Однокурсница

               
В один из своих отпусков я, все-таки, решилась навестить свою однокурсницу в Кызыле. Уж очень захотелось и с подругой встретиться, которая настойчиво меня приглашала навестить ее, и бархатными августовскими звездами полюбоваться.
Добравшись до Абакана, взяла такси. Шесть часов пути…
- А не боишься туда ехать, ты ведь русская? – заговорил водитель-таксист.
- Я еду к подруге-однокурснице, она –тувинка. А чего бояться то?
- Край земли… Другой народ, другая вера… Короче, едешь ты сейчас в самую жо…
- Ой, да не пугайте! Я уже была там в студенческие годы!
Так это когда было? Когда Тыва была частью Союза? Ну-ну… Потеря нацсуверинитета, жесткое принуждение к бодрому маршу из феодализма в социализм… Подобные марши, как правило, никаких теплых чувств к понукающим не вызывают, более того – рождают ненависть… Здесь, в девяностые годы, ой какое «мочилово» русских было…
- Ну, так уже не девяностые…
Подъезжая к Кызылу, сердце немного сжалось. Небольшой, очень чистый и зеленый город, где много парков, скверов, где растут сосны, ели и березы, а еще всегда много-много цветов…
Звоню однокурснице, уточнить адрес и сообщить, что я уже почти около ее дома.
                ЧЕЧЕК
Вот она, моя подруга! Выбежала из подъезда мне навстречу так легко, будто и годы ее не берут. Всё такая-же стройная, высокая… Смуглая кожа на ее красивом лице сияла матовым оттенком, совсем, как в далёкой юности. И взгляд… Ее красивые раскосые глаза как будто пронзали меня своим таинственным взором:
- Амыр-менди-ле бе? (Мирно ли у вас?), - традиционное приветствие гостей. Чечек улыбается.
- Мирно, мирно! Вот только таксист пытался напугать!
- Пойдем в дом! Уже и «ужа» ожидает тебя!
У тувинцев соблюдается строго установленный церемониал подавания пищи, а почетному гостю преподносят «ужа», заднюю часть барана с хвостовой частью и обязательно концом курдюка к гостю. При том, гость сам распоряжается этим блюдом: хочет- делит его между присутствующими, а хочет-увозит к себе домой.
- Ну, пойдем! И белую пищу попробуем, и пиалу слегка пригубим, - обнимая меня, чуть протяжно проговорила Чечек.
В годы моей учебы, в университете Чечек была единственной на факультете иностранных языков девушкой-тувинкой. Она и сама потом говорила, смеясь: «А не знаю, может шаман путь указал… Учителем быть всегда хотела, но иностранные языки…»
Хотя училась Чечек хорошо, была душой нашей группы, а ее тонкий юмор часто сопровождался какой-то особенной мудростью.
В памяти ярко возникло то студенческое время, когда я с огромным трудом уговорила своих родителей отпустить меня на летних каникулах в гости к Чечек. В Кызыле мы тогда были только проездом, сразу отправились в село (сумон) Арыскан, что недалеко от города Шагонара. Главной достопримечательностью этого места является гора Хайыракан, освященная самим Далай-ламой. И там я попала под опеку доброй, мудрой и ласковой бабушки Чечек.
               
                УРАНА
Бабушка Урана была шаманкой. В тувинском селе шаман – самый главный человек, он и доктор, и психолог, и прорицатель.
В то время у меня ничего не болело, но бабушка Урана в первый же вечер признала у меня какой-то энергетический сбой. Спорить с ней было бесполезно, а потому она и окуривала меня, и водила по животу сушеной медвежьей лапой, короче – лечила и, как сказала, вылечила.
А лечила она в специально отведенной для этого юрте! И именно юрта была мне очень интересна. Войлочное жилье было разделено на две половины. В одной половине хранились все атрибуты шамана, ну и, конечно же, скляночки, баночки и разные травы,  а в другой (дор) бабушка принимала всех своих посетителей. В центре юрты был очаг – место обитания хозяина огня.
Бабушка Урана неплохо говорила по-русски, и что удивительно, многое из ее предсказаний сбылось в моей жизни.
Поразила меня тогда и тувинская кухня: баранина (много баранины), кровяная колбаса, мучные шарики, лепешки, очень вкусные каши.
И почему-то навсегда отложились в моей памяти правила поведения гостя:
Нельзя было без разрешения хозяина входить в юрту, ни в коем случае нельзя разговаривать через порог, который является символом благосостояния и спокойствия семьи, нельзя наступать на порог и садиться на него…Да и садиться без приглашения хозяина тоже было нельзя… Куда тебя посадит хозяин-там всегда и сиди, место тоже менять нельзя…
А еще нельзя входить в юрту тихо, неслышно. Нужно обязательно подать голос. Таким образом гость дает понять хозяевам, что нет у него никаких дурных намерений.
Время юности – время мечтательное, когда все интересно и видишь намного больше красоты, чем в годы зрелые.
Мы с Чечек гуляли на берегу Енисея, ловили рыбу с ее старшим братом, любовались звездным небом и почти каждый вечер беседовали с бабушкой-шаманкой…
- Близко стоят вершины двух гор-да не сойдутся, далеко живут два человека – а свидятся, - говорила бабушка Урана, - Вы, девчонки, не теряйте друг друга. Настоящих друзей мало.
Помню, как накануне моего отъезда бабушка Урана предложила мне встретить рассвет:
- Для счастья твоего! Для оберега особенного!
Я тогда, в ожидании, почти и не спала. Бабушка на рассвете подбросила веток в очаг – «угостила огонь пищей» и разбрызгала свежезаваренный чай в направлении частей света, приветствуя первый луч солнца.
- Повторяй за мной, деточка! Сейчас мы будем обращаться к Солнцу, к Земле и к Большой Родине!
Она быстро установила «сан» - курильницу, и зажгла ее угольком из домашнего очага. Аромат можжевельника поплыл в воздухе…
- Сохрани свои мысли, помыслы и устремления в чистоте, деточка!

                СНОВА У ЧЕЧЕК
Отдохнув после долгой и утомительной дороги я вспомнила про особенный тувинский чай.
- Чечек! А слабо, как твоя бабушка Урана чай приготовить?
- Не слабо! Сейчас!
Многие восточные народы с трепетом относятся к чаю, но у тувинцев к этому напитку особое отношение. Говорят, что тувинский чай появился три тысчи лет назад, а открыл его китайский агроном, первый чаевод Шей Нун. В то время чай служил эквивалентом денег…
И вот, в руках моих уже широкая пиала с соленым тувинским чаем с молоком, который (как тоже говорят) полезен при многих болезнях и душу излечивает.
- Чем занимаешься, Чечек? В школе?
Чечек как-то загадочно замолчала, в раскосых глазах появились искорки.
Джинсы, кроссовки, маникюр, модная стрижка, с годами Чечек вообще стала восточной красавицей.
- Я с детства видела духов. В школе 10 лет отработала…Противилась я, долго не принимала свой «дар»… Победили меня духи… Ушла я из школы… Голос бабушки Ураны позвал…
Дочь коммуниста и внучка шаманки… Учитель английского и немецкого языков… А теперь и сама шаманка… Просто 70 лет коммунизма, принудительного коллективизма и пропаганды атеизма не смогли перечеркнуть традиции и верования предков.
- А знаешь, одевайся, пойдем ко мне в клинику!
Двухэтажный деревянный дом стоял прямо в центре города. В Туве шаманы могут проводить различные ритуалы абсолютно легально и никто не обвинит их в шарлатанстве.
В коридоре расставлены мягкие скамеечки, сидят пациенты, ждут своей очереди. Только вместо докторов переодетые люди, которые ходят из кабинета в кабинет, жгут травы, громко кричат. Заходим в кабинет Чечек.
Она надевает объемную цветастую куртку и украшенный разноцветными перьями головной убор.
- Садись! Закрывай глаза! Вижу, что твоя черно-белая жизнь приняла черный оттенок намного сильнее обычного. Закрой глаза и ни о чем не думай. Доверься мне!
Все походило на шоу «Битва экстрасенсов», только вот мне совсем было не до смеха… Не знаю КАК, но моя Чечешка действительно, закрыв глаза, рассказывала мне то, чего она в принципе знать не могла… Зазвучал барабан, раздалось мелодичное пение на тувинском языке. Голова затуманилась от дыма какой-то сладкой травы. На мой шутливый вопрос ни анаша ли это, Чечек немного нахмурилась: «Длинный подол ноги опутает, длинный язык голову запутает. Молчи!».
Я очнулась, лежа на мягкой кушетке. Чечек сидела и молча смотрела на меня.
- С горной вершины не сходит туман, в верном сердце не проходит любовь. Но это тебе и вредит всю твою жизнь. Забудь его! Ваши пути изначально не могли переплестись! Забудь. У тебя есть его сын, внуки. А его быть рядом не должно. Нельзя ему быть рядом с тобой! Забудь его и тогда твоя жизнь станет светлой и безоблачной! Хочешь, я помогу тебе забыть?
- Хочу. Очень хочу. Помоги, Чечек.
- Закон притяжения… Ничто не появится в твоей жизни, пока ты сама не призовешь это с помощью настойчивых мыслей. Закон гравитации. Перестань думать о нем! Изменив свою жизнь, свои мысли, ты сама себя исцелишь. Помогу. У нас впереди снова две недели. Ну, что в юрту бабушки Ураны поедем?
 


Рецензии