Липаня

                Дом был старый ,потемневший от времени и непогоды. В нем все скрипело и потрескивало от ветра, а дождь проливал насквозь через дыры в крыше. Жители давно покинули его, но он оставался обитаемым. Там жил Липаня, домовой. Так получилось. что он остался без хозяев, но при доме. Иногда зимой, когда в деревне все спали, он топил печь, хотя тепла хватало не на долго, особенно зимой. Тогда Липаня забирался в  старый валенок, лежащий  на печи ,закрывал отверстие меховой рукавицей и, пригревшись, засыпал. Фактически валенок стал ему домом. В лютые морозы Липаня ходил в гости к соседям, домовому Акиму  и Васяне.  У них он  мог оставаться на несколько дней, пережидая морозы.
             Но однажды весной, когда снег сошёл, и солнышко подсушило землю, Липаню привлек подозрительный шум у его дома. Дом сотрясался от грохота техники. Липаня выглянул в окно и увидел, что около дома стоят большие машины. Одна подняла ковш на длинной руке и занесла его над крышей его дома. Раздался удар, дом зашатался, рухнула крыша. Липаня заметался по дому, схватил свои небогатые вещички, валенок и выскочил через окно в чулане прямо в заросли малинника. Он продирался через кусты, таща за собой свой валенок. Оказавшись в безопасности и смахнув  пот он упал в кустах смородины, но пересилив  себя выглянул  и увидел, что дома его уже нет, одни развалины. Он сел, закрыл лицо руками и впервые горько заплакал. Он стал бездомным домовым. Где искать себе другой дом он не знал, все дома в деревне были заняты домовыми. Так и сидел Липаня под кустом смородины в грустных размышлениях.
                А тем  временем, та же металлическая рука с ковшом начала грузить обломки дома в подъезжавшие машины и те увозили их в неизвестном направлении. Липаня забрался в свой валенок и оттуда наблюдал за происходящим. К вечеру все было кончено. Вместо дома была чистая площадка. С другой стороны дороги с чердаков своих домов за происходящим наблюдали Васяня и Аким. Ночью они отыскали в кустах безутешного Липаню и пообещали помочь подыскать дом и готовы были временно приютить его у себя но Липаня отказался под предлогом, что пока тепло на улице и скоро лето, а его любимый валенок с ним.
                Утром окрестности разбудил металлический скрежет. Липаня выглянул из валенка и увидел, что та же железная рука врезается ковшом в землю, вырывает из неё огромные глыбы и вываливает рядом с площадкой. Железная рука работала весь день. Из-за горы вывернутой земли Липаня  уже не видел, что происходит на месте дома. Вечером  когда люди ушли, Липаня прокрался на место строительства. Вместо дома была  огромная яма-котлован. У Липани появилась надежда, что здесь появится дом, где он сможет поселиться. Аким, который жил в новом доме сказал, что для их дома тоже вначале вырыли яму.
                Закончилась весна, пришло жаркое лето. На месте дома -развалюхи росли стены из красного кирпича. Дом строился быстро и уже в августе были вставлены окна и двери, а крыша блестела на солнце яркой красной металлочерепицей. Липаня быстро определил где в доме будет кухня, нашел и кладовку, где пока рабочие оставляли свои инструменты. Туда и перетащил свой валенок. Днём Липаня отсыпался где-нибудь на чердаке в уголочке, а ночью дом обходил дозором и частенько ворчал, когда находил брошенные инструменты.
- Ишь разбросали всё. Богатые что ли стали, чтобы новое покупать?
И тащил брошенный молоток или какую-нибудь стамеску в свою кладовку и аккуратно клал на место в ящик к другим инструментам. А рабочие даже не замечали этого, считали, что инструмент там и лежал изначально. Но это хоть немного, но сокращало время строительства дома, чему Липаня был очень рад. И вот наступил день, когда вся техника ушла, убраны были даже деревянные строительные леса. Дом был почти готов, оставались отделочные работы. Липаня в тот вечер особенно тщательно осматривал свои двухэтажные владения:
-Хоромы !Хоромы -то какие отстроили!-говорил он с восторгом, осматривая каждую комнату и широко, как мог, размахивая руками, пытаясь как бы охватить пространство комнат.
Но в доме пока был строительный мусор и голые ,хотя и оштукатуренные стены. Спать в своей кладовке он уже не мог, так как в ней стоял противный запах краски и ещё чего-то резкого и неприятного. Каждое утро теперь приходили несколько женщин с шумной бригадиршей Кирилловной, как ее звали другие. Поэтому ему пришлось с валенком перебраться на чердак. Но он не ворчал, а продолжал активно помогать: то краску размешает, чтобы комочков не было, то отсортирует обои, сложенные а одну кучу, то кисти промоет. Женщины вначале удивлялись, но потом смекнули, что без домового здесь не обходится и стали оставлять Липане часть обеда приносимого с собой. Это было молоко с кусочком хлеба, то кашки оставят, то сладкий банан. Липаня щедро делился подношениями с друзьями, которые были рады, что жизнь Липани устраивается.
                И вот дом засверкал красками, красивыми обоями, был уложен паркет на пол, смонтировано отопление, а в кухне появилась плита. Нет, это была не та старая кирпичная печь, а блестящая металлическая газовая плита с духовной, в которую Липаня в тот же вечер заглянул, хотел оттащить туда валенок, но тот не влез и наш домовой так и остался жить в кладовке. В комнатах появилась мебель, её разгрузкой распоряжался сам хозяин дома, а хозяйка указывала в какую комнату её заносить. Теперь Липане стало ясно, где будет кабинет хозяина с библиотекой. Там поставили письменный стол и большой кожаный диван, завезли стеллажи для книг. В комнате хозяйки установили большое зеркало, небольшой столик и диванчик на гнутых ножках. Ещё две комнаты, видимо предназначались детям. Липаня этому очень обрадовался, особенно тому, что здесь будет жить девочка, мальчиков он опасался-от них никогда не знаешь, что ожидать. Когда вся мебель была расставлена, отопление было включено, Липаня пригласил друзей на новоселье. Они шли по дому и громко восхищались  Липаниным новым домом:
-Ты, Липаня ,прав. Это хоромы, прямо царские покои!- говорил восторженно Аким.
А Васяня поддакивал:
-Да, да хоромы! Царские палаты!
                Жильцы выезжали в дом, когда выпал первый снег. Липаня с чердака через слуховое окно наблюдал, как перед домом остановился автомобиль, а из него вышли уже знакомые хозяин с хозяйкой и с ними дети: мальчик лет  10-11 и девочка примерно 7 лет. Девочка держала в руках, прижимая к себе большого пушистого ушастого зайца. "Видимо это её любимая игрушка"-подумал Липаня. А вот мальчик держал на руках большого рыжего, настоящего кота. Кот поводил головой, оглядываясь по сторонам, а потом ,подняв голову ,посмотрел вверх своими желтыми проницательным глазами, прямо на Липаню. Липаня даже поежился:
-Никак увидел, узнал, что я тут живу! Ой, ой-ей! Но кот лучше все же. чем собака. С котом можно подружиться.
Собак Липаня недолюбливал после своей бездомной жизни.
                Первым в дом пустили рыжего кота. Он важно перешагнул через порог, нервно подергивая хвостом, но не учуяв ничего кроме запаха  краски, чинно пошел осматривать комнаты. Все вошли в дом вслед за котом. Дети шумно побежали по дому, нашли свои комнаты и стали проверять что там есть. Остались довольны и вся семья собралась на первом этаже в самой большой комнате, которую они называли залом.
-Я думаю, что Степан будет жить у меня,-сказал мальчик, имея ввиду кота.
-А я позову к себе домового в комнату,- весело отозвалась девочка.
-Какого ещё домового? Откуда ты его возьмешь?-удивилась мама, глядя на дочку.
-Я в сказках читала, что в каждом доме должен быть домовой. У нас в квартире не было, но он должен быть здесь. Я его позову,-тихо добавила она.
Липаня внимательно слушал и потирал руки от удовольствия, что его не прогонят и что ему здесь рады. В девочке он не ошибся. Родная душа!
-Хорошо, хорошо! Не возражают,-сказала мама.-Только кормить его будем на кухне.
                Вопрос с домовым был решен положительно. Дело оставалось за котом . Но и тут все уладилось к великой радости Липани. Кот любил играть разными мелкими игрушками, таскал со столов у ребят карандаши и ластики, закатывал мячики в дальние углы под кроватями, а Липаня все это доставал и отправлял на место. Поэтому Степану редко доставалось от ребят за утащенные вещи. Играть он мог сколько угодно, но ни за что не отвечал, разве что от охоты на мышей он не освобождался и приносил каждую ночь свой охотничий отчёт хозяйке на коврик у кровати. За это не раз получал нагоняй от испуганной хозяйки. А беречь и поддерживать порядок в доме это обязанность домового, то есть Липани. Поэтому в доме был мир и покой. Даже чашки с молоком  у Степана и Липани на кухне  стояли рядом. Но они предпочитали пользоваться  только своими и не лазили в чужую…


Рецензии