Из материалов следственного дела Бухарина-94

Утреннее заседание 4 марта 1938 года

Допрос подсудимого Ходжаева

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:
Армвоенюрист В. В. Ульрих, Председатель Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР
СЕКРЕТАРЬ:
Военный юрист 1-го ранга А. А. Батнер

Вышинский. Дальше.
Ходжаев. Мне было известно, что Икрамов принадлежал к этой группировке, но почему-то Икрамов с нами не объединялся, а мы с ним не вели никаких непосредственных переговоров. Мы оказались битыми на съезде. После этого опять мы решили законспирироваться, подали заявление, что мы ошибались, неправильно поступали, что мы согласны проводить линию партии.
Вышинский. Второй раз сманеврировали?
Ходжаев. Второй раз сдвурушничал. Между 1925-1928 годами у меня происходило сближение с Икрамовым на почве практической работы. Икрамов работал в ЦК, я - в Совнаркоме. Я-то знал, что я - руководитель националистической группы.
Вышинский. Вы знали?
Ходжаев. Я знал, что я сам - руководитель националистической группы, а что Икрамов принадлежал к той же буржуазно-националистической группе и о том, что у Икрамова есть своя националистическая группа, - этого еще не знал. Это сближение привело к тому, что я узнал, что у Икрамова есть своя националистическая группа, которая называется "Милли Истиклял", что значит "Национальная независимость". Мы с ним не то что объединились, но начали контактировать нашу работу. Если говорить о нашей антисоветской работе конкретно в этот период...
Вышинский. Это было когда?
Ходжаев. Это было в середине 1928 года или в начале 1928 года. Точно сказать очень трудно. Много времени прошло с тех пор.
Вышинский. Вы с Икрамовым контактировали работу?
Ходжаев. Да.
Вышинский (к председателю). Позвольте вопрос Икрамову. Подсудимый Икрамов, вы слышали эти показания Ходжаева?
Икрамов. Да, слышал.
Вышинский. Вы согласны с его показаниями?
Икрамов. Нет.
Вышинский. Подсудимый Икрамов, вы были членом подпольной националистической организации в 1928 году? Икрамов. Да.
Вышинский. Эта организация называлась "Милли Истиклял"?
Икрамов. Да.
Вышинский. Значит, в этой части показания Ходжаева правильны?
Икрамов. Правильны.
Вышинский. Ходжаев был членом подпольной националистической фашистской организации "Милли Истиклял"?
Икрамов. Нет, Файзулла Ходжаев не был. У Ходжаева была своя организация.
Ходжаев. Я так и говорил.
Вышинский. Значит Ходжаев был в своей организации, а вы - в своей. Обе организации буржуазно-националистические. Фашистского типа.
Икрамов. Правильно. Но что контакт сами установили - это неправильно. Контакт установлен под нажимом правого центра.
Вышинский. То есть?
Икрамов. Под нажимом Бухарина и под непосредственным руководством Антипова сконтактировали работу двух националистических организаций.
Вышинский. В чем же у вас разногласия с Ходжаевым?
Икрамов. Я говорю, что не в 1928 году, а в 1933 году, под нажимом Бухарина.
Вышинский. А в 1928 году не контактировали?
Икрамов. Нет.
Вышинский. Действовали порознь? Обвиняемый Ходжаев, в чем тут дело?
Ходжаев. Я с Икрамовым по этому вопросу не говорил перед тем, как давать свои объяснения суду, и не понимаю, из каких мотивов исходит обвиняемый Икрамов, когда он, признавая принадлежность к буржуазно-националистической организации, отодвигает срок нашей совместной работы. Мне кажется, Икрамову хочется кое от каких фактов отмахнуться. Может быть, я ошибаюсь, это мое предположение, но разрешите мне огласить пару фактов.
Вышинский. Пожалуйста.
Ходжаев. До того периода, как мы пошли на союз с правыми, мы с Икрамовым, главным образом (я других людей сейчас не называю, поскольку они на суде не участвуют), были руководителями, по существу говоря, широкой антисоветской работы. В чем она заключалась? Во-первых, в том, что мы поставили перед собой задачу захвата нашими националистическими кадрами целого ряда советских организаций в Узбекистане, таких органов, как Наркомпрос, чтобы школы иметь в своих руках, университет иметь в своих руках, печать, плановые организации, Наркомзем и так далее. И должен сказать, что эту задачу мы осуществили.
Вышинский. Кто мы?
Ходжаев. Я и Икрамов. В нашем лице были две националистические организации, о которых я говорил.
Вышинский. Обвиняемый Икрамов, в этой части вы согласны с показаниями обвиняемого Ходжаева?
Икрамов. Согласен.
Вышинский. Захват руководящих должностей в ряде организаций...
Икрамов. Да. Я показания дам более широкие.
Вышинский. Вы тогда делали по своей линии?
Икрамов. Да.
Вышинский. Контактировали с Ходжаевым?
Икрамов. Нет.
Вышинский. Ваши помощники, может быть, разговаривали?
Икрамов. Возможно.
Вышинский. Во всяком случае тот факт, который приводит обвиняемый Ходжаев, свидетельствующий об определенной вашей преступной политической линии, он верен?
Икрамов. Верен.
Вышинский. Подсудимый Ходжаев, откуда вам известно, что организация Икрамова тоже действовала?
Икрамов. Пусть он скажет.
Ходжаев. Я в предварительных показаниях указывал конкретные факты. В 1928 году от имени Икрамова ко мне явился некий Бурнашев, ближайший помощник Икрамова.
Вышинский. Подсудимый Икрамов, был у вас такой помощник по вашей заговорщической организации Бурнашев?
Икрамов. Бурнашев членом националистической организации не был.
Вышинский. А кем он был?
Икрамов. Он был во внутрипартийной группе. Он пошел разговаривать с Файзуллой.
Вышинский. Виноват, не совсем ясно. Вы знаете Бурнашева?
Икрамов. Знаю.
Вышинский. Он был вашим помощником по подпольной работе?
Икрамов. Нет.
Вышинский. Он знал о подпольной работе?
Икрамов. Как националистической организации - не знал.
Вышинский. А как знал?
Икрамов. Он принадлежал к внутрипартийной группе Икрамова.
Вышинский. Какая такая группа?
Икрамов. Легальная.
Вышинский. В каком году это было?
Икрамов. В 1928 году.
Вышинский. Так что это за группа?
Икрамов. Эта группа существовала в легальном порядке в 1927-1928 годах. На каждом пленуме ЦК Файзуллу и его группу били. Он, говорят, своих людей, бухарскую группу, растерял, а мы его растеряли, то есть разбили.
Вышинский. Почему?
Икрамов. У нас был дуализм. Мы боролись один на партийной позиции, другой...
Вышинский. На националистической?
Икрамов. На националистической.
Вышинский. Значит, вы были руководителем этой организации?
Икрамов. Руководителем организации я не был, был членом организации.
Вышинский. Активным членом?
Икрамов. Нет.
Вышинский. Пассивным?
Икрамов. Пассивным. Тогда во время дуализма и с точки зрения конспирации я два раза разговаривал.
Вышинский. Но Бурнашев знал, что у вас дуализм?
Икрамов. Наверное, знал или подозревал.
Вышинский. Возможно, конечно, что Бурнашев что-то предполагал и на этих предположениях основывал свои переговоры с Ходжаевым. Мне важно знать: то, что говорит Ходжаев, соответствует действительности?
Икрамов. Бурнашев без моего согласия пошел разговаривать с Файзуллой.
Вышинский. Такой факт был?
Икрамов. Был.
Вышинский. О чем они говорили?
Икрамов. Он пришел и сказал...
Вышинский. О чем они говорили?
Икрамов. О чем они говорили, я не знаю, а что он мне передавал, я могу сказать.
Вышинский. Что он вам передавал?
Икрамов. Что Файзулла полностью разоружается и хочет подчиниться во всех отношениях тебе, Икрамову.
Вышинский. Для чего это?
Икрамов. Чтобы прекратить борьбу. Я сказал Бурнашеву: я тебя не уполномочивал и тебе незачем вмешиваться.
Вышинский. Почему?
Икрамов. Потому, что тогда недобиты были кадры Файзуллы Ходжаева.
Вышинский. Это ваша внутренняя политика, мы в ней разберемся еще. Факт тот, что Бурнашев ваш человек?
Икрамов. Мой человек.
Вышинский. У вас были свои люди, у Ходжаева свои люди, и тот, и другой были членами националистической организации?
Икрамов. Да.
Вышинский. И этот человек пошел разговаривать к чужому хозяину - Ходжаеву?
Икрамов. Да.
Вышинский. И вы были недовольны?
Икрамов. Был недоволен.
Вышинский. Подсудимый Икрамов, то, что Ходжаев говорит, что к нему приходил Бурнашев от вашего имени говорить - это факт?
Икрамов. Факт.

Продолжение следует….


Рецензии