Действия торпедных катеров на Черном море в 1943 г

На снимке: канонерская лодка «Красная Грузия», торпедированная возле Мысхако.

     По сравнению с прошлым годом соотношение торпедных катеров обеих сторон существенно изменилось: если в составе Черноморского флота количество катеров убавилось и составило 67 единиц, то количество катеров противника, напротив, резко возросло и составило 29 единиц.

     Поначалу, все катера, как наши, так и вражеские катера в основном отстаивались в своих базах из-за плохой погоды и на коммуникациях не появлялись. Лишь в феврале действия катеров начали активизироваться. Первыми напомнили о себе катерники немецкой 1-й флотилии, чьей главной задачей стало нарушение снабжения плацдарма русских на «Малой земле». Поскольку перевозки туда и оттуда осуществлялись исключительно малотоннажными судами, список жертв «шнелльботов» стал пополняться буксирами, шхунами и сейнерами.

     Например, в ночь с 8 на 9 февраля группы по три немецких катера действовали у Мысхако, причем командир  «S-102» капитан-лейтенант Вернер Тёнигес заявил, что торпедировал и потопил один буксир (250 брт).

     Спустя некоторое время, в ночь на 18 февраля в районе мыса Идокопас около Геленджика «S-28» обер-лейтенанта Карла-Фридриха Кюнцеля потопил торпедой баржу (500 брт). Однако не всегда немцам удавалось достигнуть успеха. Утром в 4 часа 15 минут пять немецких торпедных катеров атаковали в том же районе санитарный транспорт «Львов» (2.468 брт), идущий в охранении боевых кораблей. Интересно, что в течение двух часов, благодаря мастерству капитана, корабль успешно уклонялся от последовательных атак, поэтому все 10 выпущенных торпед прошли мимо.

     Противник даже пытался совершать набеги на гавани, но высокая боевая готовность береговых батарей позволяла своевременно отражать атаки вражеских торпедных катеров. Так, 24 февраля в 23 часа 45 минут с наблюдательного поста береговой батареи № 745 в луче прожектора у порта Туапсе был обнаружен торпедный катер. Попав в луч прожектора, он выпустил по берегу 2 торпеды в районе береговой прожекторной станции и под огнем береговой батареи, прикрывшись дымовой завесой, ушел в море. Вероятно, это был «S-47»  обер-лейтенанта Отто Шленцка, который доложил о потоплении 3.000-тонного парохода в точке 44°03N 39°06E.

     А одной из главных задач советских торпедных катеров в этом году была морская блокада Кубанского плацдарма немецко-румынских войск. Эту задачу катера должны были осуществлять в тесном взаимодействии с кораблями подводными лодками и авиацией Черноморского флота. Причем торпедные катера находились в первой блокадной линии от Анапы до Керченского пролива. Атаки и обстрелы вражеских портов катерами стали обычным явлением и продолжались в течение всего года.

     К примеру, 25 февраля два торпедных катера атаковали порт Анапа, выпустив по нему одну торпеду и три реактивных снаряда «РС-82».
    
     Два торпедных катера в ночь с 27 на 28 февраля выпустили 4 торпеды по причалу Камыш-Буруна. Жаль, но сведений о каких-либо результатах нет. 
Напротив, этой же ночью большой победы в районе Мысхако добились немецкие катера «S-26», «S-51», «S-72» и «S-102» - внезапной атакой им удалось застать врасплох черноморцев, которые как раз занимались выгрузкой пополнения и грузов на плацдарм.

     Незадолго до полуночи, в 23 часа 23 минуты командир «S-51» капитан-лейтенант Герман Бюхтинг поразил торпедой в корму канонерскую лодку «Красная Грузия» (1.400 тонн), которой командовал капитан 3-го ранга Г. В. Катунцевский. Несмотря на усилия личного состава по спасению корабля, в 1 час 20 минут канонерка села на грунт в 40 м от берега. Там её впоследствии немцы добили огнем артиллерии и авиацией.

     А в 23 часа 25 минут катера «S-26» (командир – капитан-лейтенант Курт Фиммен) и «S-47» (командир – обер-лейтенант Отто Шленцка) также в корму торпедировали базовый тральщик Т-403 «Груз» (441 тонна), стоявший на якоре в 3,5 кабельтовых от берега. Вскоре, после полуночи тральщик опрокинулся на левый борт и затонул.

     От торпеды «S-51» погиб также сторожевой катер «Рация» и, предположительно, ещё один катер, но никаких подробностей об этом нет. А по рапорту командира «S-28» обер-лейтенанта Карла-Фридриха Кюнцеля в точке 44°39N 37°49E, т.е. там же в районе Мысхако, им был торпедирован и потоплен 800-тонный пароход.
    
     Кроме того, в эту же злосчастную ночь, на маршруте движения конвоев к Малой земле немецкие катера произвели одну минную постановку, выставив 24 мины.

     Уже на следующее утро 28 февраля в 6 часов 15 минут в районе Суджукской косы в точке 44°37'6" N 37°49'1" E на них подорвался и затонул буксир «Миус» (122 тонны), возвращавшийся из района Мысхако в Геленджик. При этом погибли 10 моряков.

     Завершился февраль, в этом месяце итальянские катера типа «МТМ» и «MTSM» были отправлены на¬зад в Италию, куда они прибыли в марте. Всего за время действий в Черном море в 1942-1943 годах катера «MAS» выходили на боевые задания 36 раз, а катера «MTSM» — 56 раз.

     К началу марта катера Черноморского флота, выходившие на патрулирование исключительно в ночное время, совершили в 1943 году 69 выходов, но никаких успехов в борьбе с вражеским судоходством не добились.

     Безрезультатными остались набег двух торпедных катеров 7 марта на Анапу и набег на порт Камыш-Бурун 12 марта, когда специально выделенная группа катеров пыталась торпедировать суда в порту.  Неудачей завершилась и торпедная атака по бухте Анапы «ТКА-62» (командир – младший лейтенант М. П. Валюшко) и «ТКА-92 (командир – старший лейтенант Б. Г. Коломиец) в ночь с 12 на 13 марта.

     Зато немцам, в эту же ночь снова удалось достичь крупного успеха. Катера «S-26» лейтенанта Карла Силиса и «S-47» лейтенанта Герхарда Беренса на траверзе Туапсе атаковали танкер «Москва» (6.086 брт) с грузом бензина и мазута, идущего в охранении базового тральщика «Трал» и морского охотника «МО-064» из Батуми в Туапсе. В 2 часа 55 минут по танкеру было выпущено четыре торпеды. Три из них взорвались при ударе о берег, а одна в 2 часа 57 минут попала в корму танкера (по другим данным, танкер получил попадание торпеды в носовую часть левого борта). Возник сильный пожар и, хотя танкер удалось отбуксировать в Туапсе, пожар на нем не могли потушить ещё в течение трех суток. Погибли 4 моряка, а сам танкер до июля 1944 года находился в ремонте.

     А вот 25 марта в районе мыса Идокопас атаку двух «шнелльботов» на конвой из самоходной баржи «Ахиллеон» (347 брт) и трех шхун с боеприпасами успешно отразил морской охотник «МО-065» старшего лейтенанта П. П. Сивенко.
 
     Торпедные атаки немцы сочетали с минными постановками. В ночь с 31 марта на 1 апреля четыре катера «S-28», «S-47», «S-72» и «S-102» выставили юго-восточнее Мысхако заграждение из 24 мин. Вскоре, 5 апреля в 5 часов 30 минут в точке 44°37'N 37°48'2"E на одной из мин подорвался и погиб буксир «Симеиз» (172 тонны). При этом погибли 8 и были спасены 13 человек.

     Наши катера продолжали вести борьбу с судоходством противника и даже рапортовали о некоторых успехах: в ночь с 9 на 10 апреля «ТКА-54», согласно докладу командира лейтенанта А. А. Куракина, торпедировал и потопил в Керченско-Еникальском проливе быстроходную десантную баржу.

     Очередную торпедную атаку морских целей в порту Анапа произвели три советских торпедных катера в ночь с 14 на 15 апреля. Считается, что «ТКА-45» (командир – лейтенант Н. И. Лабунец) удалось потопить стоявшую на якоре быстроходную десантную баржу, а вот торпеды с других катеров взорвались при ударе о грунт.

     Поздним вечером 15 апреля небольшое советское транспортное судно (бывшая шаланда) «Сакко и Ванцетти» (818 брт) с ранеными на борту вышло из Геленджика в Туапсе в сопровождении сторожевого катера «СКА-066». Через короткий промежуток времени, в 22 часа 35 минут в районе мыса Толстый, взрывом корпус судна был расколот надвое, и оно затонуло в точке 44°30'N 38°01'E. Эта морская катастрофа стоила многих жертв: погибли 64 (по другим данным 42) человека. Что же стало причиной гибели судна? Согласно нашим официальным данным, корабль подорвался на донной мине. Однако немцы утверждают, что его торпедировал «S-28» обер-лейтенанта Карла-Фридриха Кюнцеля.

     16 апреля, так называемый, артиллерийский «АКА-76» старшего лейтенанта М. П. Матвиенко залпом реактивных снарядов «РС» потопил стоявшую в Анапе баржу. Чтобы было понятно, артиллерийский катер это обычный торпедный катер типа Г-5, на котором вместо торпедных аппаратов были смонтированы установки РС «М-8-М» – 24 направляющих для 82-мм РС с двумя боекомплектами на борту.

     На следующий день 17 апреля германские войска приступили к операции «Нептун», целью которой была ликвидация советского плацдарма под Новороссийском. Семь итальянских и пять немецких торпедных катеров перешли в Анапу и получили за¬дачу блокировать «Малую землю» с моря.

     Уже в ночь на 18 апреля катера «S-28», «S-47», «S-51», «S-72» и «S-102» выпустили 10 торпед по советскому конвою и причалам «Малой земли». От взрывов торпед пострадали сейнеры «СП-202» и «СП-230», которые были добиты огнем береговой артиллерии.

     Сторожевой катер «СКА-054» (56 тонн) под командованием лейтенанта Янкового подорвался этой же ночью на мине, выставленной «шнелльботами» в районе Мысхако и затонул в точке 44°39N 37°49E.  Погибли 19 человек экипажа и 30 человек десанта.

     Однако не всегда немецкие катерники достигали успеха: в ночь с 19 на 20 апреля четыре катера выпустили восемь торпед по конвою у Мысхако, но, ни одна из них не попала в цель. Правда, по другим данным, им всё же удалось потопить одну и повредить вторую баржу с боеприпасами.

     Торпедные катера Черноморского флота тоже активно искали вражеские корабли. В ночь с 21 на 22 апреля два катера «ТКА-73» и «ТКА-93» под командованием капитан-лейтенанта К. Г. Кочиева на подходе к порту Анапа возле селения Джемете обнаружили две самоходные баржи в охранении трех итальянских торпедных катеров «MAS-556», «MAS-566» и «MAS-567». Наши катера выпустили по одной торпеде по баржам и, как считается, потопили их.

     Немцы тоже утверждают, что этой же ночью они удачно атаковали торпедами русские корабли в районе мыс Дооб – Геленджик, причем катерам «S-28»  обер-лейтенанта Карла-Фридриха Кюнцеля», «S-72» обер-лейтенанта Вальтера Шнайдера и «S-102» обер-лейтенанта Гюнтера Лютерера удалось потопить три каботажных судна общим водоизмещением 750 тонн.

     Очередным кавалером Рыцарского креста среди моряков немецких торпедных катеров, отличившихся в боях на Черном море, 22 апреля 1943 года стал капитан-лейтенант Герман Бюхтинг.
 
     Ещё одна группа советских торпедных катеров 25 апреля в районе порта Анапа произвела торпедную атаку по немецкой быстроходной десантной барже. Результат атаки остался неизвестен.

     Три потопленных 30 апреля каботажных судна в районе мыса Идокопас были записаны на счет двух немецких «шнелльботов»: два общим водоизмещением 1.200 тонн на счет «S-51» капитан-лейтенанта Эрнста-Августа Зееферса и один 500-тонный – катеру «S-26» лейтенанта Карла Силиса.   
 
     Всего с февраля по апрель немецкие катера совершили 17 групповых выходов (67 катеро-выходов), к которым следует добавить 13 групповых выходов (49 катеро-выходов), выполненных итальянскими катерами. За этот период катера израсходовали 32 торпеды и смогли поразить три цели.

     1 мая звено торпедных катеров под командованием старшего лейтенанта В. А. Боброва совершило набег на Анапу, где катера выпустили свои торпеды по причалам порта.

     В ночь с 4 на 5 мая два катера старшего лейтенанта В. А. Боброва и лейтенанта А. А. Кононова («ТКА-81») атаковали торпедами в районе порта Анапа одну быстроходную десантную баржу (600 брт), груженную боезапасом и доложили об её потоплении.

     Этой же ночью командир немецкого катера «S-102» обер-лейтенант Гюнтер Лютерер атаковал в районе Мысхако (по другим данным, в районе мыса Идокопас под Геленджиком) парусно-моторную шхуну «Ильич». Торпеда попала в шхуну, но не взорвалась, тем не менее, от образовавшейся в борту пробоины судно затонуло.   

     Если верить данным противника, 8 мая особо отличился командир немецкого «S-72» обер-штурманмат Карл Деккерт: в районе Сочи ему удалось торпедировать и потопить каботажное судно (1.700 брт) и баржу (300 брт). Так это или нет – неизвестно, во всяком случае, документальных данных подтверждающих эти успехи, пока не найдены.   

     А в ночь с 12 на 13 мая два катера «ТКА-115» (командир – старший лейтенант П. М. Смирнов) и «ТКА-125» (командир – лейтенант В. А. Степаненко) произвели торпедную атаку морских целей в порту Анапа. Первому катеру было засчитано потопление одной баржи, груженной боеприпасами, а второму – потопление двух или трех катеров.

     Очень хорошую возможность отличиться имели немецкие катерники в ночь на 14 мая, когда лидер «Харьков» и эсминец «Бойкий» Черноморского флота подошли к Анапе для обстрела аэродрома и порта. Огонь корабли вели по площади при неточном определении своего места из-за дымки. Неудивительно, что по немецким данным, все 270 130-мм снарядов упали в море в 300–500 метрах от берега. Во время обстрела лидер был безрезультатно атакован двумя немецкими торпедными катерами, при этом, черноморцы атаку даже не заметили. Лишь второй залп ещё одного катера по «Харькову» был замечен. Хотя все торпеды, выпущенные с катеров  «S-26», «S-49» и «S-51» прошли мимо, отряд советских кораблей сразу же лег на обратный курс.
   
     Очередной жертвой минных постановок немецких «шнелльботов» в районе Мысхако стал сейнер «МЕС-42» («МЧС-42») с ранеными на борту, который погиб 17 мая.

     Удачный набег на Сочи в ночь на 20 мая совершили немецкие «S-49» капитан-лейтенанта Карла Шнайдера и «S-72» обер-штурманмата Карла Деккерта. Под их удар попал небольшой конвой из буксира «Перванш» (369 тонн) с баржей «№ 75» (600 брт) и сторожевого катера «СКА-018», который как раз подходил к порту. Охватив конвой с головы, торпедные катера одновременно в 23 часа 25 минут с обоих бортов атаковали его. В результате попадания двух торпед буксир затонул в течение минуты, затонула и баржа. Затем немцы выпустили торпеды по причалам. По одним данным, торпеды попали в Северный мол порта и повредили его, а по другим данным – взорвались на берегу рядом с санаторием. Кроме того, возвращаясь утром из набега, эти катера подверглись атакам штурмовиков, но отстреливаясь из своих 20-мм «эрликонов» сбили три самолета. Правда, и русские лётчики сумели серьезно повредить оба «шнелльбота».

     Здесь нужно прерваться и сказать ещё пару слов об итальянских торпедных катерах. Дело в том, что как раз 20 мая действовавшая на Черном море итальянская 4-я флотилия была расформирована. Личный состав был отправлен в Италию, а катера «MAS-566», «MAS-567», «MAS-568», «MAS-569», «MAS-570», «MAS-574» и «MAS-575» были преданы Кригсмарине и соответственно получили новые номера: «S-501»,  «S-502»,  «S-503»,  «S-504»,  «S-505»,  «S-506» и   «S-507». Из этих катеров немцы сформировали ещё одну – 11-ю флотилию торпедных катеров. Базируясь в Анапе, в силу технических возможностей катеров, флотилия занималась в основном охраной своих конвоев между Анапой и Крымом, а на советских коммуникациях не действовала. Поэтому, нет совершенно никакой надобности, подробно освещать деятельность этой флотилии.
 
     Продолжим, однако, хронологию боевых действий торпедных катеров и их успехов. Так, на минах, поставленных немецкими торпедными катерами в районе Мысхако, продолжали подрываться и гибнуть суда снабжения и корабли охранения: в ночь с 25 на 26 мая на переходе Геленджик – Мысхако, подорвались на мине и затонули парусно-моторная шхуна (бывший сейнер) «Окунь» (погибло 35 человек), а также сторожевой катер «СКА-016».

     Кстати, начиная с этого дня – 25 мая – советские торпедные катера, впервые в 1943 году, стали производить постановки мин. Восемь катеров – минных заградителей, обеспечиваемых четырьмя катерами-дымозавесчиками и восемью самолетами МБР-2, поставили 24 донные мины у южного входа в Керченский пролив и восемь донных мин у входа на Анапский рейд.

     Случалось, советские торпедные катера атаковали даже вражеские подводные лодки. Один из таких эпизодов произошел 28 мая, когда по наводке авиации командир «ТКА-102» лейтенант Я. И. Лесов, повел свой катер к месту обнаружения подводной лодки. В указанном квадрате юго-западнее Туапсе катерники действительно увидели всплывшую субмарину и на полном ходу ринулись на неё в атаку. Лодка, заметив атакующий катер, стала быстро погружаться. Достигнув района погружения лодки, катер сбросил на неё две глубинные бомбы, после чего на поверхности моря появились большие пузыри воздуха и большое количество соляра. Сбросив на это место все остальные бомбы, командир советского катера посчитал вражескую лодку уничтоженной. Правда, командир немецкой подводной лодки «U-9» капитан-лейтенант Ганс-Йоахим Шмидт-Вайхерт имел на этот счет иное мнение. Он лишь отметил, что в 15 часов 15 минут по берлинскому времени лодка подверглась атаке глубинными бомбами, однако никаких повреждений не получила и продолжила боевой поход. 

     С конца мая развернулись действия артиллерийских катеров Черноморского флота против береговых объектов в Анапе и близлежащем районе. Например, пять артиллерийских катеров и два торпедных катера под общим командованием старшего лейтенанта И. П. Шенгура обстреляли аэродром Анапы в ночь на 30 мая. Правда, из-за отсыревания ракет катера смогли выпустить всего 68 «РС» из 240. Результатом обстрела, по данным разведки, было уничтожение 1 самолета и 2 складов с горючим и боеприпасами. Правда, по немецким данным, ни один самолет на аэродроме Анапа не был даже поврежден.

     Если же говорить о немецких торпедных катерах, то они в течение мая почти каждую ночь выходили на поиск советских плавсредств и вели бои с кораблями охранения. При этом кроме буксира «Перванш» и шхуны «Ильич», они потопили ещё четыре прибрежных судна общим водоизмещением 2.200 брт и две баржи общим водоизмещением 900 брт. Несколько раз «шнелльботы» были освещены прожекторами с берега и обстреляны береговыми батареями.
 
     Зато в июне советские артиллерийские (торпедные) катера произвели 13 обстрелов реактивными снарядами «РС» аэродрома и порта Анапа, а также войск и огневых точек от Благовещенской косы до района Малой Земли. Все подробности этих обстрелов приводить нет смысла, так как в данной статье исследуются в основном атаки вражеских плавсредств в море и портах. Можно лишь в качестве иллюстрации привести некоторые случаи ракетных обстрелов. 

     К примеру, ночами 3 и 4 июня группы по четыре торпедных катера, а 5 июня пять торпедных катеров, во взаимодействии с авиацией, обстреляли реактивными снарядами Анапу и селение Благовещенское.

     Кроме того, перед вечером 5 июня «ТКА-32», на котором находился командир звена капитан-лейтенант П. В. Рубцов, во взаимодействии с авиацией, как утверждается, потопил в квадрате 2783 возле Пицунды подводную лодку. Подтверждение этой атаки можно найти в вахтенном журнале немецкой «U-18» обер-лейтенанта Карла Фляйге. Согласно записям в журнале, в период 16.07-16.40 русскими торпедными катерами, которых наводил самолет, на лодку было сброшено 24 глубинные бомбы, правда, безрезультатно.   

     Ночью 9 июня три советских торпедных катера снова обстреляли «эрэсами» Анапу, а четыре немецких катера выстрелили свои торпеды по судам в районе Мысхако. Как заявили командиры «шнелльботов», они потопили одно каботажное судно (500 брт) и одну несамоходную баржу (300 брт).

     Три торпедных катера Черноморского флота 10 июня обстреляли огневые точки противника в районе Южной Озерейки.

     В ночь на 11 июня ударная группа, состоявшая из трех артиллерийских катеров («АКА-86», «АКА-96» и «АКА-115»), вооруженных ракетными установками, и двух обычных торпедных катеров под общим командованием старшего лейтенанта И. П. Шенгура нанесла ракетный удар по немецкой четырехорудийной артиллерийской батарее в районе Широкая Щель на Мысхако и подавила её.

     А в ночь с 12 на 13 июня три артиллерийских катера («АКА-86», «АКА-96» и «АКА-115») под командованием того же И. П. Шенгура обстреляли реактивными снарядами аэродром Анапа. В результате удара возникли пожары и взрывы (по агентурным данным, был уничтожен один самолет и две цистерны с бензином). Затем в течение часа наши катерники вели бой с вражескими катерами и, предположительно, повредили один из них. 

     Ещё одну потопленную подводную лодку записали на свой счет катера «ТКА-12» и «ТКА-32» под общим командованием капитан-лейтенанта П. В. Рубцова: 13 июня глубинными бомбами они, взаимодействуя с авиацией и ещё одним сторожевым катером, долго преследовали в районе Сочи субмарину, пока не посчитали её потопленной. Однако и на сей раз немецкая подводная лодка «U-24» избежала гибели. Командир лодки обер-лейтенант Клаус Петерсен лишь отметил в бортовом журнале, что взрывы 28 глубинных бомб, сброшенных на неё в период 17.47-20.05, не причинили лодке никаких повреждений. 

     С этого же дня – 13 июня – советские торпедные катера начали массовые постановки якорных мин между Керченским проливом и Анапой.

     Небольшие группы из двух-трех торпедных катеров, вооруженных аналогами сухопутных «катюш», продолжали наносить удары по вражеским войскам. 14 июня был обстрелян аэродром в Анапе, 16 июня – Широкая щель, 17 июня – Южная Озерейка, 18 июня - Широкая щель, 19 июня - Южная Озерейка, 20 июня – Южная Озерейка и Широкая щель.

     В ночь с 22 на 23 июня два торпедных катера под командованием старшего лейтенанта И. П. Шенгура дважды наносили удары по вражеской дальнобойной батарее, скоплению танков и пехоты противника в районе урочища Широкая щель.

     26 июня Южную Озерейку в очередной раз подвергли ракетному обстрелу два торпедных катера, а 30 июня «ТКА-114» торпедой разрушил причал в Анапе.

     После некоторого перерыва, с середины лета активизировались действия немецких торпедных катеров, в том числе, в ночь с 28 на 29 июня группа «шнелльботов» выставила минное заграждение возле Геленджика.

     Один немецкий катер 5 июля обстрелял входящий в порт Геленджика небольшой конвой в составе деревянного парусно-моторного судна «Комиссар Фурманов» (250 брт), буксирного катера «Вежилов» и двух сторожевых катеров, но был отогнан снарядами береговой батареи.

     А в ночь с 5 на 6 июля уже другой конвой в составе шхун «Комиссар Фурманов» и «Рица», охраняемые сторожевым катером «СКА-046», были атакованы в районе Архипо-Осиповки юго-восточнее Геленджика катерами «S-28», «S-40», «S-47» и «S-51».  Получив попадание торпеды, парусно-моторная шхуна «Рица» (120 брт) тут же затонула, пять человек погибли, а 23 удалось спасти. Удивительно, но «Комиссару Фурманову» удалось уклониться от семи торпед!

     Не удовлетворившись малоэффективными обстрелами Анапы, командование Черноморским флотом отдало боевое распоряжение об уничтожении плавсредств противника с помощью снаряженного взрывчатым веществом торпедного катера волнового управления. Для выполнения поставленной задачи был выделен торпедный катер «ТКА-61» («ВУ-61») типа Г-5, снаряженный 2.404 килограммами взрывчатого вещества, а также самолет управления МБР-2 из 119-го морского разведывательного авиационного полка ВВС ЧФ. Перед этим, с катера было полностью снято торпедное и артиллерийское вооружение, а также другое оборудование.

     22 июля в 21 час 33 минуты «ТКА-61» в сопровождении катеров «ТКА-12» и «ТКА-81» вышел из бухты Геленджик на выполнение задания. Вскоре с него был снят экипаж и катер стал управляться по радио с самолета. При подходе к Анапе по катеру был открыт огонь береговой батареи противника из северной части порта. По сигналу с самолета, находившегося на высоте 2.700 метров, на катере были включены бортовые огни и прожектор и даны произвольные проблески в сторону берега. Это ввело в заблуждение противника, во всяком случае, огонь прекратился. Ещё немного и катеру бы удалось выполнить задачу. Однако в 1 час 53 минуты в 300-400 метрах от головы анапского мола катер столкнулся с каким-то препятствием и самопроизвольно взорвался. Увы, многообещающая операция не удалась.

     Этой же ночью (по другим данным в ночь с 25 на 26 июля), немецкие катера торпедировали и потопили в районе Мысхако две небольшие баржи по 400 тонн. Одну потопил командир «S-26» лейтенант Карл Силис, другую – командир «S-51» капитан-лейтенант Эрнст-Август Зееферс. Есть сведения, что под удар этих катеров попала плавучая батарея № 627, но подробностей этого нет.

     Всего, по утверждениям командиров «шнелльботов», им удалось на трассе Туапсе – Новороссийск потопить в течение июля три каботажных судна, одну канонерскую лодку и один торпедный катер.   

     А советские катера, вместо того, чтобы бороться с судоходством противника торпедным оружием, продолжали исполнять роль кочующих реактивных батарей. Так, 2 августа два торпедных катера обстреляли Осипенко, а два других - Широкую щель. Другие два катера – «АКА-96» и «АКА-106», совместно с бронекатерами «БКА-23» и «БКА-81» нанесли 6 августа артиллерийско-ракетный удар по позиции противника в районе Морской щели.

     Совместными действиями три торпедных катера, один сторожевой катер и два самолёта МБР-2 атаковали 7 августа глубинными бомбами подводную лодку возле Поти. Результат атаки черноморцам установить не удалось, тем более что, по данным противника, ни одна из немецких субмарин не подвергалась в тот день нападению.

     Зато конкретного успеха добились этого же числа немецкие катерники. Произошло это при следующих обстоятельствах. Военный буксир «Петраш» (560 тонн) с двумя баржами на буксире и в охранении сторожевого корабля № 105 следовал из Туапсе в Геленджик. В 23 часа 20 минут в районе мыса Чуговкопас неподалеку от Геленджика караван был атакован торпедными катерами «S-52» (командир – обер-лейтенант Карл-Фридрих Кюнцель) и «S-72» (командир – обер-штурманмат Карл Деккерт). Две из выпущенных торпед взорвались на берегу, а одна всё же попала в буксир. От попадания торпеды он разломился на две части и затонул в точке 44°21,8'N 38°26,9'E. Погибли 25 человек, спаслись 28 человек.

     Стычки между советскими и вражескими торпедными катерами происходили довольно часто. К примеру, 8 августа два неприятельских торпедных катера артиллерийским огнем повредили у бухты Рыбацкой бронекатер «БКА-81». А 11 августа в районе мыса Дооб немецкие катера «S-26», «S-49», «S-51», «S-52» и «S-72» напали на конвой, идущий из Мысхако в Геленджик в охранении «ТКА-95» и «ТКА-102». В тяжелом бою «ТКА-95» старшего лейтенанта М. П. Вакулина получил попадание 20-мм снаряда, взорвался и затонул. К счастью, 11 человек экипажа были подобраны нашими сторожевыми катерами.

     В ночь с 20 на 21 августа немецкий аэродром в Анапе был вновь обстрелян надводными кораблями Черноморского флота. Сначала четыре артиллерийских катера - «АКА-76», «АКА-86», «АКА-96» и «АКА-106» выпустили 95 реактивных снарядов «РС», а затем сторожевые корабли «Шторм» и «Шквал» ещё 193 102-мм снаряда. Два самолета МБР-2 корректировали огонь, еще один – освещал цель. По нашим данным, обстрелом было уничтожено и повреждено 13 истребителей Ме-109. Тем не менее, по данным противника, снаряды легли с большим разбросом от города и мыса Анапский до аэродрома и никакого ущерба не нанесли.

     Катера «ТКА-116» и «ТКА-126» 22 августа обстреляли «эрэсами» Мариуполь, а 23 августа - район Ново-Вознесенска. О результатах, к сожалению, ничего не известно.

     А 24 августа произошел морской бой отряда артиллерийских катеров под командование старшего лейтенанта И. П. Шенгура с немецкими торпедными катерами. Отряд нанес по врагу одновременный удар сразу девятью десятками ракет. После этого экипажи катеров «AKA-86» лейтенанта Н. Я. Котова и «AKA-106» лейтенанта А. Ф. Крылова успели на ходу установить еще 12 ракет и выпустить их по вражеским катерам. А в это время катера «AKA-76» старшего лейтенанта М. П. Матвиенко и «AKA-96» лейтенанта В. С. Пилипенко, заряжая свои установки, отстали. Эта случайная задержка оказалась как нельзя кстати: когда с юга подошли еще три больших катера противника, черноморцы, не сговариваясь, одновременно пошли им навстречу, и с дистанции 600-800 метров накрыли их «катюшами». Хотя немецкие катера потерь не имели, они благоразумно предпочли отойти.

     Свою последнюю в этом году минную постановку советские катерники произвели 27 августа. Всего, начиная с 25 мая, было выполнено 16 групповых выходов (164 выхода катеров-заградителей), выставлено 447 мин (в т. ч. 55 донных) и 160 минных защитников. Постановки катеров по ряду причин были обречены на низкую эффективность, хотя, какие-то вражеские суда всё же подорвались на минах. 
 
     Особой страницей в летописи катерников Черноморского флота является их участие в знаменитой операции по освобождению Новороссийска, которая началась в ночь с 9 на 10 сентября. Для облегчения высадки десанта, командованием было принято решение произвести массированную торпедную атаку по боно-сетевым заграждениям порта и оборонительным сооружениям на молах. Выделенные для этого 25 торпедных катеров, около 2 часов 45 минут, выпустили 46 торпед по целям. Между прочим, одна из торпед попала … в борт своего же морского охотника «МО-081»! Однако к счастью, из-за того что торпеда была выпущена с близкого расстояния и не успела отработать вертушка безопасности, торпеда не взорвалась. Всего по данным штаба ЧФ взрывами торпед было уничтожено 11 ДОТов и 8 ДЗОТов, что значительно ослабило оборону противника.

     Однако при этом бригады торпедных катеров понесли тяжелые потери в материальной части: погибли 7 катеров, многие были тяжело повреждены и надолго вышли из строя. Использование торпедных катеров в районах, насыщенных огневыми средствами, командованием было признано нецелесообразным.

     Кстати, в ту же ночь, когда происходила масштабная операция в Новороссийске, корабли Азовской флотилии тоже  высадили десант возле Мариуполя, Мелекино и Песчаного. При этом в морском бою с четырьмя немецкими паромами у косы Белосарайская «АКА-116» (командир – старший лейтенант В. С. Кравцов) залпом «эрэсов» уничтожил одну из них.
       
     А за мужество и отвагу, проявленные в боях за освобождение Новороссийска от фашистских захватчиков, командиру 2-го дивизиона 2-й бригады торпедных катеров капитан-лейтенанту Алексею Федотовичу Африканову, первому среди моряков торпедных катеров Черноморского флота, 18 сентября 1943 года было присвоено звание Героя Советского Союза.

     Продолжаем хронологию: в ночь с 24 на 25 сентября возле Геленджика три немецких «шнелльбота» безуспешно атаковали шестью торпедами сторожевой корабль «Шквал» (633 тонны), идущего в охранении десанта, а 26 сентября два наших торпедных катера обстреляли реактивными снарядами приморское село Кучугуры.

     Интересно, что 28 сентября в состав Черноморского флота вошел экспериментальный торпедный катер СТК ДД (стальной торпедный катер дальнего действия) с дизельной энергетической установкой. Он имел на вооружении 4 торпедных аппарата для 450-мм торпед и мог действовать на расстоянии 1.000 миль. Несмотря на заинтересованность флота в торпедном катере с дизельной энергетической установкой, к серийному производству этот тип катера принят не был в связи с недостаточной скоростью хода. Хотя, в боевых действиях СТК ДД участие всё же принял, о чем будет сказано ниже.
 
     В очередной раз немецкие катера напомнили о себе в ночь с 28 на 29 сентября. Четыре катера  «S-28», «S-42», «S-45» и «S-49» в 1 час ночи внезапно ворвались на рейд Анапы и выпустили торпеды по скоплению боевых катеров и других плавсредств, ведущих посадку десанта. От прямого попадания торпеды катер-тральщик «КТЩ-155» (бывшая рыболовная парусно-моторная шхуна «Киев») главстаршины С. М. Контушного затонул со всем личным составом из 18 человек. Затонул также катер-тральщик «Норд-Вест» (47 тонн), при этом погиб его командир старшина 1-й статьи П. Т. Кононов. Еще два катера-тральщика, а также портовый мол, были повреждены. Немецкие источники предполагают, что были потоплены также сторожевой катер «СКА-076» и мотобот № 58.

     Пожалуй, единственный раз немцы понесли потери от русских торпедных катеров 2 октября, причем не от их торпед, а от мин, выставленных катерами. Тогда южнее мыса Такиль в Керченском проливе на минах погиб морской паром «F-302А» (300 тонн), а другой паром «F-315А» (300 тонн) получил тяжелые повреждения в результате подрыва на мине и был добит артиллерийским огнем немецкого катерного тральщика «RA-56». Спасти удалось 20 человек, в том числе 8 раненных спасли гидросамолеты До-24.

     Снова удар по плавсредствам в ночь с 4 на 5 октября нанесли три советских торпедных катера, которые обстреляли пристань Кучугуры торпедами и реактивными снарядами. При отходе от цели в трех милях севернее Кучугуры они встретили две самоходные баржи и, как утверждается, одну из них потопили. Этой же ночью катера «ТКА-53» (командир – младший лейтенант А. И. Иванов) и «ТКА-83» (командир – старший лейтенант В. П. Харитонов) выпустили торпеды по боновым заграждениям в порту Феодосия.

     Отряд кораблей Черноморского флота в составе лидера «Харьков», эсминцев «Беспощадный» и «Способный» в ночь с 5 на 6 октября во время проведения набеговой операции против Феодосии и Ялты в период в 03.13–03.30 был атакован сначала тремя немецким катерами – «S-28», «S-42» и «S-45», а затем также катерами «S-51» и «S-52». При этом командир «S-42» обер-лейтенант Гейнц-Дитрих Мос успел выстрелить 2 торпеды, но промахнулся. Тем не менее, советские корабли вынуждены были прервать операцию и повернуть на обратный курс, после чего их потопили немецкие пикирующие бомбардировщики «Ю-87».

     Довольно красноречив итог деятельности к тому времени советских торпедных катеров. Базируясь на Фальшивый Геленджик, они группами по 2–3 катера осуществляли ночной поиск плавсредств противника в районе Анапа – мыс Такиль – Феодосийский залив. Всего с 1 января по 9 октября для поисковых действий торпедные катера совершили 84 групповых выхода с участием 283 катеров, однако ни разу не обнаружили реального противника. А все их попытки проникнуть на морские сообщения в Керченском проливе севернее Камыш-Буруна были безуспешны.

     Торпедные и артиллерийские катера использовались также для нападения на суда непосредственно в портах Анапы, Камыш-Буруна и у пристани Соленое озеро. Всего катерами было произведено свыше 30 таких нападений, в которых в общей сложности участвовало около 90 катеров. Более 25 выходов сделали катера для удара по Анапе, но только пять из них закончились торпедными атаками, впрочем, во всех случаях атакованные цели судами не являлись.

     К тому времени, действовавшие с конца мая против береговых объектов в Анапе и близлежащих районов артиллерийские катера совершили примерно 20 групповых выходов, с  участием 56 катеров, которые выпустили 1.802 реактивных снаряда «РС-82». Судя по немецким данным, никакого эффекта эти обстрелы не имели из-за низкой точности, а также малой дальности стрельбы.

     В общей сложности с учетом выходов для минных постановок торпедные катера совершили около 600 выходов, что составляет 23,7 % от всех катеро-выходов двух бригад торпедных катеров Черноморского флота в этот период. До 9 октября катерами было выпущено 25 торпед, но, ни одна из них не достигла цели. При этом следует отметить, что из 15 случаев использования торпед, в одном целью были немецкие моторные тральщики, в другом – итальянские торпедные катера, в третьем – остов уничтоженной авиацией баржи. А во всех остальных катера стреляли либо в направлении причалов, либо по объектам, которые плавсредствами не являлись (камни, остовы давно погибших судов и т. д.).

     Одной из существенных ошибок командиров советских торпедных катеров было то, что они  осуществляли поиск целей по ночам, тогда как суда противника, чаще всего предпочитали ходить днем.

     Всё же столкновения между кораблями обеих сторон продолжались: 21 октября в районе Эльтигена наши торпедные катера атаковали быстроходную десантную баржу, однако результат атаки остался неизвестен.

     Тяжелые погодные условия, в которых приходилось действовать катерам Черноморского флота, хорошо иллюстрируют отдельные события в ночь 1 ноября, когда началась Керченско-Эльтигентская десантная операция. Чтобы отвлечь внимание противника от основных сил десанта, отряд из пяти катеров под командованием капитана 3-го ранга В. И. Довгай был послан к мысу Опук для демонстрации ложного десанта. Уже вскоре после выхода «ТКА-43» и «ТКА-103» вернулись в Геленджик из-за неисправностей, а остальные в 21 час 45 минут прибыли к мысу Опук. Противник не появлялся, а погода все ухудшалась. В условиях пятибалльного волнения и шестибалльного ветра «ТКА-83» и «ТКА-104» тоже ушли в Геленджик, и на линии дозора остался только большой катер СТК ДД. В 2 часа 30 минут он подошел на расстояние 7–8 кабельтовых к мысу Опук и выпустил по берегу 2 торпеды, но взрывов не последовало. В 2 часа 42 минуты с дистанции 6 кабельтовых катер выпустил еще 2 торпеды, которые на сей раз сработали нормально. Продолжая демонстративно «поднимать шум», катер сбросил 5 больших глубинных бомб Б-1 и обстрелял берег из пушек и пулеметов. После нескольких очередей обе пушки (25-мм и ШВАК) вышли из строя, и огонь до 3 часов 7 минут продолжался из трех пулеметов ДШК. Всего СТК ДД израсходовал на демонстрацию высадки 4 торпеды, 5 глубинных бомб, 30 25-мм снарядов, 65 — 20-мм снарядов и 450 12,7-мм патронов. Однако в документах противника нет никаких упоминаний об этом событии, видимо, посты наблюдателей укрывались где-то от непогоды и ничего не слышали. Короче говоря, демонстрация ложного десанта не удалась. Тем не менее, этот эпизод доказывает, что экспериментальный катер СТК ДД таки успел принять участие в боевых действиях.

     Утром 4 ноября три советских торпедных катера находились в дозоре между косой Тузла и Камыш-Буруном. Неожиданно в случайном свете прожектора «ТКА-42» (командир – старший лейтенант Г. А. Рогачевский) обнаружил два силуэта, которые, как выяснилось только сейчас, были немецкими морскими паромами «F-137» и «F-301». Катер в 6 часов 15 минут выпустил свою единственную торпеду в концевой паром, однако как раз в момент выстрела паром начал производить поворот, и торпеда, естественно, прошла мимо. А для немцев эта атака вообще осталась незамеченной.

     Немецкие документы утверждают, что в ночь с 7 на 8 ноября в боях с русскими кораблями торпедные катера 1-й флотилии артиллерийско-пулеметным огнем потопили три сторожевых катера, четыре катера-тральщика и четыре других судна, а в ночь на 11 ноября торпедировали и потопили канонерскую лодку. Стоит ли доверять этой информации немцев – сложно сказать.

     Также в ночь с 10 на 11 ноября наш катер «ТКА-114» (командир – старший лейтенант К. А. Тихонов) обнаружил в районе Эльтигена одиночный немецкий паром «F-446» и в 4 часа 10 минут выпустил по нему торпеду. Однако своенравная торпеда при выстреле ударила свой же катер по консолям, сломала их и ушла в сторону от заданного курса. Паром безнаказанно удалился, даже не заметив атаки.

     Неудача постигла и немецкий катер «S-51», который этой же ночью в районе Эльтигена дважды атаковал торпедами наш катер «АКА-96» лейтенанта В. С. Пилипенко. По наблюдению немцев, обе торпеды сначала шли хорошо, но затем отклонялись от курса - видимо, из-за касания дна.

     Советский бронекатер «БКА-303», который ещё раньше при высадке десанта был выброшен на берег в районе Эльтигена, в ночь с 11 на 12 ноября подвергся атаке немецких катеров, выпустивших по нему две торпеды. Несмотря на то, что катер был неподвижен, торпеды в цель не попали. 

     Тем временем, 13 ноября 1943 года командир 1-й флотилии торпедных катеров Кригсмарине корветтен-капитан Георг Христиансен был награжден Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту.   

     Следующая торпедная атака наших катеров произошла в ночь с 20 на 21 ноября. Два катера - «ТКА-94» и «ТКА-114» - находились в дозоре в районе Эльтигена. С мыса Чонгелек немецкий прожектор случайно осветил три немецких морских парома. В 21 час 50 минут «ТКА-94» выпустил одну торпеду по концевому парому, а «ТКА-114» — по головному. Обе торпеды пошли хорошо, правда, торпеда с «ТКА-114» не взорвалась. Зато командир «ТКА-94» младший лейтенант П. И. Зинченко даже видел взрыв своей торпеды и черный столб дыма, но из-за сильного огня точно установить результат не удалось. Сами немцы атаки, почему-то, не заметили и никаких попаданий не получили.

     Действовавшие той же ночью у Эльтигена немецкие катера «S-26», «S-47» и «S-51» вели бой с русскими катерами, доставлявших грузы и подкрепление на плацдарм. Уже утром в 7 часов при разгрузке на плацдарме бот «ПВО-20» (18,9 тонн) был подожжен огнем «шнелльботов» и позже добит береговой артиллерией. Из его команды погибли 3 человека. Примерно в то же время и при подобных обстоятельствах немецкими катерами был подожжен и бот «ПВО-12» (18,9 тонн) лейтенанта А. И. Митина. Этот бот вражеская артиллерия добила на следующее утро.

     Вечером 30 ноября для атаки севших на мель в районе Эльтигена немецких паромов «F-341» и «F-574» вышли советские торпедные катера «АКА-96» и «АКА-106» под командованием лейтенанта В. С. Пилипенко. В 18 часов 50 минут были обнаружены три парома, которые, как заключил командир катеров, охраняли сидевшие на мели паромы. Последовал залп реактивными снарядами с «ТКА-96», после чего, по докладу командира, один из паромов загорелся и после серии взрывов затонул. Странно, но немецкие дозоры не пострадали и даже не зафиксировали разрывы «эрэсов». А пожар на пароме был вызван огнем немецкой артиллерии, которая обстреливала брошенные паромы, чтобы они не достались русским.

     Два катера – ракетный «АКА-96» лейтенанта В. С. Пилипенко и обычный торпедный «ТКА-105» в ночь с 3 на 4 декабря выходили снимать разведчиков с остова транспорта «Чехов» в районе Тобечикского озера. После выполнения задания катера несколько раз встречались с противником, при этом «АКА-96» дал два безрезультатных залпа «эрэсами», а «ТКА-105» выпустил одну торпеду, которая взорвалась на берегу.

     Активные бои наших катеров, в том числе с использованием торпед, происходили и в ночь с 4 на 5 декабря, когда группа торпедных катеров под командованием капитана 3-го ранга В. И. Довгая атаковала в районе порта Камыш-Бурун три немецких морских парома, шедшие на юг вдоль берега колонной. Сначала в 20 часов 35 минут «ТКА-83» (командир – старший лейтенант В. П. Харитонов) выпустил с дистанции 3 кабельтова одну торпеду по головному парому. Затем в период 20:40–20:41 катера «ТКА-22», «ТКА-33» и «ТКА-43» выпустили 5 торпед (ещё одна не вышла из аппарата «ТКА-33») по площади в направлении двух остальных паромов. Наблюдался один взрыв в районе цели, не причинивший паромам видимого вреда. По наблюдению немцев, одна торпеда прошла по поверхности в 5 метрах за кормой головного парома «F-559». После этого паромы развернулись на наш отряд и открыли огонь, поэтому залп остальных катеров цели не достиг.

     Полночью к Эльтигену в одиночку подошел артиллерийский катер «АКА-96» лейтенанта В. С. Пилипенко и обнаружил вражеские паромы. Он застопорил ход, стал вести наблюдение и поджидать подхода остальных катеров своего отряда. Когда в 00 часов 25 минут отряд приблизился к Эльтигенскому рейду, «АКА-96» завел моторы и дал залп из 15 реактивных снарядов «РС-82» по одному из паромов. В течение ночи катер два раза перезаряжал установку 8-М-8 и сделал еще два залпа (20 и 15 снарядов «PC»), после первого из них на одном из морских паромов наблюдался пожар.

     Воспользовавшись представившейся возможностью, командир «ТКА-83» старший лейтенант В. П. Харитонов в 1 час 30 минут выпустил по немецким паромам оставшуюся торпеду. По словам командира катера, наблюдался взрыв у борта одного парома и через 15 минут его гибель. Любопытно, что командир советского бота «ПВО-21» наблюдал торпеду в 50 метрах у себя за кормой. Видимо, это и была торпеда с «ТКА-83». Противник саму торпеду тоже видел, но она прошла мимо.

     Осталось добавить, что по данным наградных документов, старшему лейтенанту В. П. Харитонову и лейтенанту В. С. Пилипенко было засчитано по одной потопленной быстроходной десантной барже.

     Следующей ночью на 6 декабря отряд советских торпедных катеров под командованием капитан-лейтенант К. Г. Кочиева подошел к Эльтигентскому плацдарму, где вскоре были обнаружены немецкие морские паромы. В атаку в 22 часа 18 минут смог выйти только «ТКА-53» (командир – младший лейтенант А. И. Иванов), однако, к сожалению, его единственная торпеда взорвалась на берегу.

     Вечером 9 декабря после долгого перерыва состоялся очередной набег торпедных катеров Черноморского флота на Камыш-Бурун. Отряд из четырех катеров («ТКА-33», «ТКА-43», «ТКА-53» и «ТКА-82») под командованием капитан-лейтенанта А.И. Кудерского вошел незамеченным в Камыш-Бурунскую бухту, после чего в 18 часов 27 минут и в 18 часов 37 минут катера попарно дали прицельные залпы по силуэтам барж у причалов. При этом из 8 торпед одна не вышла из-за плохой подготовки торпедного вооружения. По другим данным, катерами «ТКА-33» (командир – старший лейтенант А. Г. Кананадзе), «ТКА-43» (командир – старший лейтенант Г. П. Петров) и «ТКА-53» (командир – младший лейтенант А. И. Иванов) было выпущено 5 торпед.

     Не встретив вообще никакого противодействия, отряд благополучно вернулся на свою базу. Командир отряда доложил о трех потопленных баржах, но по результатам воздушной разведки было засчитано две поврежденные баржи. Самое интересное – в немецких документах эти атаки вообще не зафиксированы! Учитывая плохую видимость той ночью и отсутствие противодействия, можно предположить, что катера по ошибке атаковали берег в стороне от немецкой базы и взрывы торпед для вражеских наблюдателей «затерялись» на фоне взрывов бомб, которые постоянно сбрасывали наши ночные бомбардировщики.

     Этим же вечером в дозоре возле мыса Ак-Бурун в Керченском проливе находилось звено катеров под командованием капитан-лейтенанта А. Ф. Африканова. Обнаружив одинокий немецкий морской паром «F-559», в 19 часов 17 минут и в 19 часов 18 минут оба катера - «ТКА-14» (командир – лейтенант Б. А. Латошинский) и «ТКА-54» (командир – лейтенант Б. С. Прокопов) атаковали цель тремя торпедами. По наблюдению, все три торпеды взорвались в районе цели. Да, по свидетельству немцев, с «F-559» наблюдали следы двух торпед, однако в паром они не попали. Продолжая поиск, в 19 часов 54 минуты наши катера обнаружили еще два парома, видимо, «F-342» и «F-578», и через 3 минуты «ТКА-14» выпустил последнюю торпеду. В районе цели наблюдался взрыв. Правда, командование Черноморского флота по итогам выхода посчитало, что эта атака закончилась промахом, и было право — немцы атаки даже не заметили.

     12 декабря 1943 года один из лучших командиров немецких торпедных катеров на Черном море обер-лейтенант Карл-Фридрих Кюнцель был награжден Рыцарским крестом.

     Участие в блокаде Эльтигенского плацдарма в ноябре — декабре стало последним боевым эпизодом в деятельности германских торпедных катеров в 1943 году. Тесно взаимодействуя с катерами-тральщиками и морскими паромами, пять «шнелльботов» совершили 17 групповых походов.

     Вторую попытку использовать катер с волновым управлением для атаки порта Камыш-Бурун командование Черноморского флота предприняло утром 16 декабря. Выбранный для этого катер типа Г-5 «ТК-41» («ВУ-41») с грузом взрывчатки управлялся дистанционно по радио с самолета МБР-2ВУ из 82-й авиационной эскадрильи ВВС ЧФ, а также прикрывался восьмеркой ЛаГГ-3 и пятеркой Як-9 из 6-го гвардейского истребительного авиационного полка ВВС ЧФ. Само собой разумеется, в районе цели экипаж с «катера-смертника» был снят другим катером – «ТК-81» и после этого «ТК-41» по радио был направлен на цель.  Однако около 11 часов 30 минут управление катером было потеряно, он выскочил на мель в полутора милях от входа в Камыш-Бурун и взорвался. 

     А в ночь с 29 на 30 декабря, судя по всему, произошла последняя в этом году торпедная атака наших катеров, которые в районе порта Камыш-Бурун напали на караван из 4 немецких морских паромов. Заявленный результат атаки: «ТКА-44» старшего лейтенанта И. П. Юрченко и «ТКА-85» старшего лейтенанта М. П. Подымахина потопили по одному парому.

     Подводя итоги действий советских торпедных катеров на Черном море в 1943 году, следует сказать, что по данным документов они произвели 481 боевой выход и 211 минных постановок, выставили 456 (447) мин и 160 минных защитников. При этом было выпущено 57 торпед - 23 по причалам и судам у причалов, 9 по ложным объектам, принятым за корабли, 25 по кораблям и торпедным катерам (2 случая). Кроме того, во время штурма Новороссийска в ночь с 9 на 10 сентября катера выстрелили по береговым объектам ещё 46 торпед. Советской историографией считается, что торпедами и артиллерийским огнем катерами было потоплено около 10 быстроходных десантных барж (морских паромов) и 2 – 3 катера, а также повреждено 2 быстроходные десантные баржи. Однако, исследуя данные противника, приходится признать, что, к большому сожалению, фактически нашим торпедным катерам не удалось потопить торпедами или артиллерийско-ракетным огнем ни одного вражеского корабля или хотя-бы катера. Лишь на минах, поставленных катерами, погибли два немецких морских парома: «F-302А» и «F-315А».      

     Особо огорчает тот факт, что собственные потери были несоразмерно огромны – не менее 30 торпедных катеров: «ТКА-122», «ТКА-86», «ТКА-92», «ТКА-35», «ТКА-84», «ТКА-106», «ТКА-46», «ТКА-66», «ТКА-61», «ТКА-95», «ТКА-15», «ТКА-55», «ТКА-71», «ТКА-124», «ТКА-112», «ТКА-21», «ТКА-91», «ТКА-125», «ТКА-32», «ТКА-72», «ТКА-45», «ТКА-116», «ТКА-101», «ТКА-111», «ТКА-35» (второй с таким же номером!), «ТКА-76», «ТКА-114», «ТКА-103», «ТКА-96» и «ТКА-41». Между прочим, это составляет почти половину катеров, имевшихся в составе Черноморского флота в начале года!

     С другой стороны, катера немецкой 1-й флотилии совершили 88 групповых выходов для действий против советского судоходства вдоль берегов Кавказа, 50 групповых выходов для охраны своих конвоев, 24 групповых выходов для борьбы с плацдармом в районе Керчи, а также произвели 3 минных постановки. При этом по докладам командиров «шнелльботов», ими были потоплены: 1 миноносец (тральщик), 3 канонерских лодки, 1 торпедный катер, 3 десантных катера, 1 танкер (4.000 брт), 3 торговых корабля (5.700 брт), 19 каботажных судов (8.100 брт) и 15 лихтеров (8.200 брт), общим тоннажем 29.000 брутто-тонн. 

     Действительно, в результате атак немецких торпедных катеров погибли: транспортное судно «Сакко и Ванцетти», баржа «№ 75», шхуны «Ильич» и «Рица», сейнеры «СП-202» и «СП-230», буксиры «Перванш» и «Петраш», канонерская лодка «Красная Грузия», базовый тральщик Т-403 «Груз», катера-тральщики № 155 «Киев» и «Норд-Вест», торпедный катер «ТКА-95», сторожевой катер «Рация», катера «ПВО-12» и «ПВО-20» и другие суда и катера. Поврежден был также танкер «Москва». Кроме того, на минах, выставленных немецкими катерами, погибли буксиры «Миус» и «Симеиз», сейнеры «МЧС-42» и «Окунь», сторожевые катера «СКА-054» и «СКА-016», а также другие суда.

     Потопив такую груду кораблей и судов, немецкие торпедные катера понесли минимальные потери: погибли всего 4 катера -  «S-46», «S-102», «S-505» (бывший итальянский «MAS-570») и «S-507» (бывший итальянский «MAS-575»).

     Увы, снова приходится признать, что общий баланс был явно не в нашу пользу.

     Продолжение следует…   


Рецензии
Тема представляет определённый интерес. Излагаете полно и со знанием дела. Ваши публикации, уважаемый Олег, пользуются на мой взгляд повышенным вниманием. Спасибо большое за Ваш усердный труд.

Николай Мринский   24.11.2019 16:09     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, уважаемый Николай, за интерес к моим публикациям!

Олег Каминский   25.11.2019 07:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.