Из материалов следственного дела Бухарина-105

Вечернее заседание 4 марта 1938 года.

Продолжение допроса Розенгольца

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:
Армвоенюрист В. В. Ульрих Председатель Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР
СЕКРЕТАРЬ:
Военный юрист 1-го ранга А. А. Батнер

Вышинский. А вам не известно - у Крестинского были такого рода переговоры с Гамарником?
Розенгольц. Эти разговоры с Гамарником, которые были у Крестинского, мне неизвестны.
Вышинский. Неизвестны? (К Крестинскому). Крестинский, что вы скажете по этому поводу?
Крестинский. У нас был один общий разговор с Гамарником и Аркадием Павловичем Розенгольцем, где обсуждался вопрос о терроре. Когда мы увидели, что это дело, с которым мы во времена Пятакова не были связаны, после его расстрела осталось беспризорным в наших троцкистских рядах, потому что этим делом никто не занимался, а вместе с тем было ясно, и Троцкий писал о необходимости террористических актов, тогда мы встретились втроем, чтобы переговорить относительно того, как быть. И в этом разговоре мы единодушно пришли к тому мнению, что из нас троих, в качестве людей, могущих за это дело взяться, мы с Розенгольцем не подходим, так как по роду нашей работы и наших связей мы не были связаны с теми группами членов партии и граждан, которые бы могли взять на себя задачу по подготовке и совершению террористических актов.
Вышинский. Словом, это дело взял на себя Гамарник?
Крестинский. Да. И после этого мы уже с ним - ни Розенгольц, ни я - не говорили конкретно о том, что он делает, а он нам говорил, что это у него идет, что он подбирает кадры, подбирает группы
Розенгольц. Относительно использования каналов связи по внешней торговле для преступных троцкистских целей. Я бы мог назвать, Иван Никитич Смирнов в свое время использовал внешнюю торгов. Я знал, что Гольцман работал по внешней торговле, затем Герцберг, работал такой в Берлине и имел связь с Троцким, потом Биркенгоф поддерживал связь с Троцким, с Гавеном. В более позднее время-это Краевский и Шостак. Но основная связь осуществлялась через Наркоминдел, поскольку в руках Крестинского была почта.
Вышинский. Значит, дипломатическая почта использовалась?
Розенгольц. Да, использовали дипломатическую почту и тех лиц, которые имели дипломатический паспорт, так что свободно мог перевозить все, что им надо.
Вышинский. Продолжайте.
Розенгольц. Преступно была использована внешняя торговля в с ношении использования и расхищения средств для финансирован троцкистского движения. Не касаясь целого ряда, может быть, незначительных операций, назову два наиболее крупных примера. Первое, это операции, которые осуществлял Краевский в размере до 300 тыс. долларов, которые были переданы троцкистской организации или Троцкому непосредственно.
Вышинский. В распоряжение Троцкого?
Розенгольц. Да.
Вышинский. Краевским?
Розенгольц. Да.
Вышинский. По вашему поручению?
Розенгольц. Да. Осуществлялось это через соответствующие фирмы путем использования Седова в качестве комиссионера, затем это финансирование было организовано также мною лично, когда я вошел в соглашение с одним официальным лицом в Москве при заключен договора.
Вышинский. С каким официальным лицом?
Розенгольц. С представителем одного из государств.
Вышинский. Одного из иностранных государств?
Розенгольц. Да. Относительно соглашения, по которому, примерно около 110 тысяч долларов ежегодно, в течение трех лет, должен был получать Троцкий.
Вышинский. Так что финансирование Троцкого было вами налажено регулярно и как следует?
Розенгольц. Да.
Вышинский. Это более крупное, а по мелочам? Например, в 1933 году было передано в распоряжение Троцкого 2 тысячи фунтов стерлингов?
Розенгольц. Это помимо меня, но с моего ведома, конечно, я говорю  это не к тому, чтобы себя выгородить, но для точности.
Вышинский. Это по линии внешней торговли, а вы были тогда...
Розенгольц. Я был наркомом внешней торговли и с моей санкции и с ведома...
Вышинский. Значит, вами. Значит, 2 тысячи фунтов стерлинг передано. Это тоже крупная сумма, но перед 110 тысячами долларов - это мелочь. А в 1934 году 15 тысяч фунтов стерлингов тоже было передано Троцкому?
Розенгольц. Да, да.
Выщинский. 15 тысяч фунтов стерлингов-это не фунт изюму, это 15 тысяч фунтов стерлингов.
Розенгольц. Да, 15 тысяч фунтов, потом еще один раз 10 тысяч фунтов.
Вышинский. 15 тысяч, потом 10 тысяч, потом 2 тысячи, набирается уже 27 тысяч фунтов стерлингов.
Розенгольц. И еще 20 тысяч марок.
Вышинский. Значит, деньги все-таки приличные?
Розенгольц. Да, да, я назвал с самого начала только две, наиболее крупные суммы.
Вышинский. Я понимаю. К этому еще добавить 300 тысяч долларов. За какой срок?
Розенгольц. Это с 1933 года.
Вышинский. С 1933 года?
Розенгольц. Да, да. По Экспортлесу 300 тысяч.
Вышинский. По Экспортлесу-это особо. Дальше еще что вы имеете показать?
Розенгольц. Теперь я хотел отметить еще, что в более ранние годы - в 1923 году - в связи с имевшимся у меня деловым контактом...
Вышинский. С кем?
Розенгольц. С немецкими военными кругами, Троцкий предложил передать Секту сведения о советских военно-воздушных силах.
Вышинский. И вы передали?
Розенгольц. Да, я эти сведения передал.
Вышинский. Кроме денег Троцкому, вы еще передали шпионские сведения Секту?
Розенгольц. Да, да, это было в 1923 году,
Вышинский. И позже, потом?
Розенгольц. Начиная с 1931 года передавались сведения о заказах по внешней торговле.
Вышинский. Секретные, государственные?
Розенгольц. Да.
Вышинский. В течение долгого срока вы обслуживали, таким образом, иностранную разведку?
Розенгольц. Эти сведения были с 1931 года до 1935 и 1936 годов.
Вышинский. А в 1937 году?
Розенгольц. Не было.
Вышинский. Почему?
Розенгольц. Я говорю просто, какая картина была.
Вышинский. Но почему такая картина? Почему в 1937 году вы ничего не передавали?
Розенгольц. Не было встреч.
Вышинский. Не было случая подходящего?
Розеигольц. Да, не было случая.
Вышинский. А в 1923 году вы передали генералу Секту шпионские сведения по поручению Троцкого?
Розенгольц. Да, да.
Вышинский. Вам неизвестно, еще кто-либо другой передавал - аналогичные сведения Секту в то время?
Розенгольц. Я знал, что у Крестинского была какая-то нелегальные связь с рейхсвером.
Вышинский. Когда вы об этом знали?
Розенгольц. Примерно, в этот же период и позже несколько, затрудняюсь сказать, но характера этой связи не знаю.
Вышинский. О характере этой связи, может быть, скажет обвиняемый Крестинский.
Обвиняемый Крестинский, о какой связи с рейхсвером говорит Розенгольц?
Крестинский. В 1921 году Троцкий предложил мне, воспользовавшись встречей с Сектом, при официальных переговорах предложить ему, Секту, чтобы он оказывал Троцкому систематическую денежную субсидию для разворачивания нелегальной троцкистской работы, причем предупредил меня, что если Сект попросит в качестве контртребования оказание ему услуг в области шпионской деятельности, то на это нужно и можно пойти. О том разговоре, который был у меня с Троцким при даче мне поручений, об этом я буду говорить потом. Я поставил этот вопрос перед Сектом, назвал сумму 250 тысяч марок золотом, то есть 60 тысяч долларов в год. Генерал Сект, поговоривши со своим заместителем, начальником штаба, дал принципиальное согласие и поставил в виде контртребования, чтобы Троцкий в Москве или через меня передавал ему, хотя бы и не систематически некоторые секретные и серьезные сведения военного характера. Кроме того, чтобы ему оказывалось содействие в выдаче виз некоторым нужным им людям, которых бы они посылали на территорию Советского Союза в качестве разведчиков. Это контртребование генерала Секта было принято и, начиная с 1923 года, этот договор стал приводиться в исполнение.

Продолжение следует…


Рецензии