***

8         НЕ СОВСЕМ ОБЫЧНАЯ ИСТОРИЯ
                (РАССКАЗ ДРЯХЛОЙ ШТАКЕТИНЫ)
-Эхе-эхе-эхе…- тяжело закряхтела почерневшая от времени  Жердина покосившейся изгороди у еще не совсем старого дома. – Был бы жив Хозяин, давно бы заменил старый забор новым.
- Что ты, что ты, - забеспокоилась еще трухлявее соседка рядом. – Я не хочу лежать на земле и не приносить никакой пользы!
- Какая от тебя польза, -  усмехнулась Жердина. – Посмотри на себя: ну что ты можешь? Пальцем ткни -  и рассыплешься.
- Это так…  Зато я многое помню. Хочешь, я  расскажу одну историю, которая случилась именно со мной?
- Кому интересны твои истории? Станешь, видно, вспоминать, какая елка была красивой и пушистой, из которой тебя Хозяин выстругал? Мы все когда-то были молоды и крепки,  на загляденье…Да-а-а, у каждого своя история…- еще раз тяжело вздохнула Жердина и от усталости закрыла глаза.
- Да ты только послушай, - загорячилась соседка-Штакетина. – Я же не про себя расскажу, я про Хозяйку, когда она маленькой была.
- Столько штакетники не живут, чтобы помнить про Хозяйку, когда она  «еще маленькой была», - передразнила Жердина Штакетину.
- Ты все перебиваешь меня, - обиделась Штакетина,- а не знаешь, что я связку баранок на себе держала.
- Эка, невидаль: связка баранок! Да сейчас  не только баранки можно купить, а все, что хочешь. Пошел и купил, - еще более рассердилась Жердина и только хотела уснуть,  как взволнованная Штакетина таинственным голосом  продолжила:
- Эх, ты, «всезнайка»! Да мне их сам святой Николай Угодник повесил на шею! Об этом даже потом в рассказе написали. «Румяные баранки» называется, в  книге «Милостивый чудотворец».
- Чудотворец, говоришь? И сам повесил? Как же это случилось? – наконец заинтересовалась Жердина.
- О-о-о,  - оживилась Штакетина. – Зимой дело было. Сне-е-е-гу намело, жуть. Темень, пурга. Слышу – шаги: скрип – скрип…  А видеть – никого не вижу, только «хрясь!» - на шее связка баранок! Обернулась -  старичок  стоит, улыбается и палец к губам приставил. «Молчи», - мол. А утром девчушка выбежала, Хозяйка, значит, нынешняя. Увидела она румяные баранки, и  с криком «мама, мама!» в дом вбежала.  Тут  все выскочили, и соседи собрались. Мама Хозяйки-девочки и рассказала, что дочка  накануне плакала от голода, есть хотела.  И все сушку  просила. А в доме не было даже муки. Мама ее уговаривала, объясняла, что не только сушечки,  крошки хлеба нет.  Но  девочка упорствовала – стояла на своем.  И тогда рассерженная мать повернула ее к иконе святителя Николая и сказала: «Стой и проси, чтобы святитель послал сушечку». Вот так- то, - закончила Штакетина. – Произошло явное чудо. Послал святитель Николай девчушке не только сушку за ее горячую молитву, но  целую связку баранок.  Надолго  им хватило этих баранок. Благодаря этому и выжили тогда, в этот страшный голод.
- Действительно – чудо! – в раздумье проговорила Жердина. – Спасибо, дорогая.  Без тебя я этого  никогда бы не узнала.
- Ну что ты, - заскромничала  Штакетина.- Не моя заслуга – скорого на помощь Николая Чудотворца. Да и молитва сильная была, горячая… Умели  люди молиться. Воистину: «По вере вашей да будет вам», - закончила усталая от волнения Штакетина и  задремала. Жердине же не спалось. Размышляла она о том, какие счастливые люди, что читать умеют.




9
                ВСЯК СВЕРЧОК ЗНАЙ СВОЙ ШЕСТОК
«…Когда ты будешь зван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его,  подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место…, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится…».
                (Евангелие от Луки, 14,74: 8-11)

   Прилетела молоденькая Пчелка на лужок, выбрала самый красивый цветок и  опустила свой тоненький хоботок в глубь его  чашечки  да невольно йокнула: там  неторопливо уже  брала нектар солидная Пчела с потемневшими от времени крыльями:
- Ты бы поосторожничала, сестренка, - проворчала та.
-И не собираюсь, - дерзко ответила не опытная в житейских делах  Пчелка. – Луг для всех,  и цветок мой – он мне сразу  понравился. А ты окрестности хорошо  знаешь, можешь  и на других лугах мед  собирать.  Я же, кроме этой лужайки, мест не знаю.
- Кто тебя только воспитывал? – возмутилась старая Пчела. – Разве тебе не объясняли, как со старшими нужно  разговаривать?
- Вот еще! – фыркнула с пренебрежением  молоденькая Пчелка и еще глубже погрузила свой хоботок в сладкий и густой нектар. – Как со всеми, так и со старшими… Чем вы от других-то отличаетесь?
-А вот тем и отличаемся, - вступил в разговор старый Шмель. – Имеем право напомнить таким – вот самонадеянным мудрую пословицу: «Береги платье  снову, а честь – смолоду», иначе беды не оберешься в жизни.
- Фи, напугали…, -  еще больше застроптивилась молоденькая Пчелка и вдруг от ужаса запищала тоненьким голоском:  «Ой, спасите, помогите! Запуталась я,  никак не могу выбраться!»
 Глянули  Шмель и старая Пчела, а лапки у молоденькой Пчелки как будто связаны. Хочет она передвинуть их, да не получается: пока она пререкалась со старшими, увязли они в сладком нектаре, и уже страшный Паук направился по тонкой прозрачной паутине в ее сторону.
- И зачем я только выбрала этот самый необыкновенный цветок да еще с вами стала разговаривать? – от леденящего ужаса еле прожужжала Пчелка.  –  Сидела бы возле моего улья, как мама советовала. И там бы хватило бы мне нектара…
- Вероятно, захотелось всех подруг перещеголять множеством принесенного нектара? Выделиться захотелось? – чуть ли не осуждающе произнес Шмель, протягивая Пчелке довольно длинную и крепкую соломину. Та ухватилась всеми вязкими мохнатыми лапками и медленно стала выползать по ней  вверх.   Паук остановился, как бы раздумывая, что ему делать дальше: добыча ускользала прямо на его глазах. Да и заступник казался внушительным и даже опасным. А юная Пчелка изо всех сил старалась  уползти подальше от такого привлекательного, но обманчивого цветка. Еле переведя дух, она очутилась  на вершине  соломины и, не удержавшись, плюхнулась на широкий лист лопуха.
- Ух, - выдохнула она и  осторожно расправила крылья, проверяя, сможет ли она взлететь. Разумный и добрый Шмель посоветовал ей вычистить лапки от нектара и скорее вернуться в улей, чтобы родные не беспокоились в связи с ее долгим отсутствием. Она последовала его совету и поскорее исчезла из поля зрения Шмеля и старой Пчелы, потому что ей было все-таки стыдно за свое поведение и слова. Думала она, что никто не узнает, как неприлично вела она себя сегодня, но не тут-то было: не успела она подлететь к родному улью, как увидела, что  мама уже встречает ее.
- Дорогая, ты задержалась, - промолвила негромко мама. – Что-нибудь случилось?


  Юной Пчелке пришлось рассказать своей любимой мамочке, что она ее не послушала сегодня утром и полетела за сладким нектаром на дальнее поле.
-А еще я пыталась захватить самый красивый и полный нектаром цветок, -  чуть слышным голосом произнесла Пчелка, – а он уже был занят Тетушкой Пчелой… И я.. И я… пыталась отвоевать его и дерзила ей, - еще тише прошептала она и вдруг заплакала, представив, как некрасиво  было все на самом деле. Захлебываясь слезами, она поведала маме и о том, как она чуть было не погибла, увязнув в цветке, и как спасли ее старый Шмель и Пчела.
- Да-а-а, - в раздумье произнесла мама. – Надеюсь, ты поняла, что не стоило садиться в тот цветок, который был предназначен не для тебя? И уж тем более – с неуважением относиться к советам старших? Ведь они верно  сказали тебе: «Береги честь смолоду». А вдруг все так и подумают, что ты у меня нескромная, тщеславная и дерзкая? Такая слава о представителях нашего рода нам вовсе ни к чему.
- Мамочка, я все поняла, -  всхлипывая,  ответила дочка. – Я должна быть послушной и не самовольничать, иначе действительно попаду в беду и подведу наш славный род.
- Я надеюсь на твое благоразумие, моя милая. Забудем эту оплошность и давай  вместе полетим к Тетушке Пчеле и старому Шмелю с извинениями. Пусть и они порадуются твоему решению.
  Радостно зажужжав, они взлетели и вскоре  исчезли в синем  небе.


Рецензии