Володя

                Посвящается сыну
    Хочу поделиться своими воспоминаниями о детстве моего единственного сыночка Володи. Это был третий ребенок в нашей семье.
    В то время УЗИ не делали. И поэтому пол ребёнка до его рождения всегда был тайной. Помню, когда я ночью поступила в роддом, врач приемной спросила меня: «Кого хотите?»
    - Сына, - ответила я.
    - Ничего не выйдет, – услышала я в ответ. – У нас с утра только девочки.
    Утром, зайдя в нашу палату, врач весело сообщила:
    - Надо же, как ты угадала! И перебила нам всё. После тебя пошли одни мальчики. Да еще богатыря какого родила!
   
    Сын действительно был богатырем. Родился на 4200.
    Когда привезла его домой, наши девочки окружили его, рассматривая ушки, ручки, ножки, пальчики. Удивлялись, какое все маленькое!
    Оленька, которой тогда было четыре года, быстро потеряв интерес к новоявленному братику, умчалась к своим друзьям.
    Танечка, ей было девять лет, как-то сразу повзрослев, попросила:
    - Мам, разреши, пожалуйста, его подержать.
    Я, конечно, разрешила. Таня держала своего братика очень осторожно, почти не дыша.
    Вечером, когда собирались все спать, Таня заявила:
    Вы спите, а я не буду. Я буду караулить Вовочку. Я ей объясняю, что он еще маленький и будет крепко спать, а если проснется, я обязательно услышу.
    Но Танечка настаивала на своём. Пришлось ей уступить. Естественно, я тоже не спала. Так мы и просидели с ней всю ночь, обнявшись, любуюсь на нашего малыша.
   
    С Вовочкой нам всем повезло. Рос он очень спокойным ребенком. Ночами крепко спал, в отличие от Оли, которая не спала до трех лет и другим не давала. Вернее она спала, но только если ее качали.
    У нас получилось так, что у Оли все друзья были мальчики. Просто она была единственной девочкой на нашем этаже.
    А вот когда стал подрастать Володя – все поменялось. И уже он был единственным мальчиком среди своих сверстниц. И, видимо, благодаря этому он рос мягким, добрым, послушным мальчиком.
    Особых хлопот нашей семье он не создавал. Да и у меня была отличная помощница в лице Танечки. На Оленьку я оставлять сына боялась, так как она была большой озорницей и могла набедокурить.
   
     Однажды сыночек меня сильно напугал. Мне нужно было повесить выстиранное белье на балкон, который находился в конце общего длинного коридора. Вовочка сидел в кроватке, играл. Муж лежал на диване и смотрел телевизор. Развешивая белье, я вдруг услышала душераздирающий крик моего сына! Бросив все, я побежала домой. Там я увидела, что муженек мой спит и ничего не слышит. Сынуля заходится в истерическом крике, его рот весь в зеленке, рядом валяется пустой пузырек. Детская кроватка стояла сбоку от серванта. Ребенку каким-то образом удалось открыть ящик и достать оттуда пузырек с зеленкой. Увидев все это, я сильно испугалась, решив, что сын отравился.
    Вызывать скорую не стала. Мне казалось, что это будет долго. Накинув на ребенка одеяло, помчалась в пункт Скорой помощи, который находился от нас недалеко. Мне казалось, что я не бежала, а летела. Откуда-то взялась сила.
   
    Прибежав в отделение Скорой помощи, начала метаться по пустому коридору, крича: «Доктора! Доктора! Быстрее доктора!!!»
    На мой крик вышло несколько медицинских работников. Ко мне подошел один их них. Медленно и спокойно спросил: "Что случилось? Успокойтесь".
    Меня раздражало его спокойствие. Я продолжала кричать: "Готовьте промывание! Скорее! Скорее! Что вы стоите?!"
    Доктор спокойно развернул моего сына, спросил: "Зеленку выпил?"
    - Да! Скорее промывайте!!!
    - Ни к чему. Крепче спать будет.
    Видя, что я ему не верю, продолжил: "Успокойтесь, идите домой. Вашему ребёнку ничего не угрожает". И действительно, мой сынуля вскоре перестал кричать и уснул.
   
    Ходить сынок научился к году. Ходил спокойно, медленно, важно. Мои девочки, играя, часто использовали его вместо куклы. Наряжали в платья, завязывали бант. Конечно, если они играли в больницу, Вовочка – больной. Если в школу – ученик. В общем, сынуля, безропотно и с удовольствием выполнял все роли, которые ему доставались.
   
    Мои дети подрастали, и менялись наши общие игры. Если раньше я сама показывала им пальчиковый театр, затем театр с игрушками, то с подрастающими детьми мы уже вместе разыгрывали небольшие сценки, инсценировали любимые сказки. Иногда привлекали и соседских детей, но они чаще были просто зрителями.
    Когда доверяли какую-нибудь роль маленькому Володе, например, роль Петуха в сказке «Кот, петух и лиса» или младшего козленка в сказке «Семеро козлят», он полностью воплощался в героя. И уже не видел рядом ни маму, ни сестер, только оживших героев сказок.
    Иногда даже приходилось останавливать действие сказки, как это было, когда мы несколько раз пытались разыграть сценку «Кот, петух и лиса». Я была за автора, Таня исполняла роль  Лисы, Оля – Кота, Вовочка, как самый младший, конечно, Петуха. И вот, он так истошно кричал: "Котик! Блатик! Вылучи меня!!!" – что девочки не могли дальше продолжать, катаясь от смеха. Зрители тоже громко смеялись. А когда Оля-кот, спасая петуха, вырывала его из рук Тани-лисы…, а лиса не отпускала его..., Вовочка бился, кричал, визжал, с глазами, полными страха так, что мне приходилось останавливать спектакль.
    Но и в следующий раз, когда мы распределяли роли, Вовочка опять просился, обещал больше не бояться, но закончить эту сказку нам долго не удавалось.
   
    Однажды, когда Оленька училась в первом классе, она решила взять братика с собой на новогодний утренник. Для неё новогодний костюм был уже приготовлен, и мы на общем семейном совете решили надеть на него Олин прошлогодний костюм Красной Шапочки, который я, как и все их костюмы, сама шила и вышивала. Надели на Володю белую расшитую «а-ля Украина» блузку, голубую короткую юбочку, белый, расшитый кружевами передничек, на голову – красную шапочку, в руки – красную корзинку, сделанную из кашпо. У Володи были длинные (жалко было стричь) кудрявые, светлые волосы. Красная Шапочка получилась всем на загляденье!
    Оля после утренника рассказывала:
    - Никто и не догадался, что он мальчик. Дети окружили его, рассматривали, хвалили. Подошла учительница, присела перед ним на корточки, спросила: «Красная Шапочка, как тебя зовут?» И наш Володя громко, басом ответил: «Во-ло-дя»! Занавес…
   
     После развода с мужем, мне пришлось перейти на другую работу. Я устроилась бухгалтером. На лето мне предложили подработать в пионерском лагере. В то время, работающим там, давали бесплатные путевки для детей. Я, конечно, согласилась. Но, бухгалтером я была не освобожденным. К восьми утра меня привозила машина в город на основную работу. В пять вечера забирали и везли в лагерь. Работу по лагерю я выполняла вечерами, часто прихватывая и половину ночи.
   
    Дети находились по отрядам. Таня в старшем отряде. Оля в самом младшем, и ей пришлось брать с собой и Володю. У меня он только ночевал.
    Сын мой был самым маленьким в лагере и поэтому его все очень любили. Кто-то научил его рассказывать анекдоты про Чапаева и Петьку. И он их всему лагерю, очень смешно, входя в роли, рассказывал. К тому времени он только научился выговаривать букву «Р» и поэтому, рассказывая анекдоты, делал упор на эту букву. И когда он, заканчивая очередной анекдот и, входя в роль, громко кричал за Чапаева: «Да хоть в горррошек!!!», все вокруг просто падали от смеха и просили его повторить на "бис".

    Когда закончилось лето, и я привезла детей домой, нас ждала большая неприятность. В детском саду,  в котором я раньше работала, и в который продолжал ходить мой сын, сменилась заведующая. Новая вызвала меня и объявила:
    - Ваш сын больше не может посещать наш детский сад, так как у вас нет направления. Пока вы работали, он имел право к нам ходить, как ребенок сотрудника. В данное время вы таким не являетесь, поэтому прощайте.
    Так мой сынок с четырех лет остался без детского сада. В то время было очень туго с путевками. Я встала на очередь, но до самой школы она так и не подошла.
    Приходилось оставлять сына дома одного. Телефона у нас не было, связи никакой. Но мой сынок с честью прошел это тяжелое для нас с ним испытание.
   
     Уходя на работу, я оставляла, по его просьбе доску, гвозди, молоток, клещи. И он, пока не вернутся со школы девочки, сидел с этой доской, забивал гвозди, затем клещами их вытаскивал, молотком выпрямлял, снова их забивал и снова выпрямлял. Разбирал игрушки, чтоб изучить, что там внутри. Однажды разобрал будильник, который пришлось ему подарить. И сынок мой подолгу, ежедневно им занимался. Разбирал – собирал, разбирал – собирал…

     Как то мне на работу позвонили дочки и сказали, что Володя прыгнул со шкафа, и у него сильно болит нога. Отпросившись с работы, понеслась домой. Осмотрев ногу, стала собирать ребенка в поликлинику. В то время до нашей поликлиники транспорт еще не ходил.
    Была зима. Шубку одела, а вот сапожок на ногу одеть не получилось из-за сильных болей. Закутав ножку в шаль, взвалив сыночка на себя, побежала в поликлинику. Володя жалел меня:
    - Мам, отпусти меня, я тяжелый.
    - Ничего, сынок, своя ноша не тянет – отвечала я.
    Так, с остановками, с передышками, мы добрались до поликлиники. Доктор, осмотрев ногу, сказал, что перелома нет, сильный ушиб и растяжение связок. Выписал лечение и отпустил нас домой.
   
    На обратном пути я уже не торопилась, шла медленнее, чаще останавливалась, было легче. Обратилась к сыну:
    - Сынок, расскажи мне по секрету, зачем ты лазил на шкаф?
    - Я в летчики готовился.
    - Как это?
    - Прыгал с парашютом.
    - С каким парашютом?
    - Мам, ну с зонтиком, конечно. Я и раньше прыгал. Я умею. Это только один раз не получилось.
    - Сынок, я очень испугалась за тебя. Дай мне слово, что больше не будешь.
   
    Как то, уже летом, я вернулась с работы раньше, и, подходя к подъезду, увидела как Володя стоит на подоконнике. Мы жили на четвертом этаже. На ватных ногах я побежала, не дожидаясь лифта, по лестнице. В голове стучало молотком: « Только успеть! Только успеть!» Мне уже казалось, что я слышу звон разбитого стекла. Очень тихо, с осторожностью, я открыла замок, затем дверь. Чтобы не напугать ребенка, на носочках подошла к нему и, схватив, уже сорвала его с подоконника.
    Оказывается, он смотрел в окно, как играют мальчишки, его друзья. Как говорится, из двух зол выбирают меньшее. Пришлось разрешить ему выходить на улицу и играть во дворе.
   
    Однажды я что-то искала в шкафу и наткнулась на скомканные, мокрые, грязные, все в песке, Володины трусы. Значит, он был на Волге. Подзываю сына, провожу с ним беседу об опасности ходить на Волгу без взрослых. Он мне с честными глазами обещает больше не ходить. Но через несколько дней я снова натыкаюсь на грязные, мокрые трусы. Понимаю, что бегать с друзьями на Волгу он не перестанет.
    - Володюшка, – говорю ему, – на тебе надета цепочка с крестиком. Не теряй его, он будет тебя беречь. Сын, перебивая меня, заявил:
    - Мама, ты не бойся! С крестиком ничего не случится. Когда я иду купаться, я снимаю его и кладу на песочек.
    - Неужели ты думаешь, что я переживаю из-за крестика? - спросила, прижав к себе сына, я.
    - Крестик я смогу ещё купить, а вот любимого сыночка - никогда.
    - Я больше не буду без тебя ходить на Волгу…

    Вот и пришла пора идти Володе в первый класс. Он ждал это событие с нетерпением. И вот свершилось. Сын идет рядом со мной - серьезный, нарядный, с портфелем и букетом.   
    Прошла линейка. Учительница повела наших детей в класс. Родители остались на улице. Каждый ждет своего ребенка, жду и я. Вот начинают по одному выбегать счастливые дети. Выглядывая своего, вижу, вот он бежит, радостный, ко мне, но почему то в руках держит свой букет. Подбегает и протягивает его мне.
    - Мам, это тебе!
    - Почему ты не отдал учительнице?
    - У нее и так много.
    Первая мысль была вернуться, отдать букет по назначению, но видя счастливого сына, решила, что это будет неправильно.
    - Спасибо, сынок, я давно не получала цветов.
    Со школы мы возвращались, держась за руки. О чем думал сынок, я не знаю. А я думала, что у меня растет прекрасный сын, и из него получится настоящий мужчина.
   
    Проучившись в школе два-три дня, дождавшись, когда мы в комнате остались одни, сын мне заявил:
    - Мам, а у нас в классе один мальчик полюбил девочку...
    - Очень хорошо, - ответила я.
    - Мама! Ты не поняла!! МАЛЬЧИК полюбил ДЕВОЧКУ!!! - сам затих и ждет ответа.
    - Я поняла тебя. Мальчик полюбил – девочку. И это прекрасно. Значит, этот мальчик добрый, у него добрая душа, и он способен на добрые поступки.
    Сынуля мой затих. Затем снова обращается ко мне:
    - Мааам!- и молча, тыкает пальчиком себе в грудь.
    - Что, сынок? – спрашиваю я, делая вид, что не понимаю, к чему он клонит.
    Володя снова молча показывает пальчиком на себя, смотрит мне в глаза, с нетерпением ожидая, когда же я, наконец-то догадаюсь…
    - Сынок, я что-то не понимаю, что ты хочешь мне сказать?
    И тогда Володя, обняв меня за шею, тихо прошептал мне в ухо:
    - Это Я - тот мальчик.
    Я обняла его, прижала к себе:
    - Я очень рада. Значит, один друг у тебя уже появился. И я рада, что это
 У МЕНЯ такой хороший мальчик.
    Ещё долго мы сидели обнявшись. Сын прижимался ко мне, я гладила его по голове, по спинке и мы оба были СЧАСТЛИВЫ…

    Учеба Володе давалась тяжело. Сказывалось то, что он не посещал детский сад, не занимался с педагогами.
    А еще у него начались сильные головные боли. Голова болела почти постоянно. После обследования врачи сказали, что у него неправильное кровоснабжение мозга и повышенное внутричерепное давление. Положили в больницу. Мы все приходили его навещать. Володя всегда возвращал нам баночки из под еды чистыми, вымытыми, и складывал в них больничные котлетки.
На наши убедительные просьбы, чтобы он котлеты ел сам, а посуду мы помоем, сын не реагировал. Так он проявлял заботу о нас, которая была приятна до слез.
    Когда сына выписали из больницы, врачи назначили ему лечение. Месяц мы делали уколы (я научилась их делать сама), месяц пили таблетки, и так продолжалось несколько лет.
 Учился сын средне, но ни я, ни учителя от него большего не требовали. Для меня было важно только, чтобы он был здоров.
    Сын подрастал, брал на себя все больше обязанностей по дому. Помогал Оле на кухне, ходил в магазин за продуктами. Не разрешал мне поднимать тяжелые сумки. Всю тяжелую работу по дому выполнял он. Мы с девочками всегда знали, что мужчина в доме у нас есть.
    Время шло… Вышла замуж и уехала Танечка… Сыграли свадьбу Олечке… Остались мы с Володей одни.
   
    Только сын закончил школу, его сразу призвали в армию. Я очень переживала, ведь тогда была страшная дедовщина, а еще – события в Чечне.
    Собирая сына в армию, просила его:
    - Володя, чтобы с тобой там «деды» ни делали, как бы, ни обижали, обещай, что когда ты станешь «дедом», не будешь этого повторять с новобранцами. Пусть на тебе это закончится.
    - И еще просьба. Если будет очень тяжело, напиши в конце письма одно слово «соскучился». Я буду знать, что тебе плохо.
    - А если будет совсем-совсем тяжело, напиши « очень-очень соскучился» Я приеду, я помогу. Если будет надо – продам квартиру, но помогу. На что сын мне ответил:
    - Мам, я никогда тебе так не напишу.
    И не написал. Ни разу за два года армии ни о чем не попросил.
    Служить попал на Северный Кавказ в Нальчик. Служил два года, шесть месяцев из которых провел в Чечне.
    Вернулся взрослым, возмужавшим…
    Сейчас у Володи своя семья: жена Ирина, два прекрасных сына Данечка и Ванечка.
    Но по прежнему, по первому моему зову, сын спешит мне на помощь.


Рецензии