Чернянка. Путь к истоку. В поисках имени 6

Отрывок из очерка «Чернянка. Путь к истоку»
< На правах гипотезы © >


Глава XII.  РАЗБОЙНИЧЬЯ  ВЕРСИЯ



<< Изложение версии >>  Разбойничья версия происхождения названия «Чернянка», будучи официально не признаваемой, встречается всё же в трёх источниках:

1. Тупицын Павел Иванович в очерке «Чернянская родословная», опубликованном в 2015 году в районной газете «Приосколье», пишет:

     >>>   «О названии есть несколько мнений. < … > Третья (версия) предполагает, что названа Чернянка по кличке разбойника «Черный».

2. В книге «Отчий край - Чернянская земля» (2006г., коллектив авторов, под редакцией Крупы И.Н.) читаем:

     >>>   «В народе долгое время жила легенда о том, что первым в наших местах поселился беглый крестьянин Черный (Черных), промышлявший с группой гулящих людей в Приоскольских лесах. От его фамилии будто бы и пошло название Чернянки».

3. Такая же трактовка версии дословно повторена и в юбилейном буклете «Чернянский район. Перемены к лучшему» (2013г., коллектив авторов):

     >>>   «В народе долгое время жила легенда о том, что первым в наших местах поселился беглый крестьянин Черный (Черных), промышлявший с группой гулящих людей в Приоскольских лесах. От его фамилии будто бы и пошло название Чернянки».


<< Суть версии >>  Версия, как и предыдущие, строится на созвучии начальных частей слов «Черн[янка]» и «Черн[ый]» и утверждает, что название «Чернянка» (Чернянская) образовалось путём трансформирования прозвища «Черный» в ойконим «Чернянка».

                <<|[===========]|>>

Рисунок 12.1 – Очерк Тупицына П.И. «Чернянская родословная», в газете «Приосколье» (номер за 14 июля 2015 года).
Источник фото:  архив автора.


<< Анализ версии >>  Вначале попытаемся разобраться: существовал ли на самом деле то ли разбойник, то ли крестьянин по прозвищу «Черный». В старину такая фамилия писалась и произносилась как «Черн;й», но в этом исследовании, для простоты, мы будем именовать его на современный лад – «Чёрный». Так как пока никем не обнаружены и не опубликованы свидетельства, подтверждающие существование Чёрного, приходится считать его более фольклорным [АК-15] персонажем, нежели историческим.

_________________ << Авторский комментарий >> _________________

[АК-15]  Фольклор – это устное художественное коллективное творчество народа, отражающее его жизнь, воззрения, идеалы, принципы.

Важнейшей особенностью фольклора, в отличие от литературы и современной книжной культуры, является его ориентация на устный способ передачи информации. Носителями фольклора обычно выступали сельские жители, передававшие из поколения в поколение песни, сказания, танцы, обряды и т.п.

___________________ << конец комментария >> _________________

Тем не менее, исходя из принципа «дыма без огня не бывает» и, принимая во внимание наличие какого-то народного предания, вероятно известного авторам книги «Отчий край - Чернянская земля», можно первоначально допустить, что Чёрный действительно существовал.

В какое же время должна была проявиться деятельность Чёрного в Приосколье, чтобы память о его личности закрепилась в народном фольклоре? Поскольку сторонники этой версии предполагают, что к моменту основания Чернянки (середина XVII века) легенда о Чёрном уже существовала, то для определения отрезка времени, в котором мог действовать этот фольклорный персонаж, нам в наших поисках нужно отодвинуться хотя бы на одно-два поколения назад от момента образования Чернянки. Одно-два поколения – это минимально необходимое время для формирования в народной памяти легенды о каком-то историческом персонаже или событии. В результате мы получаем временной отрезок в пределах: конец XVI - начало XVII веков.

>>>   Рассматриваемые нами источники, содержащие сведения по истории Чернянки, являются по большей степени научно-популярными. Поэтому в содержании этих источников наблюдается заметное преобладание элементов популяризации над научной исторической составляющей. Вследствие этого, при изучении материала, иногда возникают затруднения в правильной трактовке понятий и характеристик в описываемых событиях.

С персонажем по прозвищу Чёрный как раз тот случай. Если Тупицын П.И. прямо называет Чёрного разбойником, то авторами книги «Отчий край - Чернянская земля» он характеризуется как «… беглый крестьянин < … >, промышлявший с группой гулящих людей в Приоскольских лесах». Такая его характеристика не даёт ясного понимания рода занятий Чёрного.

Коротко, кто такие «гулящие люди» того времени.
Гулящие (или вольные) люди - довольно разнообразная по своему составу категория населения, находившаяся за сословными рамками. Эта категория пополнялась за счёт представителей едва ли не всех сословий, по тем или иным причинам ставших изгоями. Одни из гулящих людей, не имея собственных хозяйств, нанимались на подсобные работы к тяглым людям. Другие же были настоящими маргиналами, не имевшими ни постоянного места жительства, ни определенных занятий. Они беспощадно преследовались властями, и в свою очередь весьма часто и охотно участвовали в разбое на дорогах, городских бунтах и крестьянских восстаниях.

                <<|[===========]|>>

Рисунок 12.2 – Кадр из кинофильма «Гулящие люди» (1988г.), снятого по одноимённому историческому роману А.П. Чапыгина. Роман посвящён событиям «бунташного» XVII века.
Источник фото: 

Чем же мог «промышлять» Чёрный с ватагою гулящих людей в районе Оскольского уезда? Вопрос не простой – ответ не однозначен.


<< Промысел Чёрного >>  Дело в том, что само понятие «промышлять» подразумевает целый спектр различных трактовок этого слова. В общем смысле «промышлять» - это заниматься «чем-то, на что жить», то есть, занятием, дающим средства к стабильному существованию. Из многочисленных значений этого слова, применительно к рассматриваемому нами временному отрезку времени и географическому региону, оставим для дальнейшего исследования лишь два толкования:

   - заниматься добычей кого-либо, чего-либо (обычно пушного зверя, птицы, рыбы, мёда, воска, соли);

   - заниматься чем-либо предосудительным (воровством, разбоем, мошенничеством и т.п.).

Выбранные нами значения, как мне кажется, как раз учитывают мнения обеих сторонников «разбойничьей» версии: и Тупицына П.И., и коллектива авторов книги «Отчий край - Чернянская земля».


<< Чёрный – охотник? >>  И так, Чёрный с гулящими людьми могли промышлять добычей зверя.

Многие места, где вскоре прошла Белгородская черта, в конце XVI - начале XVII века не имели ещё постоянного населения. Ещё в XVI века в России сложилась своеобразная форма использования феодальным государством обширных незаселённых территорий на юге страны.

Здесь отдельные участки сдавались в аренду (в откуп) на год или на несколько лет для рыбной ловли, добычи пушных зверей, сбора мёда диких пчёл. Эти участки назывались «ухожьями» (иногда - юртами). Ухожьи были приписаны к определенному городу и являлись особой частью его уезда. Небольшие ухожьи поблизости от городов нередко давались служилым людям «за половину жалованья». Иногда ухожьи от имени царского правительства сдавались на откуп «из наддачи», то есть фактически с публичных торгов. Об этом в своей книге «Белгородская черта» упоминает известный историк, профессор Загоровский В.П.

Оскольский уезд занимал в первой четверти XVII века верхнее течение реки Оскола и её северных притоков. В состав Оскольского уезда территориально входил и будущий Чернянский край. Уезд буквально был «сдавлен» на берегах реки Оскола между двумя татарскими сакмами - Изюмской и Кальмиусской дорогами, и не обладал значительными охотничьими угодьями. Основной категорией откупщиков (арендаторов) оскольских ухожьев являлись мелкие служилые люди - дети боярские, стрельцы, казаки.

                <<|[===========]|>>

Рисунок 12.3 – Карта Оскольского уезда в XVII веке. Из книги Никулова А.П. «Оскольский край».
Источник фото:  http://forum.vgd.ru/file.php?fid=118185&key=1352283882


>>>   Мог ли Чёрный стать одним из арендаторов какого-либо оскольского охотничьего угодья?  Нет, не мог.

  Во - первых. Для того чтобы получить такой, выражаясь современным языком, подряд, Чёрному пришлось бы вступать в определённые договорные отношения с представителями царской власти. Но сделать этого Чёрный не мог в силу своего юридического статуса – ведь он, как указывают авторы книги «Отчий край - Чернянская земля», был «беглый крестьянин», а значит - находился в розыске.

  Во - вторых. Вести тайный промысел в чужих угодьях Чёрный со своей ватагою тоже бы не смог. Потому что заготовленную добычу необходимо было куда-то сбывать, скорее всего, посредством меновой торговли. А это в свою очередь сразу же «проявило» бы незаконный характер промысла. Законные же откупщики резко противились появлению на «своих» ухожьях посторонних лиц, жёстко изгоняя чужаков, препятствуя при этом вольной колонизации края.

  В - третьих. Общеизвестным фактом является то, что откупщики не устраивали постоянных поселений на территории ухожей: как из-за опасности татарских набегов, так и из-за особого, временного характера пользования ухожьем. Они работали там наездами, обычно летом. Авторы же книги «Отчий край - Чернянская земля» заявляют, что «… в наших местах поселился беглый крестьянин Черный…». «Поселился» - то есть основал постоянное поселение, что само по себе противоречит характерному для откупщиков-добытчиков образу действий.

Исходя из изложенного, можно утверждать, что Чёрный и его компания гулящих людей не занимались охотничьим промыслом, а были, вероятнее всего, разбойниками. Соответственно и авторы книги «Отчий край - Чернянская земля» под определением «… промышлявший с группой гулящих людей в Приоскольских лесах…» вероятно, имели ввиду именно разбойничий промысел.


<< Чёрный – разбойник? >>  Чёрный с гулящими людьми могли промышлять разбоем и добывать свой «хлеб насущный» посредством грабежа.

На такую мысль наталкивает и крайне негативный юридический статус Чёрного – беглый крестьянин, и далеко не лестная характеристика его подручных – гулящих людей. Места по берегам Оскола глухие, царская власть на южном пограничье пока не крепка и сосредоточена лишь в немногочисленных городах. А значит: грабь – не хочу, гуляй душа молодецкая!..

                <<|[===========]|>>

Рисунок 12.4 – Кистень - излюбленное оружие русских разбойников вплоть до середины XVIII века. Является гибко-суставчатым холодным оружием ударно-раздробляющего действия. Представляет собой ударный груз (костяную, металлическую или каменную гирю - било), соединённый подвесом (цепью, ремнём или крепкой верёвкой), с деревянной рукоятью - кистенищем.
Источник фото:  http://www.lostcivilization.info/civilizaciya-drevnej-rusi/

Действительно, южное и юго-западное порубежье Русского царства в конце XVI - начале XVII веков было пристанищем многочисленных шаек разбойников и грабителей. Причина -  пограничное положение этого края, редкое расположение населенных пунктов и относительная слабость центральной власти. Разбойничьи ватаги концентрировались в основном вокруг крупных городов и на торговых путях. Основными территориями разбойничьего промысла в то время были окрестности Курска, Воронежа, Кром, Орла, Тулы. В этих регионах уровень жизни населения, а также объём торговли и товарообменных операций между городами и вокруг них достигли уже достаточного предела, чтобы быть привлекательными для разбойных нападений. А получаемое при грабеже количество добычи вполне могло обеспечить на какое-то время сносное существование разбойничьих шаек.

А что же представляли собой в то время земли Верхнего Поосколья - территории бассейна реки Оскол от его истока до, приблизительно, современного посёлка Волоконовка (Белгородской области)? Дозорная книга Оскольского уезда 1615 года даже накануне начала строительства Белгородской черты свидетельствует об исключительной малонаселенности оскольского края – чуть более 40 небольших поселений, разбросанных по верхнему Поосколью. Самой крупной тогда была деревня в 23 двора. А в конце XVI века - тем паче: на оскольских берегах вообще редко можно было встретить какие-либо поселения. В прибрежных лесах прятались лишь одинокие постройки севрюков (потомков северян - древних жителей этой Северской земли), да редкие малые хутора вольных оскольских казаков – вот и всё. Жили в этих поселениях люди весьма небогато, перебиваясь репой, да охотой - ведя фактически натуральное хозяйство.

Торговых караванных путей вдоль Оскола тогда не было вообще. Посольские дороги в Речь Посполитую и Крымское ханство пролегали тоже в стороне от этих мест. А через город Оскол посольские отряды ходили крайне редко. Сам город Оскол (ныне Старый Оскол) ещё не прочно стоял на ногах и не славился богатством. Тем более, что в 1616 году крепость Оскол была сожжена польско-литовским отрядом. Город требовал значительных ресурсов и помощи центра на восстановление. Так что поживиться в окрестностях Оскола тоже было особенно нечем.

Так кого же тогда было грабить в наших местах? А грабить то оказывается и некого. Соответственно и прокормиться грабежом было невозможно.

>>>   Таким образом, существование Чёрного (с гулящими людьми) не укладывается ни в сценарий откупщика-промысловика, ни в сценарий атамана ватаги разбойников. В итоге с большой долей уверенности можно констатировать, что такого персонажа как «Чёрный» вовсе не существовало.

Но, придя к заключению, что, скорее всего разбойника Чёрного, как исторического персонажа, в действительности не существовало, необходимо ответить на закономерный вопрос: что же тогда могло послужить основой народной легенды, упоминаемой авторами книги «Отчий край - Чернянская земля».


<< Мечта о воле >>  Крестьянство, городская беднота и мелкие служилые люди на протяжении многих столетий истории России испытывали со стороны власть имущих постоянные притеснения. Народ всегда жил мечтами о достатке, о добром царе-освободителе, который придёт и дарует волю. Потому-то простой люд всегда с симпатией относился к тем, кто, по его мнению, боролся с ненавистными угнетателями – к неуловимым благородным разбойникам. И разбойников, даже весьма далёких от идеалов справедливости, народная молва всегда делала, чуть ли не героями, противостоящими кабальным царским порядкам и произволу помещиков.

О них слагали песни и сказания, в которых идеализированные разбойники, как правило, грабили царских наместников, помещиков да купцов-богатеев. В народных сказаниях они представляются скорее не разбойниками, а этакими вольными казаками с широкими рыцарскими замашками и со своими понятиями о чести. Уж если случалось им останавливать бедняка-крестьянина, то они не только не отбирали у него имущество и пожитки, но непременно наделяли его деньгами и частью награбленного добра, обязательно напаивали водкой и отпускали с миром на все четыре стороны. Ну а если же останавливали на дороге помещика, то не церемонились с ним - обирали его начисто и отпускали, в чём мать родила.

Разбойники в легендах почти никогда не нападали на крестьянские поселения. Во-первых, потому, что щадили крестьян, относясь к ним дружелюбно, ввиду того, что крестьяне сами во всём им помогали, а во-вторых, потому, что взять-то у крестьян было нечего. Кроме того, по жалобе крестьян, разбойники иногда могли делать набеги на помещичьи усадьбы только для того, чтобы наказать помещиков за их жестокость по отношению к своим крепостным.

                <<|[===========]|>>

Рисунок 12.5 – Иллюстрация работы Курдюмова к энциклопедическому изданию «Великая реформа» (изд. 1911г.) на которой «по возможности в мягких тонах» изображены истязания помещицей Салтычихой своих крепостных. Русская помещица Дарья Салтыкова (Салтычиха) вошла в историю как изощрённая садистка и убийца нескольких десятков подвластных ей крепостных крестьян. Салтыковой вменялось убийство 75-ти человек, в основном женщин и девушек. Правда, в конце концов, судьи признали обвиняемую «виновной без снисхождения» в 38 доказанных убийствах и многочисленных пытках дворовых людей.
Источник фото: 

Источником для создания легенды о разбойнике Чёрном могли послужить различные исторические события, в изобилии происходившие на просторах Белгородчины, Курщины, Воронежчины и Верхнего Поосколья в период с конца XVI и до середины XIX века.

Хочу уточнить, что никакой легенды о разбойнике Чёрном в литературно-исторических источниках мне не попадалось. Однако это вовсе не означает, что подобного произведения в чернянском фольклоре не существовало. Кроме того, нет ни малейших оснований не доверять авторитетным авторам-краеведам Тупицыну Павлу Ивановичу и Крупе Ивану Николаевичу (главному редактору книги «Отчий край - Чернянская земля»), упоминающим в своих работах разбойника Чёрного.

Не имея конкретных сведений о содержании легенды, попытаюсь всё же, хотя бы поверхностно, реконструировать происхождение и развитие этого продукта устного народного творчества. Правда, приходиться признать, что логика для познания и анализа исторических процессов далеко не самый лучший инструмент.


<< Жила-была Легенда >>  Прочтём ещё раз выдержку из книги «Отчий край - Чернянская земля»:

   - «В народе долгое время жила легенда о том, что первым в наших местах поселился беглый крестьянин Черный (Черных), промышлявший с группой гулящих людей в Приоскольских лесах. От его фамилии будто бы и пошло название Чернянки».

Хочу заострить внимание на двух моментах:

1. «В народе долгое время жила легенда…».
     -  О легенде говорится в прошедшем времени - «жила». Это подразумевает, что легенда, как устное народное произведение, когда-то существовала, но к моменту написания книги утратила целостность художественной формы, оставив в памяти чернянских старожилов лишь обрывочные фрагменты сюжета, да имя главного героя.

2. «… беглый крестьянин Черный (Черных), промышлявший с группой гулящих людей…».
     -  В тексте речь идёт не просто о разбойнике, а о разбойничьем атамане Чёрном. Потому что здесь только он один персонализирован и очевидно, именно он был вожаком находившихся с ним гулящих людей.


<< Кандидаты >>  Исторического материала для формирования «Легенды о разбойнике» на отрезке времени, начиная с конца XVI и вплоть до середины XIX века, было всегда предостаточно. Да и в претендентах на роль главного героя легенды - удалого атамана, нехватки тоже не было. И это несмотря на то, что личности и действия этих «кандидатов», были зачастую очень далеки от приписываемых им народом романтических образов.

Документов, рассказывающих об активных действиях разбойничьих шаек на землях Верхнего Поосколья, в архивах не обнаружено. Во всяком случае, пока. Возможно, как я уже указывал ранее, относительное спокойствие этого региона было обусловлено небольшой плотностью населения и непривлекательностью его материального состояния, что крайне ограничивало возможность организации здесь разбойниками системных грабежей. А вот в соседних регионах было далеко не так спокойно.

В конце XVI - в первые годы XVII века в южных пределах Русского царства бесчинствовали ватаги харцызов (бродяг-разбойников), приходивших с территории современного юго-востока Украины. Эти разбойничьи отряды, возглавляемые атаманами Петром Берчуном и Терехом Шелудивим, доставляли немалое беспокойство жителям приграничных российских городов Ливны и Воронеж.

                <<|[===========]|>

Рисунок 12.6 – Гасило – холодное оружие ударно-раздробляющего принципа. Древнее традиционное оружие славянского мира, одно из самых популярных у «лихих людей» (разбойников). Состоит из небольшого металлического шара или гирьки на узком, обычно кожаном, ремешке длиной от 30 до 100 см. Другой конец ремешка заканчивается петлей на руку. Перед боем гирька обычно прячется в рукаве.
Источник фото:  https://orujie-holodnoe.ru/gibkoe/


В те же годы снискали известность своими дерзкими грабежами и другие атаманы «воров черкасских»: Калоша, Лукьян Карнаух, Лазарь, Мишук, Сенька Колпаков. Они иногда даже разбивали посланные против них русские отряды, а награбленную добычу сбывали крымским татарам. Эти ватаги вели свой разбойный промысел в основном в районах городов южного русского пограничья: Стародуба, Рыльска, Путивля, Орла, Мценска, Новосиля.

В окрестностях Белгорода в начале XVII века орудовали «переезжий вор» Пронька Брыкайка, угонявший вместе с украинскими казаками лошадей, и разбойник Hедосека, «специализировавшийся» на ограблении монастырей.

Да и примыкающая с северо-запада к Оскольскому уезду Курская земля тоже не испытывала недостатка в «своих» разбойниках, вплоть до середины XIX века. До сих пор в курском фольклоре живы сказания о многочисленных разбойниках: Жигане, Кочегуре, Федьке Рыжике, братьях Уколах (промышляли вблизи Ливенской дороги), об «атамане Кулике» (суджанском помещике-грабителе Куликове), об известном щигровском злодее по прозвищу Журавлиная Лапка (это прозвище он получил из-за своей непомерно длинной правой руки) и др.

Нельзя, конечно, здесь не упомянуть и о «громких» бунтах, отголоски которых тоже могли находить своё отражение и интерпретацию в многочисленных народных рассказах, в том числе, в преданиях о разбойниках.

     >>>   Восстание Хлопка - крупное восстание холопов и крестьян, произошедшее в 1603 году. Восстание охватило многие уезды запада, центра и юга Русского государства. Основу восставших составляли холопы, сбежавшие из усадеб по причине великого голода. Среди множества действовавших в то время разбойничьих шаек наиболее крупной (до 600 человек), промышлявшей у самой Москвы, была банда атамана Хлопка Косолапа, по имени которого и было названо восстание.

     >>>   Восстание Болотникова – массовое крестьянское движение 1606-1607 годов (времён Смуты) в южных районах Русского царства под предводительством Ивана Болотникова. Центром восстания был город Путивль (ныне город в Сумской области Украины) - около 400 км на запад от Чернянки.

                <<|[===========]|>>

Рисунок 12.7 – Иван Болотников является с повинной перед царём Василием Шуйским. Неизвестный художник.
Источник фото:  https://ru.wikipedia.org/


     >>>   Восстание 1666 года донских казаков и крестьян под предводительством атамана Василия Уса. Его отряды проходили через Воронеж – это менее 200 км на северо-восток от Чернянки.

     >>>   Восстание Степана Тимофеевича Разина – протестное движение крестьян, холопов, казаков и городских низов в 1670-1671 годах. Вблизи Оскольских земель действовали отряды под командованием сподвижника и родного брата Степана Разина – Фрола Разина. В конце сентября 1670 года Фрол Разин во главе большого отряда казаков подступал к городу Коротояку (ныне село в Острогожском районе Воронежской области) – это всего лишь около 120 км на восток от Чернянки. Отдельные отряды разинцев доходили и до Старого Оскола. Так, в октябре 1670 года 11 детей боярских, ехавших на службу в свой полк, были захвачены на ночлеге под Старым Осколом «воровскими людьми». Служилые люди сразу поняли, с кем имеют дело: напавшие на них неизвестные «кричали ясаком воровским» (говорили на разбойном жаргоне) и «хвалили вора-изменника Стеньку Разина». Застигнутые врасплох дворяне были избиты, изранены саблями и ограблены дочиста.

Хотя перечисленные выше события происходили, по преимуществу, не в Оскольском уезде, а в стороне от его территориальных границ (часто вблизи), известия об этих исторических эпизодах несомненно доносились и до жителей Верхнего Поосколья. А достигая их – непременно находили своё причудливое отражение в устном народном творчестве в виде легенд и преданий.


<< Кудияр >>  В ряду личностей разбойников и бунтарей особняком стоит самый знаменитый (после, разве что, былинного Соловья-разбойника) русский разбойник - Кудеяр. Личность эта полумифическая. В народной памяти Кудеяр остался не только неуловимым разбойником, но и сильным колдуном.

В отношении происхождения Кудеяра существует столько версий, что их хватило бы на полдюжины атаманов. По одной из версий Кудеяр был старшим братом (по отцу - Василию III) Ивана Грозного. Эта версия, скорее всего, является плодом народного вымысла: ведь желание «облагородить» знаменитых разбойников и приписать им законное право на царскую власть всегда было свойственно русской народной традиции. В других сказаниях Кудеяр предстаёт то боярином-предателем Кудеяром Тишенковым, родом из города Белёва; то сыном князя Трансильвании Жигмонда Батория; то опальным опричником, скрывающимся от гнева грозного русского царя.

Начиная с конца XVI века в фольклоре многих народов России (Курской, Воронежской, Орловской, Белгородской, Рязанской, Ростовской, Липецкой, Тамбовской Тульской, Калужской современных областей, Подонья, Поволжья) прочно укоренились многочисленные сказания о разбойнике Кудияре. Как это нередко бывает, собственное имя знаменитого разбойника в южных губерниях России (Курская, Воронежская, Орловская, Тамбовская) со временем превратилось в имя нарицательное, став для местных жителей синонимом слова «разбойник». Определение «кудеяры» практически вытеснило слово «разбойники» из повседневного народного обихода. Большинство сказаний о разбойниках-«кудеярах» относится к концу XVI - началу XVIII веков, когда весь юго-запад России представлял собой одну огромную, только начинавшую заселяться «украйну», по которой бродили многочисленные разбойничьи «ватаги».

О похождениях Кудеяра-разбойника (в том числе, и о его многочисленных заговорённых кладах) создано немало преданий, легенд, сказаний. Даже некоторые классики русской литературы не смогли устоять перед популярностью и масштабностью его образа.

Выдающийся историк и литератор Николай Иванович Костомаров создал исторический роман «Кудеяр» (1882г.), полный авантюр и реконструкций, в котором исторически достоверные события переплетаются с легендой. Сюжетная линия романа сталкивает в кровавом вихре русского бунта образы легендарного разбойника Кудеяра и реального исторического персонажа - Ивана Грозного.

                <<|[===========]|>>

Рисунок 12.8 – Обложка книги Николая Костомарова «Кудеяр». Современное издание.
Источник фото:  https://www.litmir.me/bd/?b=580086


Знаменитый поэт Николай Алексеевич Некрасов, раскрывая тему христианского покаяния, включил в свою поэму «Кому на Руси жить хорошо» (1873г.) рассказ Ионушки «О двух великих грешниках». В этом рассказе повествуется о том, как раскаявшийся грешник Кудеяр убивает польского пана Глуховского, похвалявшегося как он мучает и вешает своих холопов. Этот поступок Кудеяра приносит ему освобождение от всех его прежних грехов. Позже, на основании сокращенного и переработанного некрасовского текста была создана известная песня «12 разбойников», входившая, в частности, в репертуар Фёдора Шаляпина.

Известный драматург XIX века Александр Александрович Навроцкий посвятил образу Кудияра проникновенное поэтическое сказание «Последняя любовь Кудеяра» (1902г.). Поэма создана на основе легенды, в которой Кудеяр, полюбив с первого взгляда встретившуюся ему в церкви монахиню, похищает свою возлюбленную ночью из монастыря.

В связи с широчайшей известностью Кудеяра не вызывает ни малейшего сомнения тот факт, что предания об этом знаменитом разбойнике были хорошо известны и в нашем Оскольском крае на протяжении XVII, XVIII и XIX веков. И этот персонаж, безусловно, мог оказать решающее влияние на формирование местной легенды о разбойнике Чёрном.


<< Когда родилась Легенда >>  За неимением архивных документов, раскрывающих личность Чёрного, ничего другого не остаётся, как идти по пути логических рассуждений и предположений. Поэтому представленный мною ниже порядок развития событий является всего лишь одним из многих вероятных сценариев рождения легенды.

По моему убеждению легенда о разбойнике Чёрном родилась не до основания Чернянки (деревни Чернянской), а гораздо позже, лет этак через 75 - в первой половине XVIII века. И соответственно, не название «Чернянка» произошло от прозвища «Чёрный», а совсем наоборот – прозвище «Чёрный» было образовано от уже существовавшего ойконима «Чернянка». Как это могло происходить.

В начале 1720-х годов помещики, генерал-поручик Евдоким Щербинин и статский советник Марк Полторацкий, завезли из Малороссии (Украины) в общей сложности около 4-х тысяч украинских крестьян и поселили их по соседству с деревней Чернянской - на землях между сёлами Морквино и Ливенка. Вновь образованную слободу назвали Новоивановкой. И хотя в полном названии этой слободы после слова «Новоивановка» в скобках обычно писали «Чернянка тож» - это уже была совсем другая «Чернянка»: другая культура и традиции, другие обычаи и язык, другой быт и ремёсла.

                <<|[===========]|>>

Рисунок 12.9 – Евдоким Алексеевич Щербинин, генерал-губернатор Харьковского и Воронежского наместничеств. Репродукция из книги Миллера и Багалея «История города Харькова за 250 лет его существования» (том 1-й, 1905 год).
Источник фото:  https://commons.wikimedia.org/

В результате значительного численного превосходства украинских переселенцев, для жителей старой русской деревни Чернянская (их было максимум сотни полторы человек) возникла реальная угроза ассимиляции [АК-16]. В связи с этим перед чернянцами остро встала проблема самоидентификации (кто мы и откуда?) и самоутверждения. И, вероятно, в качестве одной из мер противодействия угрозе ассимиляции, возникла легенда о Чёрном, как об изначальном основателе поселения. Помните, в книге - «…первым в наших местах поселился беглый крестьянин Черный …».

_________________ << Авторский комментарий >> ________________

[АК-16]  Ассимиляция - это социально-культурный процесс взаимодействия двух этносов (или двух этнических групп), в результате которого один из них поглощается другим и утрачивает свою этническую идентичность. При этом происходит слияние языка, культуры и национального самосознания одного народа с языком, культурой и национальным самосознанием ассимилирующего (поглощающего) народа.

___________________ <<конец комментария >> __________________

Легенда появилась, скорее всего, не на пустом месте, а в результате творческой переработки одного из многочисленных и широко распространённых преданий о знаменитом разбойнике Кудеяре. Народные чернянские сказители того времени, изменив имя разбойника на прозвище «Чёрный» и перенеся его деятельность в Приоскольские леса, таким образом просто приспособили известную фольклорную личность под свои культурные интересы.

Какие же цели преследовали сочинители легенды? На мой взгляд, это:

   - Попытка утвердить своё право духовного старшинства на Чернянскую землю.

   - Частичное обособление от жизненного уклада соседей-украинцев с целью защиты своих культурных великорусских традиций.

   - Мотивированное обоснование старинного происхождения названия деревни Чернянской (от, якобы, прозвища первопоселенца этих мест – разбойника Чёрного).

                <<|[===========]|>>

Рисунок 12.10 – Жители Малороссии. Ретро фотография.
Источник фото: 

<< А если всё-таки Чёрный был >>  При проведении нашего исследования было бы вполне логичным и справедливым допустить, что мои выводы ошибочны и разбойник Чёрный, как историческая личность, всё же существовал. Могла ли в таком случае Чернянка быть названа в память о разбойнике Чёрном? Однозначно, нет – по многим причинам. Назову здесь лишь две из них.

   >>>   Чужие люди.

Если вы помните (глава VI очерка) неоспоримым историческим фактом является то, что нашу Чернянку (деревню Чернянскую) основали переселенцы из города Чернь Тульской губернии. Оскольская земля для переселённых насильно сведенцев из Черни была духовно чужеродной: с местной историей, с культурными традициями, с фольклорным наследием Поосколья тульских переселенцев ровным счётом ничего не связывало. Соответственно у этих пришлых людей не могло быть никакого мало-мальски разумного мотива для увековечивания в названии своего вновь образованного поселения имени абсолютно чуждого им местного разбойника.

   >>>   Царская опала.

«Божиею милостию, Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский, Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Сибирский, Государь Псковский и Великий Князь Литовский и прочая, и прочая …» высочайшим соизволением разрешил дать построенному на реке Осколе новому городу своё имя: «Царёв-Алексеев». Звучно! Красиво! Почётно!..

А теперь, представьте себе: в Москву в Разрядный приказ [АК-17] или, того хуже, прямо к воспитателю и опекуну молодого царя Алексея Михайловича боярину Борису Ивановичу Морозову, приходит с Белгородской черты извет (донос). А в извете том сказано, что «воевода царёво-алексеевский своим небрежением, а может и злым умыслом позволил людишкам служилым назвать образованную на Осколе-реке деревеньку именем разбойника Чёрного».

Ведь что такое разбойники, по сути своей, для власти? Существование разбойничьего промысла - это прямая угроза и вызов авторитету государственной, читай, царской, власти. Всякого рода разбойничьи шайки и сообщества извечно являлись благоприятной питательной средой для возникновения вольнодумства, всегда были очагом и рассадником крамольных настроений, источником различных антигосударственных протестов, региональных бунтов и восстаний. Да и свежи ещё были в памяти времена страшной Смуты [АК-18], когда бродили по Русскому царству толпы «воров» и «разбойников» самых разных мастей, беспощадно творивших своё душегубское дело без счёту и разбору.

И тут, на тебе!? Назвать деревню в честь разбойника - противника внутригосударственного закона и порядка, попирателя основ царской и церковной власти!? И это всего в каких-то 12-ти верстах [АК-19] от славной крепости, носящей имя молодого Царя! Это уже не банальное, присущее российским чиновникам мздоимство или даже казнокрадство. Тут дело на «политику» тянет! Такую воеводскую «вольность» можно было легко расценить как возведение хулы на светлое имя Государя Российского!..

_________________ << Авторский комментарий >> ________________

[АК-17]  Разрядный приказ (или Разряд) - государственное учреждение (орган военного управления) в Русском царстве XVI-XVII веков, ведавшее служилыми людьми, военным управлением, а также южными и восточными «окраинными» (пограничными) городами Русского царства.

[АК-18]  Смута или Смутное время - период в истории России с 1598 по 1613 год, ознаменованный стихийными бедствиями, гражданской войной, Русско-польской войной (1609-1618), тяжелейшим государственно-политическим и социально-экономическим кризисом. По мнению большинства историков, Смута окончилась в 1613 году Земским Собором и избранием на царство Михаила Романова.

[АК-19]  Верста межевая согласно Уложению 1649 года равнялась 1000 саженей (примерно 2,134 км). Расстояние от города Нового Оскола до посёлка Чернянка равняется приблизительно 26 километрам, т.е. около 12-ти межевых вёрст.

___________________ << конец комментария >> __________________


                <<|[===========]|>>

Рисунок 12.11 – Город Белоозеро. Середина XIII века. Расположен на берегу Белого озера. Рисунок М. Гаврилова на основании реконструкции застройки города по результатам раскопок. В XVI и XVII веках город был местом традиционной ссылки опальных бояр и дворян. Ныне - город Белозёрск в Вологодской области.Источник фото:  https://www.booksite.ru/enciklopedia/towns/3.htm


…А там ещё неизвестно, как в Москве дело обернётся. Ведь у любого регионального царского наместника всегда хватало недоброжелателей: и обиженных на местах, и из числа придворных вельмож, мечтающих посадить на доходное воеводское место своего человека. Учинят допросы и обыски, велят «пытать накрепко и доискаться подлинно» и пошло-поехало… А «с пытки» можно «показать» чего угодно – в том числе, на себя. И царская опала с последующей ссылкой в имение или отдалённый монастырь это лучшее, что могло ждать воеводу по итогам расследования...

Так вот, царёво-алексеевские (Новоооскольские) воеводы были весьма искушёнными во внутренней политике государевыми людьми и, безусловно, вполне могли отдавать отчёт своим действиям. Ни князю Василию Петровичу Львову, руководившему возведением крепости, ни принявшему в декабре 1647 года воеводство стольнику Ивану Васильевичу Алферьеву, ни воеводе  Роману Сатину, при котором в 1655 году город Царёв-Алексеев стал именоваться Новым Осколом (а деревня  Поляна Острединова, вероятно, была переименована в деревню Чернянскую), не могло бы и в голову прийти дозволить назвать подконтрольное им поселение именем разбойника.


<< Заключение >>  С помощью «разбойничьей версии» невозможно достоверно и аргументировано объяснить происхождение названия «Чернянка» (Чернянская). Эта версия несостоятельна и, соответственно, должна быть удалена из общего списка. Остаток к дальнейшему анализу – 3 версии.

                <<|[===========]|>>

Рисунок 12.12 – Диаграмма «Версии происхождения ойконима «Чернянка». Осталось три версии. Источник иллюстрации: архив автора.

Продолжение следует.


Рецензии