Cумрачный гений. Рождение Bf-109

Мессершмитт привез контракт  в свое Проектное бюро и вместе со своим ближайшим помощником Робертом Люссером начал напряженную работу над  самолетом, которому было суждено прославить имя своего главного создателя.

Совершенно очевидно было, что новый истребитель будет представлять  собой цельнометаллический низкоплан, т.е. крылья будут расположены под фюзеляжем.  Самолет будет оснащен мощным V-образным перевернутым мотором жидкостного охлаждения,  закрытой кабиной пилота и убирающимся шасси. Кроме того, он должен быть простым в управлении, неприхотливым в обслуживании и ремонте, технологичным в массовом производстве. Доктор Мессершмитт  всегда был сторонником наиболее простых решений. Он был убежден, что все гениальное просто, а краткость – сестра таланта.

Основной  заботой главного конструктора  было максимальное снижение веса и лобового сопротивления  воздуха, которое можно было достигнуть узостью фюзеляжа и хорошей обтекаемостью контуров нового самолета.
Все это необходимо было для достижения высоких скоростей. Ему, да уже и многим другим, было совершенно ясно, что главное для истребителя – это скорость, пусть и в ущерб маневренности. Понятно, что тихоходный биплан будет маневреннее скоростного моноплана, но это ему в воздушном бою поможет мало. Тактика истребителей в воздушном бою будет основана на высокой скорости и скороподъемности, а также на большей огневой мощи.

У Мессершмитта была хорошая команда, и роль первой скрипки  в ней выполнял Роберт Люссер. Это был очень толковый и грамотный специалист, который подбирал в свое Проектное бюро хороших инженеров. Вилли определял основные характеристики самолета, делал наброски, давал своим специалистам задания и контролировал ход выполнения работ. Ему не было нужды выполнять всю черновую работу, потому что он,  в отличие от фюрера, умел подбирать правильных людей и делегировать им полномочия. Мессершмитт  мог позволить себе размышлять в тиши кабинета, не беспокоясь о неотложных рутинных делах, о том, куда им двигаться дальше, и какие проблемы могут встретиться на их пути. Благодаря этому он всегда смотрел дальше и своих конкурентов, и членов своей команды. Он был не из тех людей, которые умеют только реагировать на возникающие проблемы Его активная позиция пытливого исследователя помогала ему их предупреждать в самом зародыше.

  Уже в мае 1934 года был готов первый большой деревянный макет нового истребителя. Фюзеляж длинный и узкий, плавно сужается в киль, закрытая кабина пилота немного возвышается над ним этаким горбом, но тут уж ничего не поделаешь. Обзор из кабины у пилота оставляет желать лучшего,  но зато  самолет должен быть послушным малейшим движениям рулей. Вооружение – два пулемета калибра 7,9 мм, которые находятся под капотом над двигателем. Приезжали представители заказчика, облазали весь макет, с немецкой педантичностью написали обширный перечень несущественных замечаний и уехали обратно в Берлин.

Вилли понял, что в этой гонке он лидер. Главным его соперником был, конечно же, Эрнст Хейнкель. В напряженной работе прошло все лето и начало осени, и вот уже в октябре 1934-го был готов новый, уточненный макет. Теперь самолет получил третий пулемет, установленный в развале цилиндров и стреляющий через кок воздушного винта. В декабре приступили к сборке первого летающего экземпляра Bf-109 V-1. Казалось, что скоро уже все будет хорошо, но беда пришла, откуда не ждали: подвели немецкие конструкторы моторов. В то время Германия отставала от Англии в разработке авиационных моторов. Неожиданно выручили… англичане. Фирма «Ролс-Ройс» поставила Хейнкелю за его самолет He-70 два своих мотора «Кестрел» мощностью 690 л.с. Один из них достался Мессершмитту, другой – Юнкерсу для установки на пикирующий бомбардировщик Ю-87. Потом, конечно, британские моторы были заменены на немецкие Юмо-210 и Даймлер-Бенц 601А. Как же британцы впоследствии раскаивались в том, что помогли немцам своими моторами! Но дело было сделано. Теперь уже оставалось совсем немного до появления на свет красивого, стремительного и изящного, но чрезвычайно опасного воздушного хищника.

О чем думал Мессершмитт в то напряженное время, когда постепенно появлялся на свет  его истребитель, которому он отдавал всю свою нервную энергию, все  интеллектуальные и душевные силы? Он искренне верил, что его «сто девятый» надежно закроет  небо Германии и защитит страну от незваных  гостей, несущих ей на своих крыльях смерть и разрушения. Вилли не солгал на допросе американцу, когда сказал, что создавал свой самолет не для агрессии. Намерения его тогда были, действительно, благими. А о том, какую дорогу и куда ведущую они обычно вымащивают, он в то время еще  не задумывался.

Истребитель был построен, и на испытаниях, которые состоялись 12 декабря 1935 года, второй опытный экземпляр показал прекрасные результаты. А что же его конкуренты – компании «Фокке-Вульф», «Хейнкель» и «Арадо»? Разумеется, они тоже не дремали, но двое из них в этом соревновании Мессершмитту проиграли по всем статьям. Опытный экземпляр «Фокке-Вульф-159» был спроектирован по схеме высокоплана с подкосом. А значит, заведомо проигрывал «сто девятому» в скорости. Кроме того, он разбился в первом же испытательном полете да так, что не подлежал восстановлению. Самолет «Арадо» имел неубирающиеся шасси. Такой атавизм сразу же обрекал его на незавидную роль аутсайдера. Так что эти двое были «сто девятому» не соперники. А вот Не-112 V-1  компании «Хейнкель» оказался хорош. И неудивительно: Эрнст Хейнкель был авиаконструктором экстра-класса. Именно с этой машиной предстояло помериться силами на государственных испытаниях любимому детищу Вилли Мессершмитта.

26 февраля 1936 года на авиабазе в Травемюнде начались пятидневные сравнительные испытания истребителей Мессершмитта и Хейнкеля. Большая и представительная комиссия из военных и гражданских экспертов в области авиации оценивала самолеты по многим характеристикам. Они летали на обеих машинах и устраивали условные воздушные бои. Вердикт комиссии был единодушным: Bf-109 лучше, чем  Не-112. Именно его истребитель  должен   стать основным защитником немецкого неба.

**

Отрывок из повести "Сумрачный гений"   


Рецензии
Да, самолёт получился супер.

На него стали равняться все.

Но и характер у Вилли был не сахар.

Предъявлять конструкторам оружия моральные претензии неправильно.

Есть политики, и есть ещё звериная человеческая природа.
======
Мой добрый привет!

Юрий Атман 3   28.07.2019 01:15     Заявить о нарушении
Интересно было бы повторить конструкцию
в таких же габаритах и весах,
но применить современные технические возможности.
Материалы, двигатель, электронику.

Юрий Атман 3   28.09.2019 17:00   Заявить о нарушении
Электроники там не было. А вообще "мессеры" сейчас есть, и летают.

Евгений Хацкельсон   28.09.2019 17:56   Заявить о нарушении
Радиосвязь была.
и вероятно зажигание в двигателе.

Юрий Атман 3   28.09.2019 19:40   Заявить о нарушении
"мессеры" сейчас есть, и летают?

это что, восстановленные музейные?

Юрий Атман 3   28.09.2019 19:41   Заявить о нарушении
Видимо, восстановленные. Хотя могли и по чертежам заново сделать.

Евгений Хацкельсон   29.09.2019 00:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.