Подлинная история бременских музыкантов

                Алексей Уставщиков


П О Д Л И Н Н А Я  И С Т О Р И Я

Б Р Е М Е Н С К И Х  М У З Ы К А Н Т О В

Пьеса для театра кукол в одном действии по мотивам сказки братьев Гримм

Автор текстов песен – Артём Алендеев

Д Е Й С Т В У Ю Щ И Е  Л И Ц А:

А р т и с т ы.
Осёл.
Пёс. 
К о т.
П е т у х.
Р а з б о й н и к и.

Пролог

Появляются  б р о д я ч и е  а р т и с т ы. Они везут телегу. Все четверо смеются.

П е р в ы й (Второму). А всё ты!
Т р е т и й (Второму).Это ты во всём виноват!
В т о р о й. Я?!
Ч е т в ё р т ы й (Второму). И спасибо тебе за это…
П е р в ы й, Т р е т и й, Ч е т в ё р т ы й (вместе). Огромное!!!
Т р е т и й. Ну, вылитый Пёс!
П е р в ы й. И правильно, что они тебе его сейчас подарили!

Первый артист достаёт из повозки куклу Пёс, и «торжественно» вручает её Второму артисту под дружный хохот Третьего и Четвёртого.

В т о р о й. Я Пёс? А знаешь кто ты? Ты Осёл! И хорошо, что они тебе его сейчас подарили!

Второй артист достаёт из повозки куклу Осёл, и «торжественно» вручает её Первому артисту под дружный хохот Третьего и Четвёртого.

Т р е т и й (смотря на куклу). Да, грива ослиная.
Ч е т в ё р т ы й. Нос ослиный.
Т р е т и й  и  Ч е т в ё р т ы й. А какие копыта!
П е р в ы й. Да, действительно, Осёл! Хоть и разбойником был.
Т р е т и й. Ой, ой, какие признания. Ведь я тоже был злым, суровым, яростным и кровожадным.
Ч е т в ё р т ы й. А похож на Кота!

Четвёртый артист достаёт из повозки куклу Кот, и «торжественно» вручает её Третьему артисту под дружный хохот Первого и Второго.

Т р е т и й. Абсолютно верно! И не удивительно, что они мне его подарили.

Третий артист достаёт из повозки куклу Петух, и «торжественно» вручает её Четвёртому артисту под дружный хохот Первого и Второго.

Ч е т в ё р т ы й. Ой, ой, не надо так смотреть! Да, на концертах голос потерял! (От лица куклы Петух, хриплым голосом.) Кхе-кхе!.. Ку-ка-ре-ку!!! И-и-и!!!
П е р в ы й (от лица куклы Осёл). Нет, не так! Там же ля бемоль. Иа! Иа!!!
Т р е т и й (от лица куклы Кот). Кто тебя так учил петь? Там до диез мажор! Мяу! Мяу!!!
В т о р о й (от лица куклы Пёс). Не так! Начинать надо с малой октавы! Гав! Гав!!!
Т р е т и й (смотря в зал, тихо). Зритель… не ушёл…
В т о р о й. Значит, представление ещё не закончилось…
П е р в ы й. Мы им сейчас такое представление устроим…
Т р е т и й. Работаем, работаем!..
В т о р о й. Играем, играем!..
П е р в ы й. Быстрее, быстрее!..
Ч е т в ё р т ы й. Начали!!!
Артисты (поют). Вы знаете, что было?
                Скорей всего не знаете.
                А если бы и знали,
                То сильно удивились бы!
                Что эта вся история
                Произошла здесь, рядом,
                Практически под боком,
                Гораздо ближе даже!

                Рукой подать до Бремена!
                Буквально шаг до Бремена!
                Похитим ваше время мы,
                И всё сейчас расскажем!

                Нам и самим не верится,
                Хотя мы были рядом,
                Когда случилась эта
                Правдивая история!
                Но та, что нам запомнилась,
                Так сильно отличается
                От той, что мы услышали
                Вот-вот буквально только что!

                А вдоль дороги к Бремену
                Живут простые граждане.
                Мы им и вам расскажем
                Как всё произошло:

                О том ,что было - не было,
                О том, какими были мы,
                О том, как переменчива,
                Запутана судьба!
                А может не об этом,
                А может быть всё проще,
                И то о чём история
                Придётся Вам решать!
                Рукой подать до Бремена!
                Буквально шаг до Бремена!
                Похитим ваше время мы…
                И!..
                Бежать! Бежать! Бежать!
Т р е т и й (в зал). Много лет тому назад…
Ч е т в ё р т ы й (в зал). Недалеко от  города Бремен…
П е р в ы й (в зал). Жил на свете мельник.
В т о р о й (удивлённо смотрит в сторону). Бежать, бежать, бежать!!! (Пытается убежать.)
Т р е т и й (останавливая Второго). Куда? На место! (В зал.) Много лет тому назад!
Ч е т в ё р т ы й (в зал). Недалеко от  города Бремен…
П е р в ы й (в зал). Жил на свете мельник.
В т о р о й (восторженно смотря в сторону). Бежать, бежать, бежать!!! (Убегает.)
П е р в ы й,  Т р е т и й  и  Ч е т в ё р т ы й (вслед Второму). Куда?!!
Ч е т в ё р т ы й. У него всё не как у людей!

Появляется  В т о р о й. В руках он держит старое колесо для телеги.

Т р е т и й. Ну что ты опять притащил?!
П е р в ы й. Действительно,–  Пёс!
В т о р о й. Вот!!!
П е р в ы й,  Т р е т и й  и  Ч е т в ё р т ы й. Что это?!
В т о р о й. Пятое колесо!
Т р е т и й. Что?!!
П е р в ы й. Я давно уже не разбойник, но я его сейчас побью…
Т р е т и й (Первому). Спокойно! (Второму.) Ты что не понимаешь, зритель ждёт!
Ч е т в ё р т ы й (Второму). Ты хочешь испортить нам представление?!!
В т о р о й (смеясь). Эх вы!!! Осёл, Пёс, Кот и Петух -  а на самом деле… они ведь как пятое колесо...
П е р в ы й,  Т р е т и й  и  Ч е т в ё р т ы й (удивлённо). В телеге...

Второй водружает старое колесо в центр телеги.
Примечание автора: далее, в процессе спектакля, это пятое колесо может быть «дорожкой», дополнительной площадкой и т.д., исходя из решения спектакля.


В т о р о й (Первому, Третьему и Четвёртому). Ну что смотрите? Зритель ждёт! Начали! Начали!!!

Картина первая

В т о р о й (в зал.) Много лет тому назад, не далеко от города Бремен, жил на свете мельник! И был у мельника Осёл.

Первый артист берёт куклу  О с ё л; далее он работает куклой.

Т р е т и й. Хороший был Осёл, умный и сильный. Долго работал Осёл на мельнице, таскал на спине мешки с мукой и вот, наконец, состарился.
Ч е т в ё р т ы й. Видит хозяин: ослабел осёл, не годится больше для работы.
О с ё л. А выгнать его из дому не смог, потому как добрый был человек.
В т о р о й,  Т р е т и й  и  Ч е т в ё р т ы й. Да, да, да, да, да!
О с ё л. Хороший.
В т о р о й,  Т р е т и й  и  Ч е т в ё р т ы й. Да, да, да, да, да!
О с ё л. Да вот беда...
В т о р о й,  Т р е т и й  и  Ч е т в ё р т ы й. Беда? Где беда?
О с ё л. Как-то раз напали на мельника… 
Т р е т и й. Разбойники!
В т о р о й,  Т р е т и й  и  Ч е т в ё р т ы й. Разбойники, разбойники, разбойники…
Ч е т в ё р т ы й. Грабят!
В т о р о й. Обобрали до нитки!
Т р е т и й. И мельницу сожгли!
О с ё л. Мельницу сожгли?
В т о р о й.  Т р е т и й  и  Ч е т в ё р т ы й. Да!!!
О с ё л. И сказал мельник мне...
Ч е т в ё р т ы й. Не прокормить мне тебя, Осёл.
Т р е т и й. Самому бы с голоду не умереть.
В т о р о й. Ступай, Осёл, куда глаза глядят.

                Нужен был, пока был в силах,
                На спине мешки таскать.
                Старость силы подкосила,
                Вот судьба Осла.

                Но жалел меня хозяин.
                Век бы с ним спокойно жил.
                Только раз пришли однажды,
                Где разбойники там кража,
                И грабёж, они ведь даже
                Мельницу сожгли

                Стар я стал и бесполезен,
                Духом крепок – телом слаб;
                Хвост повис, спина облезла.
                Вот и жизнь прошла.

 О с ё л. Вышел я на дорогу. Куда я пойду? Куда денусь? Стар я стал и слаб, и не смогу я больше мешки с мукой таскать. Нужен я теперь хозяину моему как телеге пятое колесо.

Осёл плачет.

В т о р о й (подбадривая Осла). Пятое колесо!
Т р е т и й (Ослу). Хватит ныть!
Ч е т в ё р т ы й (Ослу). Хватит ныть!
В т о р о й. Смотри, Осёл! Видишь, на обочине дороги телега стоит?!
Т р е т и й. Где?
О с ё л (Третьему). Да вон!..
Т р е т и й. Подошёл Осёл к телеге, смотрит...
Ч е т в ё р т ы й. А в телеге лежат гитара…
В т о р о й. Барабан…
Т р е т и й. Скрипка…
В т о р о й,  Т р е т и й  и  Ч е т в ё р т ы й. И труба.
О с ё л. Хм, телега с таким добром и одна... И не нужна никому.
В т о р о й. А потом подумал Осёл.
О с ё л. Постой-ка... А я ведь петь умею. (Поёт очень фальшиво.) Иа-иа! Иа-иа!... Пойду-ка я в немецкий город Бремен, и стану я там уличным музыкантом.

         Был Ослом на мельнице, был простым Ослом!
         Прирождённый барабанщик или кто-то вроде!
         Всё не поздно изменить к лучшему потом!
         А пока есть главное — я уже свободен!

         А когда свободен, дышится легко!
         Не было бы счастья, несчастье помогло!
               
         Я дойду до Бремена судьбе на зло!
         Это только временно мне не везло!
         Я дойду до Бремена! С моим талантом
         Стану там востребованным музыкантом!

О с ё л. Вдруг видит Осёл: лежит охотничий Пёс.
В т о р о й,  Т р е т и й  и  Ч е т в ё р т ы й. Где?
О с ё л. Да вон.
Т р е т и й. Язык высунул.
В т о р о й. И тяжело дышит.
Т р е т и й  и  Ч е т в ё р т ы й (тяжело дыша). А-а-а-а-а-а…
В т о р о й (Третьему и Четвёртому). Да Пёс дышит.

Второй артист берёт куклу  П ё с; далее он работает куклой.

О с ё л (Псу). Эй!
П ё с. Осёл! Обыкновенный Осёл. А я-то уж подумал.
О с ё л. Отчего ты так запыхался, Пёс? Что с тобой?
П ё с. Устал. Бежал долго, вот и запыхался.
О с ё л. Что ж ты так бежал, Пёс?
П ё с. Ах, Осёл, - пожалей ты меня! Жил я у охотника, долго жил, по полям и болотам за дичью бегал. Да вот беда: как-то раз напали на охотника разбойники.
Т р е т и й. Разбойники?
Ч е т в ё р т ы й. На охотника?
П ё с. Кто здесь?
О с ё л. Я.
П ё с. Я?
О с ё л. Иа-Иа.
П ё с. Ты? А я-то уж подумал. Сильны разбойники были. Да и много их было...
О с ё л. Точно! Четверо!
П ё с. Да, четверо! Обобрали хозяина до нитки.
О с ё л. И мельницу сожгли.
П ё с. Ружьё отобрали.
О с ё л. И мельницу сожгли.
П ё с. Да какую мельницу? Ружьё старое отобрали!
О с ё л. И мельницу сожгли.

Осёл и Пёс плачут.

П ё с. И сказал охотник мне: «Не прокормить мне тебя, Пёс. Самому бы с голоду не умереть, Пёс. Беги, куда глаза глядят, Пёс». Нужен я теперь хозяину моему как телеге пятое колесо...

                Нужен был, пока был в силах,
                Дичь с охоты приносить.
                Старость силы подкосила,
                Вот ведь пёсья жизнь

                Но жалел меня хозяин;
                С ним спокойное житьё.
                Только раз пришли однажды,
                Где разбойники там кража,
                И грабёж, забрали даже
                Старое ружьё.

                Стар я стал и бесполезен,
                Духом крепок – телом слаб;
                Хвост повис, спина облезла.
                Вот и жизнь прошла.

Т р е т и й (Псу). Хватит ныть!
Ч е т в ё р т ы й (Псу). Хватит ныть!
П ё с (Третьему и Четвёртому). Ничего вы не понимаете. Нужен я теперь хозяину своему как телеге пятое колесо.
О с ё л. Не горюй!
Т р е т и й  и  Ч е т в ё р т ы й. Не горюй!
О с ё л. Пёс! А пойдём со мной в город Бремен,– сделаемся там уличными музыкантами. Лаешь ты громко, голос у тебя хороший. Ты будешь петь и на гитаре играть, а я буду петь и в барабан бить.
П ё с. А что? Пойдём!

Продолжение следует...

Пьесу можно заказать по адресу: aleust@mail.ru   

© Пьеса, Алексей Уставщиков
© Play, Aleksey Ustavshchikov


Рецензии