Жизнь мансура садыкова

                6.08.2018.             Юсупов  Юрий-5.
                ПРОДОЛЖЕНИЕ.
                ========
                Днём,привезли папу из морга,уже одетого в костюм,по-
лосатую рубашку и чёрный шёлковый галстук. Когда-то шёл фильм- " ЖУРНАЛИСТ ",и у
главного героя фильма,- Юрия Алябьева,был точно такой-же галстук. Вскоре,в магазине ГАЛАНТЕРЕЯ,я купил точно-такой-же галстук,для себя. Но судьба распорядилась по-другому: прекрасный галстук,ещё ни разу не одёванный мною,(я его держал специально для своей свадьбы),пришлось одеть на мёртвого папу - Рагиба Румовича Садыкова. Папа мёртвый,лежал в чёрном,с красными фестонами,гробу,под бе-
лой пеленой и был виден только до бюста. Он лежал в моей комнате-зале. Я смотрел на его жёлтое,словно,восковое лицо,на пелену,лежащую сверху него,и мне казалось,что он дышит,как будто белая пелена медленно подымается вверх-вниз ,но
это только казалось.
                Потом,стали в этот печальный вечер,собираться наши родственни-
ки.По пути,к нам,родственники по маме(евреи) и родственники по папе (татары),успе-
ли перезнакомиться между собой. Приехал Шакир-бабай,Серазиев,- воспитанник дедушки
Рума,папины двоюродные сёстры,- наши с Хадичой,-любимые тёти:Биби-Карима Мусина,Фирдаус Валеева с мужем,- дядей Айратом Валеевым,дядя Ахняф,который,вскоре
после похорон,должен был уехать в Куйбышев,дядя Фарит тоже приехал,несмотря,что его не пускала жена - тётя Люба,он всё-таки поехал на похороны нашего папы.
Из маминых родственников,приехали - мамин брат,дядя Рафа ( Рефоел Абрамович Гимельфарб) и его старший сын - Владик. Они приехали из Челябинска.
У папы,уши становились всё синее и синее.Временами,мне казалось,что он...дышит и я
пытался уловить его дыхательные движения,через белую запону,внимательно вглядывался и всматривался на его грудь. Временами,мне казалось и мнилось,что
папа наш- живой,а только впал в летаргический сон,и что мне было очень ужасно,что он мог проснуться в гробу,в холодной могиле,после того,как его закопают.
Эта мысль была для меня ужасна и думая об этом,я весь покрывался от дикой жути,-
- холодным потом.
Мы пригласили муллу и двух бабушек-соседок: Муллиху  и Фаттаховшу. Они все читали
по-папе погребальные молитвы: Ясин и Яназу из Корана.
Папа- Рагиб Румович уже начинал желтеть,а уши его стали синеть ещё больше и только тогда,я понял,что папа по-настоящему- мёртвый.
Я и сестра Хадича - с глубоким возмущением,выгнали троих дедов-мусульман,которые
начав мыть нашего папу,смеялись и рассказывали на башкирском языке анекдоты,выражая тем самым,- на наш взгляд,- полное неуважение к мёртвому телу нашего папы. Мы выгнали их,а мыть папу стали-сверху,- моя сестра Хадича,а снизу-
-дядя Гена Мамлеев,- муж маминой сотрудницы и подруги- Фаины Галлямовны Мамлеевой. Потом,стали приходить мамины сотрудницы из ревмосанатория,за ними- папины сотрудники из горкома партии,наши зубники: Лидия Стефановна Волкова,Теймураз Амиранович Гагнидзе,потом папины знакомые продавщицы,где он им
раньше читал лекции об эстетике и этике торговли,потом стали приходить соседи:
пришла соседка Роговша,потом баба Шура (Александра Терентьевна Тупицына),которую мы называли- Тряпицыной,заглазно.
Все плакали и вспоминали папу,жалели и прощались с ним.
Наша входная дверь то и дело,открывалась и закрывалась.Вдруг...наша дверь открылась и на пороге нашей квартиры...появилась неожиданно,наша чёрная врагиня
и завистница,- Мукаряма Гафарова вместе со-своим сыном Гайсой. Они смотрели на
папу и тихо плакали.Гайсар,как на почётном карауле,стоял у гроба нашего папы и
обливаясь слезами,молчал.Он только пришёл из армии,где служил в Германии.
Я взглянул на Гайсу и...вдруг,с огромной ясностью,-понял...что Гайсар...не жилец
на этом свете.Как-будто какие-то космические,небесные силы мне телепатически сооб
щили,что Гайса Гафаров,хоть и молодой,но...уже не жилец на этом свете и с ним,обязательно,что-то случится страшное,но избежать этого невозможно,так,как на
небе - всё решено!
И у папиного гроба,стоящий,как на почётном карауле,- Гайсар Гафаров почему-то напомнил мне тот далёкий летний вечер: я,папа,мама и Хадича отдыхали все вместе на балконе. Гайса был тогда маленький,лет 13. Он взял в руки огромную серую жабу и подбросил её вверх,но она...каким-то  непонятным способом,-угодила мне за шиворот моей белой рубашки.Сестра Хадича схватила жабу за две задние лапки,извлекла из моей рубашки,спустившись во-двор,подойдя к Гайсе и жабой стукнула его по лицу,несколько раз и несколько раз насильно открывала ему рот и всовывала ему в рот,жабу.
И это было на глазах Мукарямы и Зуфара Гафаровых. Они стояли на балконе и наблюдали над этими жабьими событиями и молчали,только смотрели.Гайса просил у
сестры Хадичи прощения,извинялся.
А теперь,Гайсар стоял у папиного гроба,а Мукаряма Гафарова плакала.
Я,-вопреки логике,уже знал,что Гайсар скоро умрёт и за ним ходит тихо Смерть.
Постояв у гроба папы,в скорбном молчании,утирая слёзы,они тихо ушли домой.
Рогов,Ивлев,дед без левой руки,дед Овечкин и муж Мукарямы Гафаровой,- Зуфар Гафаров,отец Геши Доронина - ненавидели нашу семью,завидовали нам чёрной завистью,ненавидели папу,а по его смерти,- прощаться с ним,-не пришли.

                ( Продолжение следует.)


Рецензии