Из материалов следственного дела Бухарина-88

Вечернее заседание 3 марта 1938 года.

Допрос подсудимого Рыкова

 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:
Армвоенюрист В. В. Ульрих, Председатель Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР
СЕКРЕТАРЬ:
Военный юрист 1-го ранга А. А. Батнер

Вышинский. Я удовлетворен вашим ответом.
Подсудимый Розенгольц, вы в этой части подтверждаете показания Крестинского?
Розенгольц. Да, подтверждаю.
Вышинский. Вам приходилось разговаривать с Тухачевским и Крестинским?
Розенгольц. У меня был в конце марта 1937 года разговор с Крестинским по вопросу об ускорении организации переворота.
Вышинский. Подробно вы будете об этом говорить тогда, когда вас будут допрашивать. Больше у меня к вам вопросов сейчас нет.
У меня есть один вопрос к обвиняемому Чернову. Обвиняемый Чернов, я хочу остановиться на вашей связи с корреспондентом газеты "Берлинер-Тагеблат" Паулем Шефером. Вы вчера говорили об этом. При каких обстоятельствах вы с ним связались: он к вам явился или вы его нашли?
Чернов. Я вчера по этому поводу говорил. Повторяю, ко мне позвонили из информационного бюро Наркоминдела и сообщили о том, что я должен принять корреспондента газеты "Берлинер-Тагеблат" Пауля Шефера и дать ему информацию по вопросам несекретного порядка для использования в печати. Это было весной 1929 года.
Вышинский. А не 1930 года?
Чернов. Нет, 1929 года.
Вышинский. Вы вчера, как будто, сказали в 1930 году?
Чернов. Это недоразумение. Если я сказал, что это было в 1930 году, - это оговорка.
Вышинский. Вы с ним виделись один раз или несколько раз?
Чернов. Несколько раз на протяжении 1929 года, пока не прервалась с ним связь.
Вышинский. А в результате чего эта связь прервалась?
Чернов. Он сказал, что боится провала и уезжает из Советского Союза. Точно я не могу сказать, когда это было - или в конце 1929 года, или в 1930 году, скорее это было в 1929 году.
Вышинский. Может быть, Крестинский помнит?
Крестинский. Мне кажется, что Шефер уехал из Советского Союза еще до моего возвращения из Берлина.
Чернов. Я так и говорю.
Вышинский. Вы говорите - или в конце 1929 года или в начале 1930 года.
Чернов. Я на предварительном следствии показал как период, когда я встречался с Шефером, так и период, когда связь прекратилась.
Вышинский. На предварительном следствии за вашей подписью вы показали, том 8, 45 страница: "...в конце 1929 года, а может быть в 1930 году, Шефер из СССР уехал и связь оборвалась".
Чернов. Я, видимо, оговорился или, может быть, волновался.
Вышинский. Во всяком случае, вы помните, что вскоре после этого случая он уехал. У вас был с ним разговор об отъезде?
Чернов. Был разговор.
Вышинский. Больше нет вопросов.
Председательствующий. Перерыв до 11 часов утра.


Рецензии