Чиж

                Чиж.

         В солнечный день апреля возвращался домой из очередной прогулки по лесу. Настроение прекрасное, увидел и услышал много интересного, кое-что даже новое.  Со всех сторон раздавались нескончаемые трели зябликов, за мной со стрёкотом летела пара певчих дроздов, у которых я только что обнаружил гнездо в высоком полуразвалившемся пне. Сквозь поредевшие стволы деревьев показался просвет. Это опушка, а там уж и до дома рукой подать…
         Неожиданно слух уловил совершенно незнакомые звуки. Остановился, прислушался. Точно! Чуть в стороне, ближе к кромке леса слышалось звонкое птичье пение, приглушённое расстоянием.  Вынув из рюкзака бинокль, пошёл на голос. Вот уже совсем близко раздаётся «тиилли-тииии», «тиилли-тииии».
Просматриваю нижнюю часть кроны опушечных сосен. Да вот же он, певец! Сидит на сухом сучке и надувает горлышко. Но определить не могу -- как раз против солнца. Отступаю в тень. Немного лучше. Так, величиной, пожалуй, меньше воробья будет.  Чем-то неуловимо напоминает зяблика, но не зяблик…
Хорошо очень чётко видна зеленоватая спина, чёрные крылья, хвост, чёрная шапочка на голове. Птица перепрыгнула по сучку, повернулась ко мне грудью и продолжала петь. Стало заметно чёрное пятно на горле, светлое брюшко, желтоватая грудка, жёлтые полоски на крыльях и хвосте. Ба! Да это же чиж. Его мне приходилось видеть, но значительно западнее и я до сегодняшнего дня считал, что чижики у нас не водятся. Птица перелетела вдоль опушки на другое дерево, и оттуда вновь послышалось задорное звонкое пение.
         Поскольку чаще всего мне приходилось уходить в лес этой тропой, я до конца апреля и в начале мая постоянно слышал песенку чижа, и уже начал подумывать, а не здесь ли собирается гнездиться этот певец. И мне повезло. Вечером Дня Победы я возвращался знакомой тропинкой. Впереди меня с земли взлетела птица и села на ветку берёзы с ещё только чуть проклюнувшимися зеленоватыми почками. Я узнал чижа. В клюве он держал длинный сухой лист какого-то лесного злака.
                Вспорхнув, птица полетела вниз по склону в сторону ельника разросшегося на берегу речки. Я направился следом. Пронаблюдав до сумерек, удалось только один ещё раз увидеть залетающего в ельник чижа с травинкой в клюве. Место заметил, но осматривать не стал, боясь спугнуть.
         Утром, чуть свет, я уже занял позицию для наблюдения. Ждать пришлось недолго. Птица с пучком зелёного мха в клюве появилась со стороны речки, откуда я её не ждал. Она пролетела в нескольких метрах от меня, села на еловую ветку там, куда залетала вчера и закрутила головой. Моя предусмотрительность помогла. Недаром я спрятался и хорошо замаскировался. Птица присутствие наблюдателя не заметила. А я успел заметить, что у птицы нет чёрной шапочки и пятна на горле, да и вся расцветка не такая яркая. Получается, что я вижу самочку. А она скрылась в гуще еловых лап. Какое-то время её не было видно, но конец одной из веток вздрагивал и покачивался. Подлетел  самец, принёс полный клюв непонятно чего беловатого и тоже исчез среди хвойной зелени.
         Наконец, они вылетели вместе и удалились в сторону речки. Я быстро забрался под ёлку. На уровне глаз в развилке боковой еловой ветки среди хвои обнаружил почти готовое гнездо. Оно представляло собой аккуратную, плотную и глубокую чашечку, сплетённую из сухих травинок, тонких  еловых веточек и мха. Стенки гнезда обильно скреплены паутиной, придавая ему прочность. Снаружи стенки облицовывались лишайником. Его-то я и увидел в клюве чижа. Выстилки в лотке не было, кроме трёх маленьких пёрышек. Обмерив параметры гнезда, выбрался из-под ёлки и быстро удалился.
         Через неделю проведал чижиное жилище. Я уже давно знал, что все наши вьюрковые птицы очень плотно сидят на гнезде, подпуская на расстояние вытянутой руки, если, конечно, не испугать их резким неосторожным движением. Плавно раздвинул еловые ветки в двух метрах от гнезда.  Птицы на гнезде не было. Продвинулся и заглянул внутрь. Лоток  был обильно выстлан белой заячьей шерстью вперемешку с многочисленными пёрышками. На выстилке, как на перинке лежало четыре бледно-голубых яйца, покрытых красно-бурыми крапинками. Яйца были холодными, и отсюда я сделал вывод, что кладка ещё не полная и поэтому не насиживается.
                Почти две недели у меня не было возможности посетить новоселов, всё время что-то мешало, но я постоянно вспоминал о них. Наконец, выбрал время, и вечером отправился в знакомый ельник. Около гнезда творилось нечто непонятное: обе взрослые птицы суетливо перепархивали с ветки на ветку, не переставая переговариваться тихими голосами. Близко подходить я не решился. уже начинало смеркаться. Но вот чижи одновременно отлетели от гнезда, унося что-то в клювах. Воспользовавшись моментом, раздвинул еловые лапы и заглянул в гнездо. В нём находились два голеньких слепых птенца и четыре яичка. Как мне хотелось понаблюдать процесс вылупления птенцов! Но тут явилась одна из птиц и я поспешно покинул елочку с гнездом.
         Ещё дней через десять вновь заглянул к чижам. В гнезде, испуганно и тесно прижавшись друг к другу, лежали шесть полностью оперившихся птенцов. Через день-другой они уже практически были готовы к вылету.
         Этой же осенью, проходя вдоль речки по уже осыпавшемуся ольховнику, заметил семерых птичек, в которых сразу признал чижей. Они висели вниз головой на ольховых шишках и старательно выбирали из них семена.  Слышались их голоса.  Но это были не радостные весенние трели, а тихий щебет. «Циви-тиви-циви-тиви-кеее» изредка раздавалось с деревьев. Мелькнула шальная мысль: «а не мои ли это старые знакомые?», ведь заброшенное гнездовье было неподалёку.


               


Рецензии
У меня ест несколько фотографий чижа, которые я сделала в лесу. Красивая птичка. Понравился Ваш рассказ! Интересно читать.
Всего Вам доброго.

Ирина Вебер 2   05.04.2022 01:15     Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв1

Вадим Светашов   05.04.2022 04:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.