Мухтар и воронёнок

Наше садоводство со всех сторон окружено лесом, и ведёт в него одна-единственная лесная дорога, на которой на въезде в само садоводство установлено что-то вроде КПП, где постоянно дежурят ребята родом со Средней Азии. Они вначале обзавелись курами, а потом, понятное дело, взяли собаку, большого серого похожего на немецкую овчарку метиса, назвали Мухтаром (если я не ошибаюсь, «мухтар» в переводе с фарси (персидского) означает «друг»).

Мухтар – интеллигент в полном смысле этого слова. Спокойный, выдержанный, культурный, лает только когда ему «по службе» положено, а не по чём зря. Территории других собак уважает, не вторгается, даже по приглашению. Никогда не зайдёт на наш участок, если Рича* (хозяин) наличествует, даже когда мы зовём его, а если Ричи нет или в домике – то робко-преробко, поджав хвост и, как будто, кланяясь, хотя в принципе парень отважный. Зимой пытался гонять от КПП диких кабанов, пока кабаны не начали гонять его. :-) Впрочем, смеяться тут нечему, каждый охотник знает, что дикий кабан – очень опасный зверь. Бродячие собаки из военного городка как-то забрели – Мухтар тоже дал им хорошую взбучку, дабы не ходили, где не надобно.

Интеллигентность Мухтара особенно выражается в его манере кушать. Так уж повелось, что мы постоянно чем-то угощаем его, да не просто так по мелочи, а весьма существенно, прихватываем специально для него полноценные обеды. Когда Мухтар чувствует, что во время еды на него смотрят, он трапезничает настолько аккуратно, что невольно хочется «повязать ему» белоснежную салфеточку и «предложить» ножик и вилочку. Но стоит только отвернуться и сделать вид «я не смотрю», как он начинает кушать как самая обычная собака: с жадностью, торопливо, хрюкая и чавкая при этом. Невольно задаёшься вопросом: кто мог объяснить собаке, что чавкать за едой некрасиво, раз он так культурно ест вот именно что на людях, а наедине с собой позволяет себе есть как ему удобнее? Не иначе Матушка-Природа, больше некому...

С курами Муха (Мухтар) живёт мирно. Настолько мирно, что куры даже и обнаглели несказанно: сидят в мухтаровской будке, как у себя дома, в его отсутствие и даже не стесняясь его присутствием, но то такое дело, ладно. А вот лезть кушать из собачьей миски – это, уж, точно верх наглости. Представьте себе милую картинку: подъезжаем мы к «КПП», Муха встречает, радостно виляя хвостом, и... куры со всех лап к нам бегут «ко-ко-ко-ко-ко», хотя нам никогда и в голову не приходило кормить кур. Муха он вроде как «общий», а куры хозяйские.

Муха неизменно встречает приезжающих по выходным, но вот по будням на месте его можно и не застать, ибо по будням большинство людей бывает на дачах реже, а собака прекрасно ориентируется в днях недели и понимает, в какие дни имеет место наибольшая вероятность «вкусных» встреч. Вот и Рича, особенно будучи маленьким, ужасно обижался, «не разговаривал» (точнее, не общался), если его вдруг в выходные дни оставляли одного дома. В будни – пожалуйста! Как будто собака понимает, что «есть дела, надо работать и т.д.»! А в выходные... «Не-е-ет! У вас выходные! Будьте так добры, проводить их вместе со мною, полноценным членом вашей семьи»!

И ещё... Складывается впечатление, что Муха отлично знает все те машины, из которых его угощают... Не ко всем же подряд автомобилям он бежит, радостно задрав хвост, причём едва только их заметив! И как, если не по цвету, он издали узнаёт, к примеру, нашу машину? Я где-то слышала, что собаки – дальтоники (значит, по идее не различают главным образом красный и зелёный цвета), да и вообще мир для них представляется чуть ли не чёрно-белым. Не верю! У меня был красивый яркий красный спортивный костюм («красивый красный» – простите за тавтологию). Однажды надев его в парк полностью, я после ограничивалась там одной лишь курткой, т.к. собак тогда в парке выгуливали великое множество, а в моём красном костюме полного комплекта меня спокойно «не пропускала» ни одна большая ли - маленькая собака! Кидались и облаивали буквально все! Ну, или через одну. Чудный цвет, так полюбившийся мне, действовал на собак, как на быков красная тряпка! Это называется, они «не различают» цвета.

И радостный бег издалека(!) именно к нашей машине Мухтара мы лично для себя объясняем тоже редким зелёным(!) её цветом, в нашем сравнительно небольшом садоводстве, думаю, мы одни такие, поэтому ему легко нас узнавать уже издали. Других «кормящих» машин Муха тоже всех помнит. Кого по цвету, кого, может, по каким другим признакам, сие надобно «спросить» у самого Мухтара. Рича, кстати, тоже прекрасно знает «свою» машину. Как бы далеко от подъезда она ни была припаркована, в каких бы неожиданных местах (совершенно разных, где свободно было) ни стояла, Рича всегда, выйдя из подъезда и, первым делом, повертев направо - налево головой, безошибочно направляется именно к ней, липа-зелёной.

Но к вопросу цвета я ещё как-нибудь вернусь, здесь много смешных историй, а пока - о взаимоотношениях Мухи с курами и, наконец, о втором главном герое повествования - воронёнке.

Мы не раз наблюдали, как куры нагло лезут к Мухтару прямо в миску, когда его кормим. Причём кур даже не смущает, что мы, бывает, даём Мухе... курицу. Прожорливые птички готовы есть мясо... самих себя! Мы тогда их гоняем, кричим на них: «Вы что? Обалдели совсем что ли? Это ж курица»! Куры в ответ выражают своё неудовольствие сердитым «ко-ко-ко», на мгновение отходят и... опять начинают лезть. Мухтар терпит - терпит нахлебников, да и не вытерпит, «буркнет» на них, нет, даже не «гав», нельзя сказать, что он их облаивает, а что-то вроде почти беззвучного «а-а-ав», широко раскрывая пасть и делая в «куриную» сторону «угрожающее» движение. Это он так их пугает, отгоняет. Но куры не робкого десятка, не на таковских напал, Мухтара они совершенно не боятся, равно как и наших «угроз». Лишь только отойдут на пару минут в сторону и опять принимаются за старое.

К тому, что куры любят сидеть в будке Мухтара мы тоже давно привыкли: удивляемся, смеёмся, сетуем, что «такой отличный кадр, а цифровика под рукой не оказалось» и напротив, когда возьмёшь цифровик – кадра нет, это и называется «закон подлости». Однажды поутру мы как обычно притормозили у КПП выложить Мухе завтрак. Утро не предвещало ничего необычного: тепло, солнышко, лёгкий приятный ветерок, Мухи на месте не оказалось, куры побежали к нам, а мы направились к будке, чтобы припрятать еду, не кур же кормить, в самом деле. И вдруг – оторопели. Внутри будки Мухтара что-то чернело, в первое мгновение мы подумали - какой-то зверёныш, благо лес рядом. Пригляделись: из темноты будки на нас блестели чьи-то глаза, и белела горка творога, щедро насыпанная сердобольными рабочими. Мы не стали гадать, «что, да как», а спросили у подошедшего дежурного: кто это у вас? «Маленькая ворона» - ответил узбек. «А, Мухтар, куры его не обижают?» - забеспокоились мы. «Нет, - ответил дежурный - никто не обижает, они все вместе кушают». Тогда мы забеспокоились по другому поводу: «А, он, часом, не инвалидик? Он хоть летает»? - «Летает. То по земле ходит, а то на деревьях здесь же сидит».

Воронёнок забрёл на КПП нашего садоводства, очевидно, случайно, из неподалёку расположенного военного городка. ВорОн непосредственно на территории садоводства у нас нет, не живут. Есть трещотки–сороки, есть синички, снегири, много неведомых нам лесных птиц.

В этот год незнамо кто прямо у нас на участке вывели птенцов, держали нас в великом напряжении. Пришлось гонять соседских котов, чего обычно мы не делаем, и двигаться по участку с исключительными мерами предосторожности, чтобы ненароком не наступить на постоянно падающих/слетающих с ёлок/сосен крохотулечек-птенчиков. Было очень занятно наблюдать, как они кричат - просят кушать или дремлют на пушистых ёлочных лапах. К ним можно было бы подойти вплотную, теоретически их можно было даже потрогать, чувствовалось, что они позволят сделать это, но(!) слишком близко подходить к птенчикам, а, тем более, трогать их нельзя категорически! Ведь тогда мамы-птицы учуют от своих малышей чужой (человеческий) запах и бросят их, и малыши погибнут. Поэтому мы, как бы ни было любопытно, старались держаться от птенцов подальше, позволяя мамам-птицам кормиться в нашей клубнике. Они и птенцов разместили на елях аккурат рядом с грядками клубники.

Когда же в воздухе веет осенью, то на ближайшие по направлению к городку садоводческие дороги слетаются большие шумные стайки воробьёв. Вот и воронёнок как-то случайно залетел, причём залетел, видимо, очень удачно, сразу попал «к столу», отобедал с курами, иначе как ещё можно объяснить его решение задержаться здесь? И, почему бы и не задержаться? Ведь никто не обижает, завтракать/обедать/ужинать на правах «домашней птицы» - не мешает, прятаться от дождей и ветров, да и просто потому, что захотелось, в собачьей будке (наверняка с кур пример взял) - не запрещает. Так и потянулись весёлые дни. Подъезжаем к КПП – первым делом ищем воронёнка, мама назвала его Гошей. А он, голубчик, то в будке сидит, то возле будки важно расхаживает, то на ветвях сосны над будкой раскачивается. Будка Мухтара стала центром его обитания! Мухтар не возражал, относился к Гоше дружелюбно, как к «курице», правда, по последним моим наблюдениям «куриного» дружелюбия у Мухи заметно убыло, и, кажется, наглых птиц от своей миски Муха начал прогонять. И поделом им. Совсем распустились пернатые. Что же касается отношения к Гоше кур, то они принимали его «за своего», даже будучи сами рыжими, почему-то нимало не смущались ни Гошиному «чёрному сюртучку», ни его «иностранному (не куриному) говору».

Время шло, Гоша окреп, отъелся, подрос и однажды, превратившись во взрослую ворону, исчез... Хотя исчез ли? Может, просто настолько окреп, что начал предпринимать полёты в городок, где познакомился с другими воронами и «рассказал» им о своём житье-бытье, т.к. с тех самых пор КПП облюбовало... несколько ворон, которых до Гоши там сроду не наблюдалось! И, если Мухтар проВОРОНит свой обед (слово-то какое в данной ситуации смешное!), то собачье кушанье радостно расковыривается вот именно что ВОРОНами! И, очень хочется верить, что одна из них – наш выросший Гоша.

Осень 2011 г.

*/ (прим. Э.Щ.: Рича – это наша незабвенная собака – чудесный немецкий боксёр – умнейшее и добрейшей души создание.


Рецензии
Как же хорошо, с каким вниманием и любовью к братьям нашим меньшим!
Творческих Вам успехов!
Всего доброго.

Тамара Николенко   22.07.2019 06:44     Заявить о нарушении
Спасибо Вам ОГРОМНОЕ, Тамара! Благодаря Вам хочется писать, хочется творить! Природа меня по жизни окружает... Меньше чем через год после описанных в рассказе событий мы подобрали ворону-инвалида, назвали Гошей в честь того самого дачного воронёнка. В тот же год наше семейство пополнила тяжелораненая уточка-свиязь Люся. В конце ноября 2017 г., с первым снегом к нам (на даче) прибилась кем-то безжалостно выброшенная в зиму белая кошка с серыми пятнышками, родившая к августу четверых котят – Лелю, Ричу, Ахилла и Сороку. Потом умерла уточка Люся, но в нашей жизни появилась голубка Люся! Сюжетов - море! Писать, да писать.
Муха (Мухтар) умер уже, к сожалению. И кур на КПП больше не видно... А вороны облюбовали всё садоводство наравне с сороками. Жизнь идёт своим чередом...
Ещё раз спасибо Вам большое. И позвольте пожелать Вам всего САМОГО НАИЛУЧШЕГО!
С уважением, Эллина.

Эллина Щербинина   08.06.2022 13:08   Заявить о нарушении