Вишнёвый сад

Вечер обещал быть хорошим. В клубе после дневного киносеанса будет концерт. Молодёжь успела сыграть две партии в волейбол и толпой повалила в клуб. В клубе киномеханик дядя Саша успел обыграть в биллиард целую очередь мужиков и забить место в первом ряду.

Среди зрителей Комка-инвалид. В честь воскресенья он был более обычного навеселе; круто подрулил на своей коляске к кинобудке, торжественно сполз с неё на землю и на трёх точках пробрался в клуб. Героям положено сидеть в первом ряду, но Комка примостился в середине. Был бы потрезвее, сел бы впереди. Весь ряд отодвинулся и освободил Комке место на краю прохода.

Комка получил инвалидность на работе. Лесиной придавило. Лесорубы его быстро выпилили, но долго везли из до больницы. Из тайги до города ближний свет. Спасать уже было нечего и Комке отрезали ноги выше колен. Когда культяшки зажили, стал передвигался на трёх точках. В руках два деревянных мастерка, на штанах крепкая заплата. Потом ему выделили коляску с ручными педалями. За ней надо было ехать в Бийск.
В Бийск каждое утро выезжал совхозный бензовоз. Комку попутно довезли до самой базы, обратно домой он возвратился своим ходом. Мог бы доехать до дома на той же совхозной бензовозке. Упорно крутил руками сто километров. Комка в селе стал героем, но радости всё равно никакой, ног то нет. Комка ростиком маленький был, как подросток, в деревне его уважали, жалели и любили как жалеют пакостливого, но несчастного ребёнка. Наверное, любви было меньше, чем жалости. Легче становилось, когда уходил в запой.

Комка взялся за спинки стульев, подтянул кверху обрубок своего тела, ловко усадил его на венский стул и стал вместе со всеми ожидать представления. Занавес ходил ходуном, за ним взад-вперёд сновали по сцене артисты и заведующий клубом Огнёв. Все волновались так сильно, будто им при успехе светит попасть на гастроли в Большой театр. Занавес слегка раздвинулся и в просвете возник Огнёв. Он с неподдельным ликованием поздравил сельчан с предстоящим представлением и очень изящно распростёр свои руки. Жест получился волшебный, занавес тут же раздвинулся, в зале потух свет, сцена обнажилась и перед зрителями возник Вишнёвый сад.

Всё таинственно, до жути интересно, но непонятно. Старшеклассники, которым это произведение известно из школьной программы, шёпотом объясняют своим соседям что тут происходит и как всё надо понимать. Комке через проход видна только часть сцены и это его сильно огорчает. Ему хочется увидеть всё, что творят артисты на сцене, но мешает чей-то затылок. Комка вежливо, шёпотом, просит не загораживать ему пространство:

-Убери свою башку, пожалуйста, твою мать!
-Кома, нельзя ли потише?!
-А пусть он башку уберёт!
-Уже убрал, тише!
-Ты уберёшь наконец свою башку или нет?!

Со всех сторон зашикали, зашипели, Комка сглотил обиду и замолк. Зрители прижухли, сидят разинув рты, а Комке ничего не видно. Обида кипела, но Комка терпел. На сцене конторщик Епиходов Семён Пантелеевич пожаловался Лопахину на то, что сапоги у него сильно уж скрипят. Какие тут сапоги, боже мой, когда Комке ничего не видно!

Вовка Апасов рядом со мной сидел. Он почуял, что сейчас начнётся концерт интересней «Вишнёвого сада» и захихикал. Это ведь всё происходило в воскресенье, нам не надо идти в вечернюю школу, отдыхаем и отдых обещает быть очень интересным, вот Вовка и приготовился вкушать этот отдых.

Но лучше бы он не хихикнул. Потому, что я всей шкурой своей почуял, что Комке Вовкина радость не по нутру. Сильно не по нутру. Весь зал это почуял. Ваня Турицын это тоже почуял. Он отодвинул немного в сторону своё могучее тело, но Комке всё равно ничего не было видно. Тут Комка взбесился и разразился на весь зал громким многоэтажным матом. Приплёл в своё возмущение самого бога и всю его ближайшую родню. Матерок был таким страшным, что по идее весь клуб должен был тут же сгореть вместе со зрителями синим пламенем.

Вовка Апасов полез под стул, артисты уже не смогли игнорировать такой шум и изобразили немую сцену. Насколько помню, немой сценой кончается, вроде бы, комедия Гоголя «Ревизор», а не «Вишнёвый сад» Антона Павловича Чехова.

Встал кто-то из народной дружины и пошёл усмирять Комку. Усмирение не удалось. Поднялся шум. Дружинник Вова взял Комку за шкирку, вынес из клуба, усадил в лимузин, вернулся и закрыл дверь на крючок. Все решили, что спектакль с Комкой кончился и можно дальше смотреть «Вишнёвый сад».

В тот момент, когда на сцене стали решать судьбу вишнёвого сада, у входа раздался грохот и послышались Комкины маты. Комка раздобыл на задворках огромный дрын и припёр его ко входу в клуб. Этим дрыном он изо всей силы колошматил по двери и грозил развалить весь клуб, если его не пустят обратно досматривать «Вишнёвый сад».

Дружинники пошли к выходу. Начались переговоры. Консенсус не нашли, громкий мат стал удаляться и стих. Артисты продолжили спектакль без былого воодушевления, зрители пялились на сцену без особого интереса и вскоре потеряли красную нить знаменитой пьесы. Все гадали о судьбе несчастного Комки. Куда дружинники его вместе с лимузином увели? Домой на боковую или в сельсовет в каталажку. Пятнадцать суток за нарушение общественного порядка Комке не дадут, домой отпустят.

По дороге домой все спорили о том, кто больше всех виноват: Огнёв, дружинники, Комка или зрители. Сами то как бы себя повели на его месте? Ну и что что пьяный. Комка ведь герой. Почему его не встретили как героя? Могли бы руку пожать, спросить как жизнь продолжается, как родня, помогает ли кто-нибудь по хозяйству и освободить место в первом ряду, рассказать что хотят нам показать наши учителя.


Рецензии