1-й Николаевский портовый элеватор, ликвидация
Николаев – славный город! Ему есть чем гордиться: - своей географией и покровителем; своими основателями, архитекторами и строителями, корабелами и кораблями, адмиралами и генерал-губернаторами, морской авиацией и ее асами, портами и элеваторами.
В десятилетие с 1902 по 1911 гг из Николаевского морского порта было отгружено 13,7 % от общего вывоза хлеба из Российской Империи. Николаев вышел на первой место в стране по экспорту зерновых.
О первом николаевском элеваторе и пойдет речь в этом материале.
Дело в том, что как-то незаметно из поля зрения горожан пропал первый Николаевский портовый элеватор постройки 1893 года. На форумах в интернет сети, при личном общении то и дело приходится слышать один и тот же вопрос: - когда, куда и кем он пропал. Волею судьбы и божьей, я оказался причастным к этому событию и решил восполнить этот пробел в памяти нынешних и будущих поколений.
Некогда, в 90-х годах прошлого века, в штаб гражданской обороны города Николаева пришел начальник Николаевского морского торгового порта В.Хабаров. Речь зашла о портовом элеваторе постройки 1893 года, расположенном на 2-ом причале морпорта. Проблема состояла в том, что элеватор со временем пришел в негодность, перенес пожар, дал трещину и перестал эксплуатироваться. В общем, незаслуженно занимал золотое место у причальной стенки порта. Собственно к тому времени назначенный объект представлял собой фрагмент некогда целостного комплекса в виде одной каменной башни. Возникла острая необходимость ликвидировать этот фрагмент. Обсуждался вопрос привлечения к этой процедуре специалистов штаба и военных саперов. Безусловно, военные справились бы с этой задачей успешно, не оставив камня на камне от назначенного объекта.
Но тут возникла одна трудность, связанная с тем, что элеватор располагался на причале, основу которого составляли деревянные конструкции. При обрушении многотонные фрагменты элеватора могли вывести из строя причал, что принесло бы огромные убытки порту. Естественно, процедура стереть с лица земли здесь не подходила. Необходима была ювелирная работа. Порту было предложено воспользоваться услугами Днепропетровской объединенной инженеринговой компании, филиал которой к тому времени открыли в Николаеве.
Компания уже имела опыт в проведении специфических работ на территории Николаевской области: - по уничтожению шахт баллистических ракет в Первомайском районе, подрыву антенны центра загоризонтной радиолокации в с. Калиновка и др.
В преддверии запланированных мероприятий в порту были осуществлены превентивные меры по обеспечению безопасности: - зашиты щитами остекленные проемы производственных зданий; оповещены и проинструктированы жители близлежащих жилых домов по улице Заводской; приведены в готовность невоенизированные формирования ГО порта.
В назначенное время адскую машину привели в действие, и событие произошло. Звука взрыва как такового слышно не было. Просто внутри что-то хрустнуло и испустило дух. Грандиозное сооружения в один миг стало каким-то убогим и несчастным: - со всех сторон просочились многочисленные струйки пыли. Здание начало безмолвно оседать; послышался гул, и закачалась земля. Элеватор оставил после себя облако пыли и груду обломков. Жалобно взвыли сирены и гудки пароходов. Формирования ГО порта приступили к ликвидации последствий взрыва. Со стороны лимана безопасность судоходства обеспечивал пожарный буксир «Докер». Он же подавлял взрывную пыль и очаги возгораний.
Самым главным результатом этого действа было то, что причал не пострадал.
Подведение итогов ликвидации провели в кают-компании порта, где в узком квартете собравшихся скрепили содеянное «мокрой печатью».
Из истории утраченного:
Первый Николаевский портовый элеватор был построен в 1893 году Харьково-Николаевской железной дорогой на набережной Коммерческого порта между спусками улиц Мещанской и Садовой. Его еще император Александр ІІІ застал.
Проект сооружения разработал инженер Д.Гнусин. Предварительно, в июне 1890 года Государственный Совет утвердил этот проект, а в начале 1891 года отвели землю и начали строительство.
При создании элеватора были использованы материалы и механическое оборудование, только отечественного происхождения, за исключением очистительных и сортировальных аппаратов, закупленных в США. Элеватор состоял из двух деревянных корпусов зернохранения и двух кирпичных башен. В кирпичных башнях размещались механизмы, обеспечивающие работу элеватора. Для отпуска зерна каждый из корпусов был оборудован устройствами для подачи зерна прямо в трюм парохода. Кроме того, в 1907 г. была окончена постройка конвейерной галереи, которая дала возможность ставить под погрузку одновременно три парохода, вместо двух и иметь 15 точек выпуска зерна, вместо шести.
За свою 137 историю элеватор пережил несколько владельцев, перенес пожар, старение, разруху и ликвидацию.
Вехи истории: - 1893г. – начало эксплуатации;
- апрель 1923 г. – пожар;
- 1976г. сооружение дало трещину, вывели из эксплуатации;
- 1979г. – подали на списание, приступили к разборке; пригодные материалы (дерево и камень) пошли бартером за разборку;- кроме того, много из оставшегося ушло на личные нужды жителей Слободки;
- 1980-90г.г. останки элеватора переданы на баланс порту;
- порт пытался найти применение останкам, в том числе и для выращивания шампиньонов;
- 7 октября 2000 года в 9ч.28м. сооружение окончательно ликвидировано методом взрыва.
До наших дней дожила только одна башня, пользоваться которой по прямому назначению прекратили еще в 70-е годы прошлого века. Этот последний фрагмент элеватора взорвали в октябре 2000 года, чтобы расчистить территорию причала морского порта.
Приложения: -фото: 1). Элеватор и его ликвидаторы:- военный в кожанке – В.Раков-НШ ГО г. Николаева; слева от него В.Балакирев -1-й зам. гор. головы; В.Хабаров – начальник порта; начальники служб порта; справа:-А.Герасименя-НШ ГО Заводского района, А.Капацина –руководитель НФ объединенной инженеринговой компании и специалисты-взрывники ОИК.
2). Элеватор, ликвидация, вид с лимана;
3). Элеватор, ликвидация, вид от капитании порта.
октябрь 2017г.
Свидетельство о публикации №218080600257