Огневушка

Алексей Уставщиков

О Г Н Е В У Ш К А

Пьеса в одном действии по мотивам сказа Павла Бажова «Огневушка-поскакушка»

Д Е Й С Т В У Ю Щ И Е  Л И Ц А:

А г н и я.
Ф и л ь к а.
Ф е д о с ь я.
Ф ё д о р.
                Ф е д ю н ь к а.
Д е д к о  Е ф и м.
О г н е в у ш к а.
М а ч е х а  Ф е д ю н ь к и.
О т е ц  Ф е д ю н ь к и.
Ф и л и н.

К а р т и н а  п е р в а я.

Лес. Прииск. Между деревьями растянута большая самодельная карта. Появляются  д е в у ш к а  и  ю н о ш а.

Д е в у ш к а (зовёт). Фёдор! Фёдор! Фёдор... (Юноше.) Филька, подь сюды.
Ф и л ь к а. О! А ты чаво это карту растянула?
Д е в у ш к а. Я тя ща растяну! Завалинка где, здеся?!
Ф и л ь к а. Ну..
Д е в у ш к а. А мы хде?!
Ф и л ь к а. Ну, здеся.
Д е в у ш к а. Так а река-то хде?! Ты погляди, погляди!
Ф и л ь к а. А это по-твоему не река чо-ли?
Д е в у ш к а (срывает картуз с головы Фильки и кидает в сторону). Да ты лучшее поглянь! Филин пучеглазый!

Появляется ещё одна  д е в у ш к а.

В т о р а я  д е в у ш к а (зовёт). Фёдор! Фёдор! Фёдор... (Говорит первой девушке.) Агния! Да хватит ужо!
А г н и я (второй девушке). А ты не этовай тут, Федосья!
Ф е д о с ь я (зовёт) Фёдор!!!
Ф и л ь к а (Агнии). Вот Федька придет он нас и разрешит...
А г н и я. Вот ты его Федькой-то ашо назови, он тебе быстро сопли-то на уши намотат. (Зовёт.) Федор!!!
Ф и л ь к а. Так и я говорю… Фёдор!!!
Ф е д о с ь я. Федор!
В с е. Федор!!!
А г н и я. Так где на прииск вставать будем?!
Ф е д о с ь я. Я почем знаю.
Ф и л ь к а. Ночь ужо близко...
А г н и я. Прииск ставить надо?! Она! Волки воють! Ограждаться кострами надо?! Ну и чо?!!
В с е. Чо?!! Фёдор! Фёдор!! Фёдор!!!

Появляется  ю н о ш а.

Ю н о ш а (передразнивая). Фёдор! Фёдор!! Фёдор!!!
А г н и я. Ты чо орешь-то? Фёдор…
Ф е д о р. А ни чо!
Ф е д о с ь я. Явилси не запылилси.
Ф е д о р. Не запылилси...
А г н и я. Ты чего цыкотишься-то?
Ф и л ь к а. Ты поглянь в кулачке чаво.
А г н и я (Фёдору). А ну покажь!
Ф е д о с ь я. Нашел чаво?!
Ф е д о р. Ой чаво! Она! (Высыпает на землю содержимое из руки.)
В с е. Она, как блестит...
Ф е д о р.  Слюда сверкат так сверкат... А где слюда там и крупка золота будет. Тута прииск ставить будем!!!
В с е (устанавливая инструменты). Тащи, правее, давай ставь!
Ф е д о р. Филька, воды дай.
Ф и л ь к а. А чо Филька?
А г н и я (Фильке). О! Глаза вылупил, прям как у филина, вон на сосне сидит! (Срывает картуз с Фильки и бросает на землю.)
Ф и л ь к а. Ашо раз картуз бросишь — болотну воду пить будешь.
А г н и я (хохоча). А ты мне поворчухай мне тут ашо!
Ф и л ь к а. Сама на реку пойдешь. (Передразнивает Агнию.) Заваленка, заваленка...
А г н и я (хохоча). Как есть филин пучеглазый!
Ф и л ь к а. Тоже мне, филин, сказошница!.. Прям как дед-то был, как его — дедко Ефим — сказошник сморшенный!.. Старый совсем стал, золотишко-то мыть ужо не мог, так чо удумал-то: коробуху сколотил, куклей вырезал, ну и деткам в деревеньке сказчонку показывал, про эту, как её... О! Про Огневуху, (Агнии.) прям, как ты! Фёдор, помнишь, ты ж с ним водился... со сморшенным-то... (Хохочет.)

Федор медленно встает. Молчит. Встаёт Филька. Затем встают Агния и Федосья.

А г н и я (незаметно передразнивает Фильку). Угу! Угу!..
Ф и л ь к а (испуганно смотря на Фёдора). Федя! Ой, Федор!.. Я чё вспомнил-то — хороший дедок был. Дело важное — детей развлекал...

Фёдор, помолчав, садится. Все остальные тоже садятся.

Ф ё д о р. Хороший… дедок был. Да, старый стал, золотишко мыть не мог. И впрямь коробчонку сделал. Куклей повырезал. Детишкам в деревеньке сказчонку сказывал. Про Огневуху. Про ту, что скакала всё... Огневушка-Поскакушка… Огневушка-Поскакушка… Огневушка-Поскакушка…

Фёдор встаёт, идёт к поклаже, достаёт короб. Из короба достаёт кукол: Филина, Огневушку, Федюньку, Дедка Ефимко.

Ф и л ь к а (смотря на куклу «Филин»). О!!! Филин...
А г н и я. Пучеглазый, как ты…
Ф и л ь к а. Не пучеглазый он, а внимательный. Глянь, как смотрит — уважительно. (Смотря на куклу «Огневушка».) А эта и впрямь, как ты. А ну-ка поскачи!  Огневушка-Поскакушка! Огневушка-Поскакушка!! Огневушка-Поскакушка!!!

Филька и Агния, рассматривая кукол, хохочут.

Ф е д о с ь я (смотря на другую куклу). А это кто? Как звали?
Ф е д о р. Федюнькой.
Ф е д о с ь я. Как тя, чо ли?
Ф е д о р. Ну...
Ф е д о  с ь я. Ну так расскажи.
Ф е д о р. Чаво сказать?
Ф е д о с ь я. Ну про Огневуху.
А г н и я. Агась, про Поскакушку!
Ф е д о р. А то сами не знаете.
Ф и л ь к а. Чо?!
Ф ё д о р. Неужто от дедка Ефима не слыхивали?
В се. Слыхали.
Ф е д о р. Ну так и подсказывайте.
В с е. Так и подскажем.
А г н и я. Как это там дедко Ефим сказывал?..

К а р т и н а  в т о р а я.

Вечер. Горница избы. Около печи сидит Федюнька.

Ж е н с к и й  г о л о с (громко и грубо с печи). Федюнька! Оглоед!!!
Ф е д ю н ь к а (робко). Чаво, мачеха?
М а ч е х а (выглядывая с печи). Чо уселси у печи? Лишь бы не работать, лодырь.

В горницу входит  м у ж ч и н а.

М у ж ч и н а. Федюнька, слышь чаво мачеха сказала?!
Ф е д ю н ь к а. Тятенька, ведь я...
О т е ц. Лодырь ты! Лодырь и есть!

К а р т и н а  т р е т ь я.

Ранняя осень. Поздний вечер. Лес. У костра сидят  с т а р и к  и  Ф е д ю н ь к а.
Рядом с ними на ветке чахлой ели приютился  ф и л и н. Федюнька тихо плачет.

Де д к о   Е ф и м. О! Федюнь…
Ф е д ю н  ь к а. Дедунь…
Д е д к о   Е ф и м. Как дома-то?
Ф е д ю н ь к а. Дома? Дома?!. Там... Там печка тёпленька...
Д е д к о   Е ф и м. А!.. Ну, понятно. Слышь, Федюнь, покричат-покричат и умолкнут
Ф е д ю н ь к а. Умолкнут?.. Умолкнут?! Да ты, дедунь, и вправду сказошник.
Д е д к о   Е ф и м. Я? Сказошник?! Ну, скажешь тоже...
Ф и л и н. Уф! Уф!.. Уф! Уф!.. Уф! Уф!.. Уф! Уф!.. Тьфу ты! Всё сидят!.. Старатели! Она сколь огня в лесу навели… Прям, не вечереет, а заря занимается! Весь лес огнём от костра залили!  Уф! Уф!.. Тьфу ты! Она, опять сейчас дедко Ефим Федюньке занятный разговор заговорит.
Ф е д ю н ь к а. Дедунь, скажи...
Ф и л и н. Отс!.. И недолго и ждали-то!
Ф е д ю н ь к а. Дедунь, ну скажи...
Ф и л и н. О!.. О!… А дедко Ефим-то как ухмылятся-то... Сказошник сморшенный!
Ф е д ю н ь к а. Дедунь, ну скажи... 
Ф и л и н. Уф! Уф!.. Тьфу ты! А парнишечко-то и рад. Одно слово – несмышленыш!
Ф е д ю н ь к а. Дедунь, ну скажи...
Ф и л и н. А ведь ужо осьми лет как от роду! Уф! Уф!.. Тьфу ты!  Правду говорят, что малое, что старое – всё одино… Уф! Уф!.. Тьфу ты!
Ф е д ю н ь к а. Дедунь, ну скажи …
Ф и л и н (кричит Дедку Ефиму). Да скажи ты ужо! (Прячется.)
Ф е д ю н ь к а (оглядываясь). Дедунь, ну скажи …
Д е д к о  Е ф и м (оглядываясь). Чаво, Тюньша, тебе сказать-то… Вишь, ноченька близится, глазки укрывает.
Ф и л и н (падая с ветки). Укрывает! Уф! Уф!
Ф е д ю н ь к а. А чего это филин кудыхчет?
Д е д к о  Е ф и м. Может, съел чего...
Ф и л и н (опять усевшись на ветку). Я кудыхчу? Тоже мне курицу нашёл!
Д е д к о  Е ф и м. Тюньша… А может, к папке пойдёшь?.. 
Ф е д ю н ь к а. Не-а. Не пойду, дедунь. Мачеха на меня рычать будет. Не любит она меня. А тятенька мой боится ея, аж вздрагивает. Опять будет ей подскуливать, а потом за печкой плакать.
Д е д к о  Е ф и м. Ну, Тюньша… Ну, чаво?.. Захмурел чё ли?.. Вот я сказ какой вспомнил…
Ф е д ю н ь к а. Да ну, дедунь! Слухаю! Аж мурашки с унтересу…
Ф и л и н (прислушивается). Ну-ка, ну-ка!
Д е д к о  Е ф и м. Ну, значиться, так… Давным-давно в артелке, видишь, один мужичок был. С молодых годков он из земли золотую крупку выбирал
Ф и л и н. Уф-уф! Она – пошло-поехало. Сказитель, дряхленький. Шептун беззубый. Чаво мямлит-то. Да ж я, филин, ни чаво не слышу. Погромче можно?!
Ф е д ю н ь к а. Дедунь, глянь-ка. Филин-то. Прям, как говорит чаво…
Д е д к о  Е ф и м. Может, и говорит. Токма люди птиц да зверья не понимают. Ну, так вот: мало ли каких случаев у мужичка бывало, вот он всё всем и рассказывал.
Ф и л и н. Уф-уф! Вот ведь – точно про себя рассказыват!
Д е д к о  Е ф и м. И вот, в такой же вот вечер, сказывал у костра свой сказ мужичок. Вдруг...

Филин от любопытства подобрался к краю ветки… не удержавшись, падает.
          
Ф е д ю н ь к а. Дедунь, чаво это?
Д е д к о Е ф и м. Вдруг!..
Ф е д ю н ь к а. Чаво вдруг-то?!
Д е д к о Е ф и м. А вот чаво… Из самой серединки вынырнула девчоночка махонькая. Вроде куклёнки, а живая. Волосенки рыженькие и сарафанчик прям огонек. Поглядела девчонка весёлыми глазками, блеснула зубёнками, подбоченилась, и пошла плясать. И так у ней легко да ловко выходит, что и сказать нельзя. У старателей дух захватило. Глядят – не наглядятся. Девчонка сперва по уголькам круги давала, потом, ей тесно стало, – поширше пошла. Старатели отодвигаются, дорогу дают, а девчонка как круг пройдет, так и подрастет маленько. Старатели дальше отодвинутся. Она ещё круг даст и опять подрастёт. Когда вовсе далеко отодвинулись, девчонка по промежуткам в охват людей пошла, – с петлями у ней круги стали. Потом и вовсе за людей вышла и опять ровненько закружилась, а сама уже ростом с мальчонку стала. У большой сосны остановилась, топнула ножкой, зубёнками блеснула, да как свистнула: «Фи-т-ть! й-ю-ю-у…»

В костре начинает подпрыгивать уголёк. Уголёк превращается в «огненную» девочку-куколку.

О г н е в у ш к а (танцует и поёт). Уголёк, уголёк…
Появился огонёк.
Уголёк, уголёк…
Появился огонёк!

 Огневушка танцует в костре, вокруг костра, «растёт»…

                Уголёк, уголёк…
Появился огонёк.
Уголёк, уголёк…
Появился огонёк!

 Превращается в девицу. Танцует около Дедко Ефима и Федюньки.

                Уголёк, уголёк…
Появился огонёк.
Уголёк, уголёк…
Появился огонёк!

 Филин в страхе мечется в ветвях деревьев. Слышен треск костра, пение девушки и уже охрипшие от ужаса восклицания филина «Уф-уф!!!»… Раздаётся крик петуха. Огневушка исчезает. Костёр гаснет. Филин падает на землю. Дедко Ефим и Федюнька в оцепенении молчат.

                Пауза.

Ф е д ю н ь к а. Дедунь… Чаво это?
Ф и л и н. Мать-лесна! (Посмотрел на свои лапы.) Дорассказывался, пень трухлявый!!! Уф Уф! (Прячется в ветвях.)
Д е д к о  Е ф и м (принюхивается, смотря на место, где был Филин). С кем не быват...
Ф е д ю н ь к а. Да не про филина я! Ты мне про девчонку скажи.
Д е д к о  Е ф и м (тихо). Про какую девчонку?
Ф е д ю н ь к а. А вот, которая на углях плясала…
Д е д к о  Е ф и м. Ты тоже видел? А ведь я, Тюньша, точь-в-точь такое же диво видел, токма давно это было. Потешались потом все надо мной, как над юродивым… а выходит – и впрямь Огневушка-Поскакушка приходила.
Ф и л и н (взлетая на ветвь ели). Уф-уф! Какая-такая Поскакушка?
Ф е д ю н ь к а (Филину). Да, помолчи ты! Уф-уф!!! (Дедко Ефиму.) Так что за девчонка, дедунь?
Д е д к о  Е ф и м. Слыхал я от стариков, что есть такой знак на золото – вроде маленькой девчонки, которая пляшет. Где такая Поскакушка покажется, там и золото.
Ф е д ю н ь к а. Завтра на  месте костерка и спробуем. Тогда увидим — пустяшный разговор или всамделишный. 
Г о л о с а. Федюнька! Куда пропал, лодырь!
Ф и л и н (в крайней волнении). Уф-уф!!! Ох и влетит сейчас кому-то по первое число!
Г о л о с а. Возвертайся в дом, лоботряс!!! А ну! Вот попадись мне, охламон!
Ф е д ю н ь к а. Дедунь, меня мачеха и тятенька зовут… Век бы к ним не ходить. Всю душу вымотали.
Д е д к о  Е ф и м. Тятенька тебя любит… Подневольный он токма… А мачеха… Дай-ка провожу тебя.
Ф е д ю н ь к а (дрожа толи от утреннего холода, толи от страха). Не надо, дедунь… Я у них день отмаюсь, а вечерком к тебе опять прибегу. (Уходит.)
Д е д к о  Е ф и м (глядя вслед). Ох… Горюшко ты моё луковое…
Ф и л и н. Уф-уф! Допрыгались! Доскакались!!! (Передразнивает.) Дедунь… Тюньша..

             Дедко Ефим свернулся калачиком подле углей от костра и заснул. Филин, посмотрев на деда, тоже задремал.

Продолжение следует...

Пьесу можно заказать по адресу: aleust@mail.ru   

© Пьеса, Алексей Уставщиков
© Play, Aleksey Ustavshchikov


Рецензии