнюю позицию в этом отношении, потому что впервые я услыхал слова "открытие фронта" от Бухарина и именно в той концепции, которую я изложил сейчас. Когда он излагал, он вовсе не говорил, что есть какие-то мерзавцы, которые хотят открыть фронт, и прочие такие вещи, этого не было.
Вышинский. А как, Бухарин был за это?
Рыков. Он излагал это спокойно: в случае открытия фронта, то есть во избежание такой опасности, нужно то-то и то-то. Но если человек ставит вопрос, что нужно предпринять для избежания определенной опасности какие-то меры, то он об этом говорит только в том случае, если осуществление самой меры считает возможным.
Вышинский. Правильно.
Рыков. Поэтому я вынес впечатление, что Бухарин относится, во всяком случае, допустимо к этому.
Вышинский. Правильно.
Рыков. По-моему, иначе понимать и толковать это нельзя.
Вышинский. Можно вас так спросить: была ли в этом вопросе у Бухарина пораженческая линия?
Рыков. Это слишком элементарно.
Вышинский. Бывают элементарные вещи, которые не плохо повторить. Да или нет?
Рыков. Конечно, да.
Вышинский. Можно сказать, что Бухарин стоял на точке зрения поражения СССР?
Рыков. Зная Бухарина, я бы сказал, что возможно он не считал это единственным, но считал это то, что называется, дискутабельным, в определенных условиях осуществимым.
Вышинский. Я не говорю - единственно возможным, а одним из средств - открытие ворот врагу. Правильно?
Рыков. Да, но как возможное, но необязательное.
Вышинский. Понятно, как возможное, но необязательное, то есть не только этим путем шел к своей цели. Это и есть измена?
Рыков. Да.
Вышинский. Считаете вы Бухарина изменником?
Рыков. Таким же изменником, как и себя.
Вышинский. Вы подтверждаете показания, которые вы дали Прокурору СССР (читает): "что касается нашей пораженческой позиции, то и ее Бухарин полностью разделял".
Рыков. Я должен поправку внести: первое, в моем присутствии...
Вышинский. Ясно, не в отсутствии.
Рыков. Но вообще до меня с кем-то обсуждал.
Вышинский. Если рассматривать вас, Бухарина и Томского как Центр правой части "право-троцкистского блока", то в этом центре о необходимости предварительного соглашения вашей организации с иностранными государствами вы впервые услышали от кого?
Рыков. Я был таким же членом центра, как и он, и если при мне говорят такие вещи и я не веду человека к вам, я уже отвечаю.
Вышинский. Вы хотите здесь по благородному рассуждать, а как было в действительности: он вам говорил или вы ему говорили?
Рыков. Я писал об этом, я не думал, что это будет так.
Вышинский. Вы же говорили, что в моем присутствии первый он сказал, значит, не вы ему говорили, а он вам. Правильно?
Рыков. Да.
Вышинский. Но вы одинаково за это отвечаете. Он вам сказал. Инициатива была у вас или у Бухарина?
Рыков. Инициатива взятия слова?
Вышинский. Да.
Рыков. Это так.
Вышинский. Дальше: "Он крайне положительно отнесся к информации о переговорах с германскими фашистскими кругами". Это подтверждаете?
Рыков. Да, да.
Вышинский. Подтверждаете это?
Рыков. Да. Разрешите внести точность. Положительность заключалась в том, что когда мы обсуждали вопрос о сближении с немцами, об избежании войны с ними, Бухарин сделал предложение о ряде уступок.
Вышинский. Дальше: "что же касается нашей пораженческой позиции, то и ее Бухарин полностью разделял". Подтверждаете это?
Рыков. Да.
Вышинский. "И высказывался за эту позицию еще более резко, чем мы". Кто это мы?
Рыков. Я имел в виду себя и Томского. Я имею в виду вопрос об открытии фронта. Детально, как избежать того, другого или третьего, мы не рассматривали.
Вышинский. Дальше: "...и как пораженец, он высказывался даже более резко, чем мы".
Рыков. Тут может быть лучше изменить формулировку. Я не хочу в этом отношении ставить себя лучшим, чем он. Мы одинаковы.
Вышинский. Это ваши мотивы, а факты?
Рыков. Они были такие же, как и мотивы, потому что я совершенно...
Вышинский. Факты не могут быть такими, как мотивы. Факты остаются фактами. Вы хотите положение Бухарина в этом вопросе облегчить.
Рыков. Не то, чтобы облегчить, но я не хочу себя облегчать за счет Бухарина.
Вышинский. На предварительном следствии вы показывали правду или неправду?
Рыков. Конечно, я показывал правду, я думаю, что все понимают, что я человек достаточно взрослый, опытный и могу делать такого рода отличия. Допустим, я сказал то и другое. Я старше его, и моя ответственность не уменьшается и не смягчается.
Вышинский. Могу ли я поставить вам иначе вопрос? Высказывался ли Бухарин за эту позицию, за пораженческую позицию, как вы говорите, достаточно резко, столь же резко, как и вы?
Рыков. Да.
Вышинский. И дальше: "...он внес предложение и формулировал идею открытия фронта немцам в случае войны".
Рыков. Вот здесь я должен добавить, что он формулировал в моем присутствии так вопрос об опасности захвата власти.
Вышинский. Это вы подтверждаете?
Рыков. Да.
Вышинский. Таким образом, если Бухарин говорит, что он против пораженческой позиции, прав он или не прав?
Рыков. Тут я Бухарина не понял и не понимаю. Главное, политический деятель отвечает за свои действия и за результаты своих политических действий. Это единственно, что должно требовать и от меня, и от себя, а вовсе не так, что он себе думает. Тогда это будет иметь интерес.
Вышинский. У меня к подсудимому Рыкову вопросов больше нет.
Председательствующий. Подсудимый Рыков, в ваших показаниях о работе организации правых в Белоруссии вы отметили, что фактически ваша организация правых в Белоруссии превратилась в экспозитуру польского генерального штаба. Это правильно?
Рыков. Да.
Председательствующий. И дальше в этом же показании вы говорили, что ваша организация правых на территории Белоруссии получала директивы однородные от польского генерального штаба, с одной стороны, и, с другой стороны, - от центра правых. Как это понимать?
Рыков. В каком смысле однородные?
Председательствующий. По вредительской работе, о том, что необходимо уменьшение поголовья скота.
Рыков. Даже больше. Эта директива, как говорил Голодед, была получена своевременно от поляков. Я не помню, чтобы он говорил, что эта директива получена от центра.
Председательствующий. Но задания от поляков, которые получала ваша организация по Белоруссии, совпадали с теми заданиями, которые давал ваш центр?
Рыков. Я не помню, какие давались задания, во всяком случае я не давал.
Председательствующий. Вредительские задания давал ваш центр в области сельского хозяйства, в области животноводства?
Рыков. Нет, задания в этой области не давались.


Продолжение следует….


Рецензии