Снятие с креста Рембрандт и ван дер Вейден 5
Чтобы подчеркнуть гениальность Ван дер Вейдена, состоящую в его экспрессионистском выражении состояния чувств участников сцены, (за 400 лет до появления Делакруа, Ван Гога и следующих за ними), я привожу для сравнения не менее гениальную картину Рембрандта на ту же тему. (1634 год, Эрмитаж). Когда Христу было 33 года, Мария была, по меньшей мере, в возрасте 50 лет. Для тех времен она вглядела именно так как у Рембрандта, и одета она была соответствующе. Уж, наверняка, не в чрезмерно длинном ляпис-лазурном дорогущем платье. То же и о красном хитоне Апостола Иоанна. У Рембрандта все реалистично, буднично и печально, у ван дер Вейдена символично. При сравнении это очевидно.
Ван дер Вейден изобразил НЕ реальную сцену, (которой, в скобках замечу, возможно, и не было вообще), а выразил с помощью красок и скульптурного положения тел, феноменальное ощущение человеческой трагедии. О цветовом решении я уже упомянул, обратите внимание на положение фигур на картине.
Христос и Мария расположены параллельно, поза Марии как бы отражает страдания сына. Мария в обмороке, она мертвенно бледна (чрезмерно, но сильно воздействующе на зрителя). Мертвый Христос не столь бледен. Мария как бы вобрала в себя всю боль распятого сына.
Головы всех остальных участников склонены тким образом, чтобы создать гармонию линий. Обратите внимание на это.
Чисто живописный прием, как и цвет одежды участников.
Всех четырех Марий настоящее имя Мириам, и кроме Магдалины они родственники. Все это, конечно, предположительно, хотя и не в такой степени, как рождение Христа с помощью непорочного зачатия от ангела. Но к рассматриваемым достоинствам картины это отношения не имеет.
Продолжение: ван дер Вейден "Портрет женщины"
http://www.proza.ru/2018/08/22/1449
Свидетельство о публикации №218080600179