Танечка

                Посвящается  дочери.
       С чего начать?..
       С первого крика?..
       С первого кормления?..
       И все-таки начну с самого начала…
   
       Я студентка педагогического.  Вышла замуж самая первая в группе. Но, я и была старше всех на четыре года. (До поступления успела поработать). И вот в одно прекрасное время мне снится сон…
       Я нахожусь в лесу. День очень солнечный. Чистое, голубое, без единого облачка, небо. Слышится разноголосое пение птиц, стрекотание кузнечиков. Порхают бабочки, стремительно проносятся стрекозы.  Иду по пояс в цветах, раздвигая их перед собой руками. И вдруг вижу, как ко мне навстречу через поляну по цветам бежит девочка, на вид лет пяти. Оглядываюсь по сторонам… С кем она?.. Никого нет. 
       Девочка подбегает ко мне  и бросается в объятия. От удивления я опешила, но тоже обнимаю её. Малышка продолжает прижиматься ко мне, я в это время рассматриваю её… Светлые волосы льются лёгкими локонами, на щечках – прелестные веснушки. И вся она настолько по-детски прекрасна, что от восторга захватывает дух!
Спрашиваю:
       – Как зовут тебя?
       - Таня.
       - Ты с кем?
       - Одна.
В голову приходит мысль: почему такая маленькая девочка находится в лесу одна?
       - Ты чья? – спрашиваю ее.
       - Я твоя! – весело отвечает она.   
       - Как, моя?! – переспрашиваю в недоумении.
       - Я твоя дочка.
Почему-то верю ей… Прижимаю к себе ещё крепче, глажу по непослушным кудряшкам… В голове мысли: - Как такое возможно?! Почему не помню, как была беременна, как рожала? И где, а главное с кем она была все это время? Сердце сжимается от ужасной несправедливости и жалости к дочке, к себе. За что так поступили с нами? И кто посмел?!
   
Утром, придя на учёбу, рассказала сон подружке.
       - Уж не беременна ли ты? - услышала в ответ.
       - Да, что ты?! Нет!
Но, несмотря на моё категорическое «Нет!», врач из женской консультации подтвердил предположение подруги.
       В то время не знали УЗИ, но я всегда знала, что у меня будет дочь!
Поглаживая живот, часто разговаривала с ней, представляя девочку из моего волшебного сна. Я знала, это именно Она. Вопрос об имени передо мной даже не стоял. Муж хотел назвать ребёнка Наташенькой, моя мама – Светочкой. Я же молчала… 
   
       Родилась наша девочка в мае. В тот год буйно цвела сирень. Когда родные впервые пришли в роддом нас навестить, написали мне записку: «Как чувствует себя Светочка?» Ответила: «Танечка чувствует себя хорошо!..»
       Муж удивился, но ничего не сказал. Мама выдала: «Ну и хорошо! Таней я хотела тебя назвать..." 
 
       Девочка наша быстро росла и развивалась. Была она подвижным и любознательным ребёнком. В год ходила по квартире по кругу, показывала на предметы пальчиком, спрашивая: «Что? Что?»
       "Что?" Отвечаем ей: «Стол».
       - Что? – Потолок. - Пол. - Что? - Кастрюля.
Пройдя один круг, шла на второй, третий: – Что? Что? Что?..
       Устав ей отвечать, нарочно отвечала ей не правильно. В этих случаях Танечка останавливалась, начинала топать ногой и требовать: "Что? Что? Что?" Получив правильный ответ, довольно улыбалась и продолжала свой поход по квартире. Эта игра никогда ей не надоедала.
      
       Когда дочке исполнилось 11 месяцев, устроила её в ясли. Сама я работала воспитателем, но в старших группах.
       Говорить Танечка научилась рано.  В год и три месяца начала складывать слова в предложения. Сначала – в короткие, затем в более длинные.
   
       Когда я приводила её в группу и пока раздевала, она «болтала» без остановки. Родители других детей не расходились. Стояли и слушали. Дочь не просто разговаривала, как взрослая, но еще очень любила рассуждать… (Жалею, что не записывала).
       Естественно, родители, дети которых могли произносить всего несколько слов и то не всегда понятно, очень удивлялись. Часто спрашивали: «Сколько ей?  Почему она так хорошо говорит?» Я отвечала вопросом: «А Вы читаете своим детям книжки?»
В ответ те удивлённо пожимали плечами: «Какие книжки? Им ведь всего год!»
   
       А нашей девочке очень нравилось слушать, когда ей читали книги.  Сначала Агнию Барто, затем Корнея Чуковского. Причем Чуковского очень любила. Когда закрывалась последняя страница книги – требовала: «Ещё!» Затем – ещё и ещё.  Я хитрила и пыталась читать через строчку, через две, но этот номер никогда не проходил. "Нет! Не так!!" – возмущалась дочь.
       К полутора годам она уже знала наизусть и «Тараканище», и «Краденое солнце», и многое другое.

       Вспоминается один случай. Танечке ещё не исполнилось и двух лет.  К тому времени мы переехали, и пришлось устроить её в другой детский сад. Вечером второго дня, забирая ее домой, услышала от няни: «Ну и балясница  ваша дочь!» Раньше я никогда не слышала этого слова, и мне оно показалось обидным, ругательским.  Встав в защитную позу, строго спросила: «Почему это она «балясница»?!» На что няня мне ответила: «Сегодня я меняла белье в спальне, раскладывала комплекты по кроватям. Ваша девочка ходила вместе со мной и комментировала, показывая на кроватки. «Саша Иванов, Коля Белов, Оля Цветкова» и так все 30 кроваток». И дальше няня добавляет: «Я даже напугалась: что это за ребенок! Когда я устроилась на работу, не могла два месяца запомнить, кого как зовут. А тут за один день и имена, и фамилии, и кроватки…»

       Так наша девочка и развивалась на гордость родным, на удивление людям.
К двум годам говорила чисто, как взрослая,  не выговаривала только букву «Р».
       Однажды на прогулке подбежала ко мне и объявила:
       - Я хочу ходить в твою группу.  (У меня в группе тогда были дети пяти лет).
       - В моей группе – объясняю ей – все дети умеют говорить букву «Р», а ты нет. Ничего не ответив, Танечка ушла. Возвращаясь со своими детьми после прогулки, вижу такую картину…  Сидит моя девочка на ступеньках лестницы и ждёт меня.
       - Ты, что здесь сидишь?
       - Я «Ррр" научилась говорить…
       - Ну-ка, скажи - рыба.
       - Рррыба!
       - Скажи - рама.
       - Рррама!
       Такого поворота я не ожидала… Пришлось что-то долго объяснять про то, что в каждой группе  проходят свои занятия, и их обязательно нужно пройти. А она еще не все прошла. А еще, ее ждут занятия во второй младшей группе, затем в средней и только потом, она сможет посещать старшую группу.  Во время объяснения глаза моей малышки все больше заполнялись слезами, но она не плакала. Низко опустив голову, медленно пошла в свою группу. Я смотрела ей в след и чувствовала себя предательницей. Впервые в жизни я обманула свою дочь…
   
        Дочка росла, и всё больше проявлялось сходство с той девочкой из моего сна. Те же светлые кудрявые волосы, те же умные веселые глаза. Но сходство на этом не заканчивалось… Было что-то большее в наших отношениях. Какая- то трепетность чувств.  Дочка часто брала моё лицо в ладошки и с нежностью говорила: «Моя мааама…» Когда мы с ней куда-то шли, Танечка всегда крепко держала меня за руку и смотрела не на дорогу, а на меня. Из-за этого часто спотыкалась, падала, не отпуская мою руку. Я спотыкалась об неё, выговаривала, что так нельзя ходить  и когда-нибудь мы с ней разобьемся.  Но всё оставалось по-прежнему.
   
       В пять лет Танечка научилась читать. До этого она часто подходила ко мне  и спрашивала: "Это какая буква? А эта? А эта, какая?" Я отвечала, но читать ее не учила. В то время воспитателям детских садов было рекомендовано проводить родительские собрания на тему запрета родителям обучать своих детей чтению. Так что моя девочка буквы знала все, но читать не могла.
       Однажды мы пошли в гости к моей подруге, у которой сын только что закончил  первый класс. Пока мы с подружкой общались, Сережа показал Тане букварь и объяснил, как надо читать, начиная с «Ау», «Уа» и «Мама мыла раму». Во время прощания Сережа подарил Танечке букварь. Та ещё в транспорте его открыла и, водя пальчиком по строчкам, что-то шепча себе под нос.
       Дома она тут же села за букварь и продолжала с упоением его изучать. В тот вечер мы не могли её ни накормить, ни уложить спать. Танечка твердила только одно: «Сейчас, сейчас, сейчас…»
       Закончила она только тогда когда закрыла последнюю страницу книги. Подбежала ко мне и радостно объявила: «Мама! Я научилась читать!!!»
       - Ну-ка, покажи, чему ты научилась?
Дочь открыла букварь на последней странице и громко с большим выражением без запинок начала читать: «Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать…» и так до конца.  Обнимая её, я плакала и смеялась от счастья. Так моя девочка сама научилась читать за один день.
       В детском саду я приглашала её в свою группу, сажала перед детьми и просила читать. И ребятишки, которые были старше на год, на два очень внимательно слушали.
   
       Однажды, когда дочка училась в первом классе, на одном из собраний кто-то из родителей спросил учительницу: «А есть здесь родители Тани?» - и называет нашу фамилию. Услышав это, я напугалась, напряглась, ожидая чего-то плохого.
       - Да, есть – показывая на меня, ответила учительница.
       - Что случилось? – настороженно спросила я.
       - Мой сын говорит, что ваша Таня читает лучше, чем Вера Ивановна.
       - Да, лучше – ответила ей Вера Ивановна.  И продолжила - Когда мне нужно выйти из класса, я прошу ее почитать детям. И она читает с бОльшим выражением, чем я.
   
       Читала Танечка запоями. Детские книги её уже не интересовали, так как она их знала наизусть еще до того, как научилась читать. И дочь моя перешла на взрослые… Благо у нас в доме была большая библиотека. В первом классе она уже читала такие книги, как «Дон Кихот» и «Педагогическая поэма».
   
       Как-то в шестом классе на спор с одноклассником Танечка выучила наизусть за одну ночь всего "Гамлета" Шекспира.
       Так легко и весело мы дошли до старших классов.  К тому времени у меня уже было  трое детей.  С мужем я развелась, когда Танечке было 13 лет, второй дочке Оленьке – 8 лет, а сыну Володе – 3 годика. Жили сложно, но очень весело. 
       Каждый вечер,  собираясь все вместе на кухне, мы рассказывали о том, что у кого случилось за день. Когда очередь доходила до Тани мы все громко хохотали. Не смеяться было не возможно, так как она каждый раз разыгрывала перед нами спектакль. Изображала походку учителей, учеников. Говорила их голосами и показывала очень смешные моменты.
       У неё было много подруг и ещё больше друзей-мальчиков. Почти ежедневно все приходили к нам, разговаривали, громко смеялись. Дважды в неделю, по средам и субботам я устраивала дискотеку для детей. У нас были три больших фонаря: красный, желтый и синий. Когда мы их включали, Фонари мигали, сверкали, дети прыгали и веселились.  Таня, как всегда, всех смешила.
   
        Наверное, в память о тех временах, до сей поры, Танины друзья звонят мне, пишут в соцсетях, поздравляют с праздниками. 
   
       После окончания школы пятеро ребят из класса пошли в Авиационный техникум на факультет «Производство и проектирование ЭВМ».  Позвали с собой Таню, и та пошла с ними. Я понимала, что это не её. И ещё понимала, что дочка пожалела меня. Учёбу там, где она хотела учиться, а это Москва и Санкт-Петербург, я бы не потянула материально.
       Так мы жили, она жалела меня, я жалела её. И никто не подавал виду.
 
       Закончив учебу, моя девочка вышла замуж по любви, родила сына Вовочку. Но это уже другая история…

                Эпилог

       Много было взлётов у моей дочери. Окончив авиационный,  сразу поступила в Самарский техникум связи. Училась заочно. Окончила с красным дипломом. Работала на почте заместителем начальника отделения, затем начальником.
       В 2012 году заняла первое место на конкурсе «Лучший начальник отделений связи»  по Ульяновской области.
       В 2013 году её послали в г. Казань на конкурс «Лучший начальник отделения почтовой связи в Поволжье». Там она заняла второе место. После чего её перевели работать в управление на должность главного специалиста по Ульяновской области.
   
       В настоящее время моя девочка живёт и работает в Москве. Заочно учится в Педагогическом университете.
       Связь наша с ней с годами становится только крепче. Несмотря, на её молодой возраст, не перестаю удивляться её мудрости. Для меня она верный друг и лучший советчик в жизни. Дочка продолжает много читать.  Советует мне, что нужно прочесть, посмотреть, послушать…
Общаемся с Танечкой часто, по долгу, и, как всегда весело…
 


Рецензии