Из материалов следственного дела Бухарина-106

Вечернее заседание 4 марта 1938 года.

Продолжение допроса Розенгольца

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:
Армвоенюрист В. В. Ульрих Председатель Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР
СЕКРЕТАРЬ:
Военный юрист 1-го ранга А. А. Батнер

Вышинский. Вы передавали шпионские сведения?
Крестинский. По-моему, не я, но мы - русские троцкисты. Но были случаи, когда эти сведения передавал непосредственно я генералу Секту.
Вышинский. Вы лично передавали?
Крестинский. Да, мне приходилось также получать пару раз деньги.
Вышинский. От кого приходилось вам получать деньги?
Крестинский. От генерала Секта.
Вышинский. Где?
Крестинский. У него в служебном кабинете. Я передавал деньги непосредственно Троцкому, когда ездил в Москву.
Вышинский. Лично?
Крестинский. Да, не привлекая к этому никого.
Вышинский. Переговоры с Сектом начались с какого года?
Крестинский. Это было весной и летом 1922 года. В обвинительном акте сказано в 1921 году. Это обстоятельство не имеет большого значения, но эта первая встреча официального характера, которую Троцкий предложил использовать, произошла зимой с 1921 года на 1922 год.
Вышинский. Эта встреча уже была использована?
Крестинский. Узнавши об этих встречах, Троцкий предложил использовать последнюю встречу, которая происходила в конце весны или лета 1922 года. Это не имеет значения с точки зрения моего обвинения.
Вышинский. Уже зимой 1921-1922 года, то есть начиная с 1921 года, вы установили связь с рейхсвером в лице генерала Секта?
Крестинский. Связь преступного характера была установлена с 1922 года.
Вышинский. Вы вначале организовали связь, а потом?
Крестинский. А потом она переросла в преступную связь.
Вышинский. Значит, перешла в преступную связь?
Крестинский. Да, с 1922 года - в преступную связь.
Вышинский. Садитесь. Значит, вы, Розенгольц, с 1923 года уже связались с германской разведкой?
Розенгольц. С Сектом непосредственно.
Вышинский. Вы это разделяете?
Розенгольц. Я просто для уточнения.
Вышинский. Значит, вы, подсудимый Розенгольц, с 1923 года начали передавать шпионские сведения иностранным государствам?
Розенгольц. Правильно.
Вышинский. Продолжайте дальше.
Розенгольц. Я должен также сообщить, хотя об этом я показывал на предварительном следствии, о том, что мной в 1926 году были даны сведения Фарбману - английскому журналисту, который в то же время являлся троцкистом. Эти сведения касались внешней политики СССР. После этого в период 1932-1935 годов давал сведения приезжавшему от его имени редактору англо-русского журнала Тальботу о заказах по внешней торговле.
Теперь относительно вредительства. Я хочу отметить, что это вредительство ставило задачей помощь Германии, главным образом, и частично Японии.
Из наиболее крупных актов этого вредительства, которое, понятно, является одновременно и изменнической деятельностью, я назову заключение нефтяного договора с Германией, назову факт экспорта золотоотходов в Германию, в то время как рациональнее было бы их перерабатывать в Советском Союзе. Далее, экспорт цинковых концентратов. Авансовый экспорт, затем экспорт чугуна в Японию по удешевленным ценам и в значительном количестве в тот период, когда на рынке была острая нужда в чугуне, выдача фрахтовых ордеров с задержкой, что вызвало переплату, заключение ряда невыгодных условий в договорах, в частности, формулировку пункта о форс-мажоре. Также задержка экспорта в Монголию, Западный Китай.
Особенно нужно отметить вредительство, вытекающее из задачи на поражение,-это задержка оборонного импорта.
Вышинский. Об этом вы более подробно расскажете в закрытом заседании. Я думаю, что сейчас не следует касаться этого вопроса.
Розенгольц. Вот, собственно, все основное.
Председательствующий. Есть у вас вопросы к обвиняемому, товарищ Прокурор?
Вышинский. Нет.
Председательствующий. Садитесь, пожалуйста.

Продолжение следует…


Рецензии