Поведение потребителя. о нём почти научно

Тут мне недавно сообщили. что наш Кировский экономико-финансовый техникум планируется закрыть.
Не то чтобы я планировал вернуться в нем к преподавательской деятельности, это уж теперь вряд ли. Но наработки остались, поэтому решил тут напечатать, раз больше нигде не судьба. Пусть уж тут сохраниться. Хотя это 2008 год, 10 лет прошло, но рука не лежит править
фото еще лета 2006, но зато из техникума, госэкзамены в самом разгаре

Рабочая  программа  учебной  дисциплины
«Поведение  потребителей».

Введение.
Экономика  России  прочно  встала  на  рыночные  рельсы. И  в  результате  этих  преобразований  руководство  большинства  отечественных  предприятий  пришло  к  абсолютно  верному  выводу: в  новых  условиях  работы  предприятия  нужны  и  новые  специалисты, в  самых  различных  отраслях  знаний.
Сначала  как  на  уровне  высшего, так  и  на  уровне  среднего  профессионального  образования  стали  изучать  такую  комплексную  экономическую  дисциплину  как  маркетинг. Развитие  теоретических  положений  на  практике  показало, что  для  успешной  деятельности  предприятия  на  рынке  необходимо  некоторые  разделы  теории  маркетинга  рассматривать  более  подробно.
Именно  таким  образом  возник  целый  ряд  учебных  дисциплин: управление  маркетингом (управление  маркетинговой  деятельностью  предприятия), отраслевой  маркетинг (организация  маркетинговой  деятельности  на  предприятии), маркетинг  рекламы, маркетинговые  исследования  рынка, маркетинг  товаров  и  услуг.
Учебная  дисциплина  «Поведение  потребителей»  возникла  на  Западе, выделившись  из  общей  теории  маркетинга.  Это  было  связано  прежде  всего  с  кардинальными  изменениями  в  классической  теории  маркетинга. Новейшие  исследования  показали, что  сегодня  основная  задача  маркетинга – создать  потребителя. А, следовательно, возникла  необходимость  в  более  детальном  изучении  потребительского  поведения. Классический  маркетинг  и  раньше  рассматривал  поведение  потребителей  как  один  из  ключевых  аспектов  работы  с  рынком. Однако  только  в  последнее  время  в  российской  экономике  серьёзно  изменилась  покупательская  способность  населения. Вот  и  возникла  необходимость  в  изучении  как  внешних, так  и  внутренних  факторов, влияющих  на  поведение  потребителей.

Пояснительная  записка.
В  условиях  насыщенного  рынка  производство  и  успешный  сбыт  товара  возможны  только  при  точном комплексном  изучении  и  учёте  мотивов  покупательского  поведения.
Учебная  дисциплина  «Поведение  потребителей»  входит  в  блок  специальных  дисциплин  в  программе  подготовки  по  специальности  «Маркетинг»  в  рамках  среднего  профессионального  образования. Главная  цель  данной  учебной  дисциплины – определение проблематики  человеческого  поведения  с  экономической, рыночной  точки  зрения.
Данная  учебная  дисциплина  возникла  на  стыке  целого  ряда  наук. Поэтому  она  имеет  целый  ряд  межпредметных  связей  с  экономической  теорией, маркетингом, общей  и  социальной  психологией, социологией.
Поведение  потребителей («Consumer Behavior»)  в  настоящее  время  является  одним  из  основных  курсов  западных   университетов  и  школ  бизнеса. В  рамках  среднего  профессионального  образования  данная  учебная  дисциплина  решает  задачу помощи  будущему  менеджеру, управленцу  среднего  звена  в  решении  теоретических  и  практических  вопросов  связи  производства  с  рынком  и  покупателем. Таким  образом  происходит вооружение  будущих  специалистов  народного  хозяйства  необходимым  для  активной  практической  работы  с  потребителями  минимумом  поведенческих  знаний.
Согласно  учебному  плану  данная  учебная  дисциплина  рассчитана  на  50  аудиторных  часов, из  которых  18  часов  составляют  практические  занятия.       

В результате изучения курса студент должен:

Иметь представления:
- о  месте  психологии  в  общем  комплексе  экономических  знаний.

Знать:
- основные  модели  поведения  потребителя;
- основные  теории, лежащие  в  основе  поведения  человека;
- основные  внутренние  составляющие  поведения  человека;
- права  потребителя  и  основы  законодательства  о  защите  этих  прав.

Уметь:
- определять  модель  поведения  потребителей;
- применять  полученные  знания  в  практической  маркетинговой  деятельности;
- ориентироваться  в  правовом  поле  отечественного  законодательства, касающегося  прав  потребителя.

     Курс носит  практическую ориентацию, выражающуюся в рассмотрении каждой темы на практическом примере.

 







Тематический  план  учебной  дисциплины

Наименование тем                Количество аудиторных  часов
                Всего Теория Практика
Введение в проблематику                2 2
Маркетинговая ориентация на потребителя         8 4 4
Модели покупательского поведения         8 4 4
Процесс принятия решения потребителем         6 4 2
Внутренние факторы поведения потребителей 6 4 2
Особенности  потребления товаров и услуг 6 4 2
Управление поведением потребителя         4 2 2
Права  потребителей                10 8 2
Итого                50 32 18

Содержание  курса

Тема 1. Введение  в  проблематику  дисциплины.

Поведение  потребителя  как  маркетинговая  дисциплина. Поведение  потребителей  как  экономическая  категория. Предмет  и  метод  поведения  потребителей  как  отрасли  экономической  науки. Развитие учебной  дисциплины  «Поведение  потребителей» в  России  и  за  рубежом, её  место  в  комплексе  знаний  на  уровне  среднего  профессионального  образования  и  на  уровне  высшей  школы. Основные  компоненты  поведения  потребителей: приобретение, потребление, освобождение.
Самостоятельная  работа: анализ  определений  маркетинга, как  экономической  науки, сравнение  подходов  к  трактовке  понятия  зарубежных  и  отечественных  специалистов.

Тема 2. Маркетинговая  ориентация  на  потребителя.

В  результате  освоения  темы:
студент  должен:
Иметь  представление:
- о  рыночном  механизме  хозяйствования;
- об особенностях «маркетингового мышления».
Знать:
- основные законы рынка;
- основные взгляды на теорию покупательского поведения.

Поведение  потребителя  в  общем  комплексе  маркетинга. Трактовка  маркетинга  как  экономической  науки  и  управленческой  концепции. Особенность «маркетингового  мышления». Ориентация  на  потребителя  как  основа  философии  бизнеса. Законы  рынка (по П. Друкеру), формирующие  маркетинговую  стратегию  предприятия. Эволюция  маркетинговой  концепции. Эволюция  взглядов  на  теорию  потребительского  поведения  и  её  основные  категории.
Самостоятельная  работа: изучение  учебной  и  периодической  литературы  по  вопросам  психологии – анализ  основных  психологических  теорий (бихевиоризма, психоанализа и т.д.).
Семинар. «Маркетинговое мышление».
Семинар. Теория потребительского поведения.

Тема 3. Модели  покупательского  поведения.

В  результате  освоения  темы:
студент  должен:
Знать:
- основные составляющие базовой модели покупательского поведения;
- основные положения общей модели покупательского поведения;
- характерные особенности частных моделей.
Уметь:
- применять теоретические знания при разработке маркетинговых решений.

Базовая  модель  покупательского  поведения: эффект «чёрного  ящика». Особенности  базовой  модели. Некоторые  частные  модели  покупательского  поведения. Общая модель покупательского поведения. Полезность, кривые безразличия. Норма замещения и бюджетные ограничения. Выбор потребителя и его основные задачи. Состояние спроса и поведение потребителя. Парадокс Гиффена.   
Самостоятельная работа: анализ собственного покупательского поведения с учетом изученного материала.
Семинар. Базовая модель покупательского поведения.
Семинар. Состояние спроса и поведение потребителя.

Тема 4. Процесс  принятия  решения  покупателем.

В  результате  освоения  темы:
студент  должен:
Знать:
- основные составляющие модели процесса принятия решений;
- основные факторы, влияющие на принятие решения
Уметь:
- анализировать потребительские решения.

Модель процесса принятия решений потребителями. Переменные формирующие процесс принятия решения. Типы процесса принятия решения. Факторы, влияющие на расширение решения проблемы. Культура потребителя, факторы окружения, ситуации и их влияние на процесс принятия решения. Поведение потребителя: выбор альтернатив, покупка и оценка покупки. Реакция потребителя на покупку.
Самостоятельная работа: анализ собственных потребительских решений с учетом изученного материала.
Семинар. Процесс принятия решения о покупке.

Тема 5. Внутренние  факторы  поведения  потребителей.

В  результате  освоения  темы:
студент  должен:
Знать:
- внутренние факторы поведения потребителей;
- основные принципы и закономерности, лежащие в основе действия внутренних факторов поведения.
Уметь:
- анализировать внутренние факторы поведения.

Внутренние факторы поведения потребителя: восприятие, обучение, память, отношения. Особенности восприятия. Основные принципы мотивирования обучения.  Основные стадии обучения. Основные теории памяти. Процессы памяти: запоминание, воспроизведение, забывание. Сенсорная, краткосрочная и долгосрочная память. Отношения как оценка объекта и тип познания. Элементы отношений: мнения, эффекты и намерения. Функции отношений.
Самостоятельная работа: Анализ теории восприятия, обучения и памяти с точки зрения классической психологии.
Семинар. Внутренние факторы поведения потребителя.

Тема 6. Особенности потребления товаров и услуг.

В  результате  освоения  темы:
студент  должен:
Знать:
- основные типы потребителей;
- основные направления покупательского поведения.
Уметь:
- анализировать потребительское поведение.

Факторы, определяющие поведение различных видов потребителей. Типы поведения потребителей. Диавантное и делинквентное поведение. Иррациональное поведение.
Самостоятельная работа: анализ покупательского поведения с точки зрения социологии и социальной психологии.
Семинар. Социология и поведение потребителей.

Тема 7. Управление поведением потребителя.

В  результате  освоения  темы:
студент  должен:
Знать:
- основные составляющие процесса воздействия;
Уметь:
- анализировать, строить и использовать процесс воздействия.

Управление поведением потребителя как процесс воздействия. Основные компоненты воздействия: установление контактов, формирование мнений и запоминание.
Самостоятельная работа: Анализ психологических аспектов воздействия.
Семинар. Воздействие на поведение потребителя.
 
Тема 8. Права потребителей.
В  результате  освоения  темы:
студент  должен:
Знать:
- основные права потребителя;
- основные нормативные акты гарантирующие соблюдение этих прав.
Уметь:
- учитывать права потребителя в профессиональной деятельности.

Закон о защите прав потребителя. Основные права потребителей. Формы защиты этих прав. Государственная и общественная защита прав потребителей. Консъюмеризм и потребительский экстремизм.
 Самостоятельная работа: Анализ отдельных положений закона о защите прав потребителя, поиск в СМИ и анализ фактов потребительского экстремизма.
Семинар. Права потребителя сегодня.

Темы рефератов для заочного отделения:
1. Маркетинговая ориентация на потребителя.
2. Модели покупательского поведения.
3. Внутренние факторы поведения потребителя.
4. Эволюция теории поведения потребителей.
5. Процесс принятия решения о покупке.
6. Поведение потребителя в условиях рынка.
7. Мотивация и поведение потребителей.
8. Защита прав потребителей.
9. Управление поведением потребителя.
10. Влияние внешней среды на поведение потребителей.

Вопросы к зачету по курсу:

1. Поведение потребителя как наука и экономическая категория.
2. Маркетинг как экономическая наука и управленческая концепция.
3. Эволюция маркетинговой концепции.
4. Эволюция взглядов на покупательское поведение.
5. Модернистская и постмодернистская концепции формирования мировоззрения потребителей.
6. Позитивизм как система взглядов на покупательское поведение.
7. Маркетинговая ориентация как основа философии бизнеса.
8. Базовая модель покупательского поведения.
9. Общая модель покупательского поведения.
10. Частные модели покупательского поведения.
11. Состояние спроса и поведение потребителя.
12. Потребительский выбор и его задачи.
13. Модель процесса принятия решения.
14. Переменные, формирующие процесс принятия решения.
15. Типы процесса принятия решения.
16. Факторы, влияющие на расширение решения проблемы.
17. Влияние окружения и внешней среды на процесс принятия решения.
18. Поведение потребителя в процессе принятия решения.
19. Восприятие как внутренний фактор поведения потребителей.
20. Обучение как внутренний фактор поведения потребителей.
21. Память как внутренний фактор поведения потребителей.
22. Отношение как внутренний фактор поведения потребителей.
23. Основные типы поведения потребителей.
24. Процесс воздействия на потребителя.
25. Основные права потребителя.
26. Защита прав потребителя при оказании услуг.
27. Защита прав потребителя при выполнении работ.
28. Защита прав потребителя в процессе купли – продажи товаров.
29. Потребительский экстремизм и его истоки.
30. Консъюмеризм и его истоки.
Литература

Основная:
1. Алешина И. В. «Поведение потребителей». Учебное пособие для вузов. – Москва «ФАИР-ПРЕСС» 1999 г.
2. Котлер Филип «Основы маркетинга» - Санкт-Петербург «Коруна» 1994 г.
3. Немов Р. С. «Психология» в 2 книгах. – Москва «Владос» 1994 г.
4. Романов А.Н. «Маркетинг» - Москва «ЮНИТИ» «Банки и биржи» 1996 г.
5. Федько Н.Г. Федько В.П. «Поведение  потребителей» -  Ростов-на-Дону. «Феникс» 2001 г.
6. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. Москва «Наука» 1994 г.
7. Энджел Д.Ф. Блэкуэлл Р.Д. Миниард П.У. «Поведение  потребителей» (перевод с англ. 9-го изд. (2000)) Санкт-Петербург «Питер» 2002 г.
Дополнительная:
1. Овсянников А.А., Петтай И.И., Римашевская Н.М. «Типология покупательского поведения» - Москва «Наука» 1989 г.
2. Рябинский Л. С. «Поведение покупателей в условиях рыночной экономики» - Москва РОУ 1991 г.
3. Журнал «Маркетинг в России и за рубежом» 1999 – 2005
4. Журнал «Практический маркетинг» 1999 – 2005
5. Журнал «Проблемы теории и практики управления» 1997 - 2004
 


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.