Чернянка. Путь к истоку. В поисках имени 5

Отрывок из очерка «Чернянка. Путь к истоку»
< На правах гипотезы © >


Глава XI.  КОЛДОВСКАЯ  ВЕРСИЯ



<< Изложение версии >>  Колдовская версия происхождения названия «Чернянка» сродни той (ссыльной), которую мы рассматривали в предыдущей главе. В её конструкцию заложена та же основа – ссылка российских жителей, преступивших закон, на окраинные земли государства. Разница в том, что здесь речь идёт о ссылке не «черни» (простолюдинов), а ведьм и колдунов.

Эта версия не содержится в работах ни у одного из авторов - краеведов, но встречается на площадках интернет-форумов (например - «Форум Бел.Ру») и в тематических постах на некоторых сайтах. Приведу несколько цитат:

     -   «Белгородчину стали активно заселять в конце XVI - начале XVII века. Тогда здесь была голая степь. Сюда-то, на окраинные земли, удаленные от центра, и стали ссылать ведьм. К примеру, в Старый Оскол, в село Роговатое или в село Белый Колодезь Вейделевского района. Причем об этом нам рассказали во время экспедиций сами местные жители».  /Анна Басаргина, старший научный сотрудник Белгородского государственного музея народной культуры/

     -   «По части колдовства наш Белгород был на плохом счету (известно, что сюда ссылались ведьмы из центральных областей России), поэтому ему уделялось особенно пристальное внимание».  /Нелли Титова/

     -   «Ну, еще и Старый Оскол затронули. Туда ссылали ведьм, колдунов и всех остальных из этой же серии, так что там тоже энергетика не очень».  /prosja/

     -   «Если конкретнее, то ссылали (ведьм - Б.С.) в основном в поселок Чернянка Белгородской области…».  /Alien/

     -   «Другая легенда (о ней я узнала от своей знакомой, которая там родилась) гласит, что Чернянка возникла от слова «чернь» (так назывались в старину люди, занимающиеся колдовством, гаданием и т.д.). < … > Там, по ее словам и сейчас много «потомственных ведьм».  /Нелли Титова/


     >>>  Действительно, одним из устаревших значений слова «чёрный» (в старину писали - «черн;й») является:

     - связанный с нечистой силой, нечистый;
     - чародейский, колдовской;
     - чёрт, дьявол.

Корни этого смыслового толкования уходят в глубины славянского язычества. В мифологии древних славян высокое положение среди «старших» богов занимал могущественный бог времени и тьмы, бог смерти и зла, бог воплощения всего плохого и чёрного - Чернобог - правитель Нави (загробного мира), повелитель ночи, великий разрушитель.

Из книги Михаила Чулкова «Словарь русских суеверий» (Санкт-Петербург, 1782г.):

«Чернобог или Чернбог, все вообще Славяне признавали сего за бога обитающего во аде; приносили ему кровавую жертву, печальное моление, и делали страшные заклятия, дабы отвратить от себя его ярость или свирепость».

                <<|[====================]|>>

Рисунок 11.1 – Одно из современных изображений Чернобога.
Источник фото:

Суммируя изложенное можно сформулировать «колдовскую» версию приблизительно так:

     >>>  Название «Чернянка» (Чернянская) произошло от того, что различного рода представителей так называемых «тёмных сил» (ведьм, волхвов, чародеев и т.п.), уличённых в колдовстве, из центральных районов Русского царства ссылали на Белгородскую черту и, в первую очередь, в Чернянку (деревню Чернянскую) в период её основания и начального становления.


<< Суть версии >>  Версия строится на подобии первых частей слов «Черн[янка]» и «черн[ый]» (в значении – колдовской, связанный с нечистой силой) и утверждает, что название «Чернянка» (Чернянская) образовалось путём свободного ассоциативного преобразования слова «черный» в слово «Чернянка».

Иногда в соцсетях можно встретить похожие высказывания, говорящие что название «Черн[янка]» произошло от слова «черн[окнижники]» (в значении – приверженцы чёрной магии). Это предположение принципиально не отличается от первого варианта, так как тоже опирается на начальную часть слова - «[черн]».


<< Анализ версии >>  Для более полного понимания истории исследуемого вопроса приведу здесь несколько выдержек из книги Якова Канторовича «Средневековые процессы о ведьмах» (СПб., 1896г.):

«История колдовства в России резко отличается от истории колдовства в Западной Европе.

Разнообразие элементов, наполнявших религиозную жизнь и питавших религиозную мысль на Западе < … > вызывало разнообразие и яркость представлений о сатане, его власти на земле и его похождениях среди людей.

< … > Совсем другое мы видим на Руси. И на Руси были распространены представления о дьяволе и о борьбе с ним. Но благодаря простоте внутреннего содержания восточной церкви < … > и однообразию жизненных элементов в складе древнерусской жизни - представления о дьяволе остались < … > в самых слабых очертаниях и не могли развиться в ту стройную систему демонологических учений, какую мы видим на Западе.

< … > Поэтому и в народе не была выработана вера в организованный демонический культ, и народным воззрениям были совершенно чужды те демонологические понятия, которые вызывали на Западе жестокое преследование колдовства. < … > Народный взгляд на чародейство был не демонический… < … > Допуская существование в природе законов и сил, неведомых массе людей, народ полагал, что многие из этих законов известны личностям, тем или другим образом успевшим проникнуть или узнать их.

Само по себе обладание тайною природы не представлялось, таким образом, делом греховным, противным учению религии. Поэтому преследования колдовства и ведьм не имели у нас того жестокого фанатического характера, какой приняли процессы о колдовстве на Западе. < … > Колдовство, таким образом, играло лишь роль орудия для нанесения вреда другому, и вина обвиняемых вытекала не из греховного начала колдовства, а измерялась экономическим началом - степенью и количеством нанесенного ущерба. Никаких религиозных или иных причин для преследования колдовства в народном сознании не было. Дьявольская сила преследовалась не за свою греховность, а за то, что ею пользовались для нанесения вреда. < … > Поэтому у нас не было систематизированного преследования ведьм, как на Западе…».

Отсюда проистекало главное отличие русских колдовских процессов от европейских: на Западе колдовство было преступлением против Бога и человека, в России же – в основном, против государства и царя (царской семьи).


<< В народе >>  Попросту говоря, подавляющее большинство простого народа в России относились к чёрным магическим практикам и остаткам языческой веры довольно лояльно и снисходительно. Колдовство и ворожба были явлением привычным и повсеместным. Люди считали колдовство неизбежным природным злом, и воспринимали его (если оно не причиняло им значительного личного вреда) достаточно спокойно. Это было дозированное приемлемое зло, от которого надо было оберегаться, но при этом можно спокойно жить с ним рядом, не трагедизируя ситуации.

                <<|[====================]|>>

Рисунок 11.2 – Знахарка лечит припадочную девушку. Село Увяз Касимовского уезда Рязанской губернии. Фотоснимок 1914 года.
Источник фото:

Более того, на протяжении значительного отрезка времени (вплоть до середины XIX в.), для полноценной организации повседневного быта любого населённого пункта (особенно сельского) Российского государства наличие в нём ведьмы, знахаря, ворожеи и т.п. было не просто терпимым, а необходимым и желанным. Потому что, несмотря на их неоднозначную репутацию, спектр услуг позитивного характера, оказываемых ими жителям трудно переоценить. В частности, это:

     - родовспоможение;
     - лечение различных видов болезней у людей;
     - избавление от хвори домашней скотины;
     - исправление недугов энергетического плана (выливание испуга, снятие порчи и сглаза и т.п.);
     - поиск пропавших или украденных вещей, заблудившегося или похищенного скота;
     - гадание и предсказание будущего и др.

Представители колдовского сообщества не стремились к публичности и не занимались саморекламой. Они никогда не выпячивали своих знаний, передавали их только избранным ученикам. Селились, обычно, за околицей – на хуторах или выселках. Жить старались тихо и безконфликтно: как с соседями, так и с местными властями. Но, невзирая на скрытный образ жизни, удержать свои способности и умения в тайне не могли. В деревнях и сёлах «своих» ведьм, колдунов или знахарок знали все, от мала до велика. Знали и довольно часто обращались к ним за помощью - тайком, хоронясь от местного приходского священника, надеясь потом отмолить этот грех...


<< Чернокнижники >>  Кто такие «чернокнижники»? В упрощённо-классическом понимании «чернокнижниками» принято называть представителей чёрной магии, продавших душу дьяволу в обмен на знание приёмов колдовства (волхования, знахарства), почёрпнутое из чёрных книг. Чёрные книги содержали в себе кабалистические знаки, магические рецепты, заклинания, молитвы, указания по исполнению обрядов чёрной магии, руководства по вызову бесов или демонов и пр.

Термин «чернокнижничество (чернокнижие)», как волшебство, основанное на общении с дьяволом и нечистой силой, появился у нас после крещения Руси. С подачи официальной православной Церкви чернокнижие обрело более широкое, нежели в европейском фольклоре, толкование, и к нему стали относить народную деревенскую магию, привороты, порчи, заговоры, волхование и разные другие колдовские воздействия.

                <<|[====================]|>>

Рисунок 11.3 – Фрагмент старого толкового словаря.
Источник фото: архив автора.


Ну а «чернокнижниками», в религиозном обиходе, соответственно, стали называть всех без разбору: колдунов, ведьм, ворожей, ведунов, волхвов, чародеев, кудесников, кощюнников (сказителей), хранильников (изготовителей наговоренных оберегов), гадателей и даже знахарей с травницами.

По вполне понятным причинам чернокнижников-колдунов во все времена не любили и боялись. Но когда традиционные способы решения проблем не помогали, люди всегда шли за помощью к знахарке или ведуну. Так, несмотря на наш просвещённый век, происходит, к сожалению, и по сей день...

Всё, что я написал здесь о представителях чёрной магии, кажется сейчас сказочным, наивным и ненаучным. Однако правители Российского государства и особенно Церковь относились к проявлениям в обществе «мятежных бесовских действий» крайне серьёзно. И именно на рассматриваемый нами отрезок времени - середину XVII века, пришлось значительное усиление со стороны царской власти преследований колдовства и остатков язычества.


<< У Царя >>  Пока Русь с огромным трудом освобождалась от ига Золотой Орды, пока шло строительство Русского царства, пока формировалась внутригосударственная система управления, ни Великие князья Московские ни Церковь не проявляли особой щепетильности в вопросах, касающихся чародейства и пережитков языческой веры. Однако, уже начиная со второй половины XVI века, во время правления Ивана IV Васильевича (Грозного), государство ужесточило своё отношение к колдовству и язычеству. Состоявшийся в 1551 году в Москве Стоглавый Собор категорически осудил безнравственность и языческие суеверия, распространённые в народе:

     - злонамеренную деятельность волхвов, чародеев и кудесников, которые «дьявольскими действами мир прельщают и от бога отлучают и прочая < … > бесования творят»;
     - языческие гадания «по звездам и по планитам» с помощью «бесовских научений» (книг);
    - своевольства скоморохов, которые «со всеми < … > играми бесовскими рыщут»;
     - языческие «богомерзкие» игрища мирян;
     - азартные игры (играют «зернью и шахматы, и тавлеями, и < … > костьми, и прочими…» [АК-11]) и т.п.


_________________ << Авторский комментарий >> ________________

[АК-11]  Зернь, шахматы, тавлеи, кости, карты, бабки, козны – древние игры, в которые издавна играли на Руси.

__________________ << конец комментария >> ___________________


                <<|[====================]|>>

Рисунок 11.4 – Бесы играют на музыкальных инструментах, потешаясь над монахом («играют им»). На переднем плане – бес, играющий на гуслях. Миниатюра Радзивиловской летописи (XV век).
Источник фото: 

Своими рекомендациями Стоглавый Собор обращается к государственной власти с призывом принимать по отношению к антирелигиозным проявлениям в повседневной жизни мирян пресекающие меры. Справедливости ради необходимо заметить, что при этом  никакой особой жестокости в решениях Собора не просматривается:

     - «Аще ли кто впредь от православных хрестьян учнет таковыми чародействы в народе или по домом < … > прельщати, и потом обличени будут, и таковым от царя в великой опале быти. А тем православным хрестьяном, которые учнут от них < … > бесовское чарование приимати, всячески от церкви отверженным быти по священным правилом».

Проще говоря: для волхвов, чародеев, гадателей, скоморохов – царская опала; для христиан, пользующихся их услугами («бесовским чарованием») – отлучение (скорее всего, временное) от Церкви.

     >>>  Потом в России грянула смута, польско-литовская интервенция, череда самозванцев, восстание Болотникова, Семибоярщина, освободительное народное ополчение – в общем, всем было не до разборок с колдунами. Наконец, после двадцатилетних потрясений, состоялись непростые выборы нового царя, и на Российский престол был возведён боярский род Романовых. Положение в стране постепенно стало стабилизироваться, и окрепшая государственная власть всерьёз озаботилась вопросом чистоты православной веры своих подданных.

Твёрдым проводником жёсткой политики в отношении колдовства и проявлений язычества в народе стал выступать взошедший на престол в 1645 году молодой царь Алексей Михайлович Романов (Тишайший). С его воцарением связано значительное усиление борьбы царской и церковной властей с языческими суевериями и чародейством - преследование колдовства приобретает регулярный и системный характер. К социально-опасным и «богомерским» общественным явлениям российское правительство также традиционно относило и народные праздничные гуляния, и публичное «скоморошество со всякими бесовскими играми», и старославянскую обрядовость (сезонные праздники, свадебные ритуалы и т.п.).

                <<|[====================]|>>

Рисунок 11.5 – Царь и Великий Князь всея Руси Алексей Михайлович Романов (польская гравюра, 1664 год).
Источник фото:  https://ru.wikipedia.org/


<< В Церкви >>  Разбираясь в причинах ужесточения к середине XVII века борьбы с язычеством нужно помнить и ещё одно немаловажное обстоятельство. В 1646 году молодой царь Алексей Михайлович Романов приблизил к себе будущего патриарха-реформатора Московского и всея Руси Никона (мирское имя Никита Минин). Царь оставил Никона в Москве и способствовал его назначению архимандритом Новоспасского монастыря. Став во главе братии Новоспасской обители, Никон вошёл в состав неформальной группы духовных и светских лиц, окружавших молодого царя. У некоторых историков эта группа получила название «кружок ревнителей благочестия».

Духовная атмосфера, среди которой воспитывался и жил царь Алексей, его мягкий, по молодости, характер и увлечение чтением церковных книг развили в нём глубокую религиозность. Да и, кроме того, не надо забывать, что Алексей Михайлович был возведён на престол всего 16-ти лет от роду. Поэтому нет ничего удивительного в том, что  «кружок ревнителей благочестия» имел на молодого царя очень большое влияние.

Главные идеологи этого альянса – духовник Алексея Михайловича протопоп Благовещенского собора Стефан Вонифатьев, боярин Ф.М. Ртищев и протопоп Казанского собора Иоанн Неронов, ставили перед собою и своими сподвижниками задачу оживления религиозно-церковной жизни в Российском государстве. И в русле решения этой задачи - улучшение нравственности населения.

Сам Никон был зван к царю во дворец каждую пятницу для бесед и совета, не только по духовным делам, но и по государственным. Летом 1652 года Никон (по желанию царя) был торжественно возведён на престол патриарха Московского и Всероссийского. Царь и народ поклялись «послушати его во всем, яко начальника и пастыря и отца краснейшаго».

                <<|[====================]|>>

Рисунок 11.6 – Патриарх Никон в архиерейском облачении. Изображение по оригиналу Титулярника, 1672 год.
Источник фото: 

Никон был сторонником жёстких мер, и с его избранием на патриарший престол борьба Церкви с народной религиозностью заметно активизировалась и стала составной частью программы очищения церкви, обновления православия. Ведь церковно-обрядовая реформа Никона призвана была, в том числе, усилить духовный контроль в обществе, и теме искоренения колдовства, уделялось при этом, безусловно, значительное внимание.


<< Опасения государства >>  Не в последнюю очередь беспокойство властей относительно духовной чистоты мирян касались положения, сложившегося на Белгородской черте. Ведь во время описываемых событий строительство Белгородской черты было как раз в самом разгаре.

Строители черты практически постоянно пребывали в условиях стресса: тяжелейший труд по возведению защитного вала, на заготовке и доставке брёвен, на строительстве крепостей; работа на пашне с саблей на боку и недолгий тревожный сон с ружьём у изголовья; постоянная опасность нападения татар, ногаев или разбойных черкас - каждый день мог стать последним.

И не удивительно, что копившееся внутреннее психологическое напряжение выплёскивались «через край» в дни каких-то праздников и побуждало людей к отдыху со всей широтой русской души: с песней, с плясками, со скоморохами, с дрессированными медведями, с игрой в карты и зернь, с качелями, с домрами и гуслями. И, конечно же, с кулачными и дрекольными боями - как же без этого: - «… в новых порубежных городех и селях в деревнях всяких чинов многия люди в воскресные седмичные во многия дни и по вечерам < … > сходятся на улицах < … > и меж собой кулачные и дрекольные бои чинят...». Да и вольный дух, когда Царь далеко, а Бог высоко, бьёт в хмельную голову - не надышишься!..

                <<|[====================]|>>

Рисунок 11.7 – Лубочное изображение самого распространённого вида кулачного боя «стенка на стенку». Конец XVII - начало XVIII века.
Источник фото:  https://ru.wikipedia.org/

И обуздать эти гуляющие души, втиснуть их высвобождающуюся энергию в рамки православного благонравия в большинстве случаев оказывалось не под силу священникам, не окрепших ещё в этих местах церковных приходов. А если, не дай Бог, серьёзно захворать – к кому идти лечиться? Ну, конечно же, к универсальному тогдашнему доктору – к бабке-ворожее

Многоликость сборного, часто подневольно переселённого из центральной России населения, разноукладность русских служилых людей и малороссийских пришлых переселенцев, недостаточный надзор со стороны местных воеводских администраций и малочисленных священнослужителей – все эти (и другие) факторы способствовали ослаблению контроля над религиозностью и нравственностью строителей Белгородской черты. А это уже было чревато частичной утратой управления массой юго-западного пограничного населения.

Обеспокоенность российского правительства и Церкви духовной чистотой правоверия своих подданных нашла своё выражение в Царской грамоте, направленной в декабре 1648 года в город Белгород. В грамоте содержался Царский указ «Об исправлении нравов и уничтожении суеверий». Хотя объём текста указа довольно значительный, я приведу его здесь полностью. Прежде всего, потому, что это уникальный в своём роде исторический документ XVII века и ещё потому, что сторонники «колдовской версии» образования названия «Чернянка» приводят его в качестве одного из главных доказательных аргументов своей теории. Для комфортного восприятия информации текст разделён на смысловые абзацы.


<< Царский указ от 1648 года >>  «От Царя и Великаго князя Алексея Михайловича всея Руси в Белгород, воеводе Нашему Тимофею Федоровичю Бутурлину.

Ведомо нам учинилось, что в Белгороде и в иных городех и в уездах мирские всяких чинов люди и жены их, и дети в воскресенье и в господские дни, и великих святых во время святаго пения к церквам Божиим не ходят, и умножилось в людех во всяких пьянство и всякое мятежное бесовское действо, глумление и скоморошество со всякими бесовскими играми. И от тех сатанинских учеников в православных крестьянах учинилось многое неистовство: и многие люди, забыв Бога и православную крестьянскую веру, тем прелесником и скоморохом последствуют, на безчинные их прельщение сходятся по вечером, и во всенощных позорищах на улицах и на полях, и богомерских и скверных песней, и всяких бесовских игр слушают, мужесково и женсково полу и до сущих младенцов, и на кулачных боях меж собою драку делают, и на качелях колышутся вкруг, и на веревках; а иные прелесники мужсково и женсково полу в городех и в уездах бывают со многим чародейством и волхованием, и многих людей тем своим чародейством прельщают; а иные люди тех чародеев и волхвов и богомерских баб-вдов к себе призывают и к малым детем, и те волхвы над болными и над младенцы чинят всякое бесовское волхование, и от правоверия православных крестьян отучают.

                <<|[====================]|>>

Рисунок 11.8 – Картина «Скоморохи в деревне». Автор - Рисс Франц Николаевич. 1857 год.
Источник фото:  http://vsdn.ru/museum/catalogue/exhibit1376.htm


Да в городех же и в уездах от прелесников и от малоумных людей делается бесовское сонмище: сходятся многие люди мужсково и женсково полу по зорям и в ночи, чародействуют, с солнечнаго всхода перваго дни луны смотрят, и в громике громнение на реках и в озерах купаются, чают себе от того здравья, и с серебра умываются, и медведи водят, и с собаками пляшут, зернью и карты, и шахмоты, и лодыгами играют, и безчинное скакние и плясание, и поют бесовския песни; и на святой неделе жонки и девки на досках скачут; а от Рождестве Христове и до Богоявленьева дни сходятся мужсково и женсково полу многие люди в бесовское сонмище по дьяволской прелести, многое бесовское действо играют во всякие бесовские игры; а в навечере Рождества Христова и Васильева дня, и Богоявления Господня клички бесовские кличут – коляду и таусен [АК-12], и плугу, и многие человецы неразумные веруют в сон и встречу, в по(г)лаз, и в птичей грай, загадки загадывают и сказки сказывают небыльные, и празнословие с смехотворением и кощунанием, и души свои такими помраченными и беззаконными делами, и накладывают на себе личины и платья скоморошеское, и меж себе наряде бесовскую кобылку водят: и в таких в позорищах своих многие люди в блуд впадают и незапноею смертью умирают, а в той прелести крестяне погибают, и с качелей многие убиваются до смерти. Да в городских же и в уездных людех у многих бывают на свадьбах всякие безчинники и сквернословцы, и скоморохи со всякими бесовскми игры: и уклоняются православные крестьяне к бесовским прелестям и ко пьянству, а отцов духовных и по приходом попов и учителных людей наказанья не слушают, и за наказние отцом своим духовным приходным, попом и учителным людем наругание и укоризны, и безсчестье, и налогу делают.

И мы, великий государь, жалея о православных крестьянах велел о тех богомерских делех заказ учинить, чтоб православные крестьяне от такова от бесовскаго действа отстали. И как к тебе ся Наша грамота придет, и выб в воскресной не в один день велели быть в соборную церковь игуменом и черным, и мирским попом, и головам стрелецким, и сотником, и детем боярским, и из приказным, и всяким служилым, жилецким и уездным людем, и которые съедутся к торговому промыслу для своих дел, и сю Нашу грамоту веле им прочитать не поодножды всем вслух, и приказал им, чтоб в городе и в слободах. И в уезде мирские всяких чнов люди и жены их, и дети в воскресные и в господские дни и великих святых к церквам Божиим к пению приходили, и у церкви Божия стояли смирно, меж себя в церкве Божия в пение никаких речей не говорили, и слушали б церковное пение со страхом и со всяким благочестием внимателно, и отцов своих духовных и учителных людей наказания и учения слушали, и от безмернаго пьяного питья уклонялися, и были в твердости, и скоморохов з момрами (домрами) и з гусли, и с волыками, и со всякими игры, и ворожей, мужиков и баб, к болным и ко младенцам в дом к себе не призывали, и в первой день луны и в гром на водах не купались, и с серебра по домам не умывались, и слова и воску не лили, и зернью и карты, и шахмоты, и лодыгами не играли, и мевдедей и с сучками не плясали, и никаких бесовских див не творили, и на браках песней бесовских не пели, и никаких срамных слов не говорили, и по ночем на улицах и на полях богомерских и скверных песен не пели, и сами не плясали и в ладоши не били, и всяких бесовских игр не слушали, и кулашных боев меж собой не делали, и на качелях никаких не качались, и на досках мужесково и женсково полу не скакали, и личин на себе не накладывали, и кобылок бесовских на свадьбах безчинства и сквернословия не делали.

А где объявятся домры и сурны, и гудки, и гусли, и всякие гудешные бесовске сосуды, и тыб те бесовские велел вынимать и, изломав, те бесовские игры веле жечь. А которые люди от того ото всего богомерскаго дела не отстанут и учнут впредь такого богомерскаго дела держатися, и по нашему указу тем людем велено делать наказнье: где такое безчинье объявится, или кто на кого такое безчинье скажут, и выб тех велели бить батоги [АК-13]; а которые люди от того не отстанут, и объявятся в такой вине в третие и в четвертые, и тех, по нашему указу, велено ссылать в Украинные городы да опалу.

                <<|[====================]|>>

Рисунок 11.9 – Наказание батогами, 1674 год. Рисунок из альбома Эрика Пальмквиста (шведский фортификатор, участник посольства в Россию в 1673 году). Судя по одежде, исполнителями наказания выступают стрельцы.
Источник фото:  https://foto-history.livejournal.com/7898674.html


Одно ли чтоб есте нашу грамоту всяких чинов людем велели прочесть по многие дни, чтоб о богомерских и чародейных играх всяких чинов людем велели прочесть по многие дни, чтоб о богомерских и о чародейных играх всяких чнов людем городским и уездным были ведомы, и с сей нашей грамоты списки слово в слово разослали в станы и в волости, и велели те списки по Торжком прочитать многижды, чтоб сей наш крепкой заказ ведом был всем людем. А как в Белгороде по сему нашему указу всяких чинов людем о богомерских делах заказ учините, и что вам против того духовнаго чину и мирские люди скажут, и ты б о том к Нам отписал. А только ты по сему нашему указу делать не станешь, и тебе быть от нас в великой опале.

А писан на Москве, лета 7157 года, декабря в 5 день.

Таковы государевы грамоты в Украинные и в Замосковные городы посланы».

_________________ << Авторский комментарий >> ________________

[АК-12]  Коляда – это старинный славянский языческий праздник зимнего солнцеворота. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись ряженье (с использованием шкур, рогов и масок), колядование, колядные песни, одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания.

Коляда (Коледа), в древнерусской языческой мифологии – это божество (младенец-Солнце), являющееся воплощением смены годового цикла, зимнего солнцеворота (25 декабря), перехода солнца от зимы к лету, неизбежности победы добрых божеств над духами зла.

После принятия христианства оптимизм и жизнеутверждение празднований Коляды получили новое содержание в праздновании Светлого Рождества Христова, а ритуальные языческие обычаи превратились в веселую игру на Святки.

Таусень (Авсень, Овсень, Овесень, Баусень) – древний русский народный праздник, канун Нового года - 31 декабря (13 января), Васильев вечер.

Коляду кликати – петь обрядовые песни, колядки.
Таусенить - петь рождественские колядки или колядовать в Васильев вечер. Праздник более характерен для северо-восточных русских.


[АК-13]  Батоги - палки или толстые прутья толщиной в палец с обрезанными концами, употреблявшиеся в XV-XVIII веках в России для телесных наказаний. Битьё батогами считалось более легким наказанием, чем битьё кнутом. Различалось наказание простое и нещадное, когда число ударов не ограничивалось. Удары наносились как через платье, так и по обнаженному телу.

__________________ << конец комментария >> ___________________


<< Комментарии к Царскому указу 1648 года >>  По ходу обсуждения «колдовской версии» хочу ещё раз уточнить, что нами рассматривается отрезок времени, приблизительно с 1646 по 1656 годы - это период основания Чернянки, её становления и переименования с первоначального названия «Поляна Острединова» в деревню «Чернянскую».

Внимательно изучив текст представленного выше Царского указа 1648 года можно сделать несколько интересных заключений:

1. Грамоты идентичного содержания, судя по приписке в конце Указа, были разосланы из Москвы, наряду с Белгородом, и в другие местности Русского царства:

     - «Таковы государевы грамоты в Украинные и в Замосковные городы посланы».

2. Появление данного Указа, настоятельно обязывающего местные власти заняться исправлением нравов населения, свидетельствует, что «... в Белгороде и в иных городех и в уездах...» разнообразные проявления народного языческого верования, названные в указе «богомерзкими», были распространены широко и повсеместно. Судя по всему, воеводы на местах не предавали этим реалиям особо негативного значения, и специально бороться с ними не имели никакого желания. Поэтому и стало необходимым вмешательство самой высокой властной инстанции.

3. Действие рассмотренного Указа направлено не столько на устрашение колдунов и ведьм, называемых здесь «сатанинскими учениками», сколько на укрепление благочестия «мирских всяких чинов людей» и «православных крестьян», которые «... забыв Бога и православную крестьянскую веру, тем прелесникам и скоморохам последствуют…».

                <<|[====================]|>>

Рисунок 11.10 – Маски-личины или «хари» - дополнительные атрибуты скоморохов, используемые ими во время уличных представлений. /Материал - кожа. XIII век. Государственный исторический музей, г. Москва./
Источник фото:  https://gorbutovich.livejournal.com/147746.html


4. Чтобы, по условиям этого Указа, угодить в ссылку - это надо было ещё очень «постараться». Сначала ведьму, колдуна или простого мирянина власти должны были уличить в чародействе или участии в колдовских ритуалах (или «бесовских игрищах») трижды или четырежды. За такое участие их каждый раз ждало телесное наказание - битьё батогами. И только после четвёртого обвинения, виновного могли отправить в ссылку:

   - «А которые люди от того ото всего богомерскаго дела не отстанут и учнут впредь такого богомерскаго дела держатися < ... > выб тех велели бить батоги; а которые люди от того не отстанут, и объявятся в такой вине в третие и в четвертые, и тех <... > велено ссылать в Украинные городы да опалу».

Тем самым «заблудшему» давался своего рода шанс одуматься и «отстать» ото всего этого «богомерскаго дела». А учитывая, что битьё батогами было одним из мучительных (иногда даже смертельных) телесных наказаний, то двух-трёх экзекуций, обычно, вполне хватало, чтобы наказанный, если и не стал на путь благочестия, то хотя бы присмирел и не выказывал публичного пренебрежения к православной вере. То есть - как бы исправился. Таким образом, до ссылки, как правило, дело не доходило.

                <<|[====================]|>>

Рисунок 11.11 – Наказание батогами – рисунок, гуашь. 1731 год. /Из иллюстраций к рукописи «Реляции о Московии» герцога Иакова Франциска де Лириа и Херика./
Источник фото:  http://rubooks.org/book.php?book=6110&page=167


Эти меры наказания применялись в общей практике борьбы тогдашнего государства против чародейства и языческих суеверий населения. Если же дело касалось расследованных и доказанных (часто с помощью пыток) фактов причинения людям посредством колдовства существенного вреда, то в этом случае наказание было простым и страшным – виновных… сжигали заживо.


<< Жечь на смерть безо всякие пощады >>  В 1647 году в городе Шацке (в 180-ти километрах от Рязани) были схвачены Терешка Ивлев и его жена Агафья, обвинённые в том, что с помощью заклинаний и «нити мертвого человека с приговором» уморили до смерти нескольких крестьян. Об этом деле отписали в Москву. Царь Алексей Михайлович ответил шацкому воеводе Григорию Семеновичу Хитрово специальным Указом, в котором прописал меру наказания для уличённых в колдовстве супругов:

   - «И ты б женке Агафьице и мужику Терешке, дав отца духовного, велел их причастить святых Божьих тайн < ... >, а причастя святых Божиих тайн, велел их вывесть на площадь и сказав им их вину и богомерзкое дело, велел их на площади в струбе (срубе - Б.С.) облокши соломою, сжечь».

Комментарии, как говорится, излишни. В 1649 году на Земском соборе был принят свод законов Русского государства - «Соборное уложение 1649 года». В этом юридическом кодексе отсутствовало непосредственное осуждение колдовской практики. Но коль в государстве чародейство и волхование было признано «богомерскими делами», то к колдунам, в случае необходимости, применяли статью «за богохульство», которая в качестве наказания также предусматривала сожжение:

   - «Будет кто < ... > возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рождьшую Его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, или на честный крест, или на Святых Его угодников, и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохулника обличив, казнити, зжечь».

Дальше – больше. В июле 1652 года на престол патриарха Московского и Всероссийского был возведён Никон – гонения на еретиков и колдунов заметно усилились, а наказания для них ужесточились. В январе-феврале 1653 году царь Алексей Михайлович, дабы дополнить законодательную базу «Соборного уложения 1649 года» в части преследования колдовства, направил в 50 «украинных и замосковских городов» (в том числе и на Белгородскую черту) грамоты с Указом «О запрещении колдовства». В Указе, в частности, говорилось:

   - «Ведомо нам учинилось, что < ... > многие незнающие люди, забыв страх Божии, и не помятуя смертного часа < ... > держат у себя отреченные и еретические и годателные книги и писма и заговоры и коренья и отравы, и ходят к вядуном и к ворожеямь и на гадателных книгах костьми ворожат. И темь кореньемь и отравы и еретическими заговоры многих людей портят и от тое их порчи многие люди мучатся розными болезньми и помирают.

< ... >  А которые люди с сегоднешнего указу от такихь злыхь и богомерскихь дель не отстануть и от отреченных и еретическихь книг и писмь и коренья и отравы не сожгут и после нынешнего нашего указу отреченные и еретические книги и писма и коренья и отравы учнут у себя держать или учнут к вядуном и к ворожеямь приходить < ... >  по нашему указу такихь злыхь людей и врагов Божиихь велено во обрубех (в срубах [АК-14] - Б.С), обложивше соломою, жечь на смерть безо всякие пощады и домы ихь велено разорить до основания, чтоб впредь такие злые люди и враги Божии и ихь злые дела николи не воспомянулись».

_________________ << Авторский комментарий >> ________________

[АК-14]  В отличие от Западной Европы, в России приговорённых к сожжению казнили не на кострах, а в срубах, что позволяло избежать превращения подобных казней в массовые зрелища. Сруб для сожжения представлял собой небольшую конструкцию из брёвен, заполненную паклей и смолой. Возводился специально к моменту казни. После прочтения приговора смертника вталкивали в сруб через дверь. Нередко делался сруб без двери и крыши - в таком случае осуждённого опускали в него сверху. После этого сруб поджигался. Иногда связанного смертника бросали внутрь уже горящего сруба.

В XVII веке в срубах нередко казнили старообрядцев. Таким способом, например, в апреле 1682 года были сожжены непримиримые противники никонианства протопоп Аввакум с тремя своими сподвижниками.

___________________ << конец комментария>> ___________________


                <<|[====================]|>>

Рисунок 11.12 – Сожжение в срубе протопопа Аввакума (фрагмент старообрядческой иконы).
Источник фото:  https://ru.wikipedia.org/


     >>>  Традицию сжигания колдунов продолжил «Воинский устав 1716 года» царя Петра I. Из толкования первого артикула устава:

   - «Наказание сожжения есть обыкновенная казнь чернокнижцам, ежели оный своим чародейством вред кому учинил, или действительно с диаволом обязательство имеет».

Позже Императрица Всероссийская Анна Иоанновна указом от 25 мая 1731 года «О наказании за призывание волшебников и о казни таковых обманщиков» подтвердила приверженность дома Романовых жёстким мерам в борьбе с колдовством:

   - «… А ежели впредь кто гнева Божия не боясь и сего Ея Императорского Величества указу не страшась, станут волшебников к себе призывать < ... >  и учению их последовать, или какие волшебники учнут < ... > волшебства чинить: и за то оные обманщики казнены будут смертию, сожжены…».

Последний в России приговор к смертной казни через сожжение за колдовство был вынесен Андрею Козицыну в Яренске (Архангельская губерния) в декабре 1762 года (правда, впоследствии казнь Козицыну была заменена каторгой).

Что касается документального подтверждения фактов сожжения за колдовство в Белгородском регионе, то главный хранитель фондов «Государственного архива Белгородской области» Кривцова Елена Владимировна поясняет: - «Документов о сожжении в нашем архиве нет. Но, это вовсе не означает, что подобных казней не было».


<< Предварительные выводы >>  Из рассмотренных материалов, описывающих борьбу Русского государства за чистоту православной веры в середине XVII века можно заключить следующее:

1. Вероятность ссылки представителей колдовского «сообщества», обвинённых в «чародействе и волховании», или мирян, уличённых в участии в «бесовских игрищах», была практически нулевой. В качестве кары за подобные проступки применялись:

   -  телесные наказания (трёх- или четырёхкратное битьё батогами), если колдовство не имело ни для кого значительных вредоносных физических или имущественных последствий;

   -  казнь через сожжение в срубе, если было доказано, что посредством колдовства причинён значительный вред каким-либо лицам (колдовство против монарха и членов его семьи, смертельная порча, эпидемии, массовый падёж скота, массовые пожары и т.п.).

Поэтому сведения о массовых ссылках ведьм и колдунов на Белгородскую черту и, в частности, в деревню Чернянскую, являются не более чем народным фольклорным вымыслом.

                <<|[====================]|>>

Рисунок 11.13 - Знахарка «лечит» ребёнка заговорённой водой. Рязанская губерния, Касимовский уезд, село Увяз.  Фотоснимок 1914 года.
Источник фото:  https://ru.wikipedia.org/wiki/


<< Была ли ссылка >>  Но в таком случае возникает закономерный вопрос: откуда же тогда взялись эти слухи о многочисленных ведьмах и колдунах, якобы сосланных в Белгородский регион? Так, может быть, эти предания всё же имеют под собой некую почву?  Да, отчасти имеют.

Отдельные случаи ссылок за колдовство на Белгородское пограничье имели место. Но это:

   -  во-первых – были эпизоды единичные, а уж никак не массовые;

   -  во-вторых – ссылать обвинённых в колдовстве на Белгородскую черту стали ближе к концу XVII века, когда строительство черты было уже фактически завершено.

Так первые документально подтверждённые сведения о ссылке колдунов на Белгородчину обнаруживаются лишь в 1684 году: такая участь постигла «стрельца Ваську Баранникова и отставного стрельца Лёвку Барана с женою», сосланных на окраину государства «за воровство и волшебство».

Вместе с тем, я хочу напомнить, что деревня Чернянская к этому моменту уже как 30 лет стояла себе и здравствовала, и носила своё имя – «Чернянская». Так что редкие факты ссылок ведьм и колдунов на Белгородчину в конце XVII и в XVIII веке никак не могли повлиять на происхождение названия «Чернянка» (Чернянская).

Как только, приблизительно с 1760 года, «ссылка», в качестве наказания за серьезные преступления с использованием колдовства, окончательно заменила «казнь», осуждённых за подобные злодеяния стали ссылать в отдалённые регионы страны: в основном в Сибирь и в северные монастыри. Процент сосланных на Белгородчину ведьм и колдунов при этом был ничтожно малым - единичные случаи.


<< Может где-то ещё >>  Но, если не в нашу Чернянку, так может быть в другие районы Белгородчины массово ссылали представителей «тёмных сил»? Может быть, в названиях других населённых пунктов можно отыскать следы и последствия тех ссылок? Увы – тоже нет.

Наивно было бы полагать, что государство и Церковь, жестоко преследовавшие «богомерзкие явления» в обществе, могли допустить значительной концентрации в одном месте носителей этих явлений. Ссыльных за колдовство, наоборот, вероятно старались «распылить» по отдалённым поселениям и «растворить» в массе народа, максимально лишив их мистического ореола, авторитета и влияния на людей. И уж тем более трудно представить, что где-то местный воевода допустил до того, чтобы какой-то населённый пункт назвали в честь ссыльных «сатанинских учеников».


<< Белгородская топонимика >>  Подтверждение этих выводов можно найти в книге И.И. Жиленковой «Топонимы Белгородской области (системный лингвоанализ названий населенных пунктов)». Белгород, 2012г./

Среди представленных в этом учебном пособии 1700 ойконимов (названий населённых пунктов) Белгородской области лишь один раз упоминается населённый пункт, название которого может иметь отношение к рассматриваемой нами здесь «колдовской теме» – это небольшой хутор Ворожбиты Борисовского района (я его и на карте-то не нашёл). Однако название этого хутора, никоим образом не является следствием ссылки в эти места ворожей и чародеев. Автор исследования (Жилинкова И.) относит название этого поселения к ойконимам, перенесённым в нашу область переселенцами из Украины, с прежнего их места жительства. Название хутора «Ворожбиты» отчётливо перекликается с названием городка «Ворожба» Сумской области Украины, откуда, по мнению автора, видимо, когда-то и прибыли к нам переселенцы. Да и само слово «ворожбитство» украинского происхождения и обозначает «гаданіе, колдованіе, чародейство».

Попался мне на глаза и ещё один населённый пункт, который, как мне думалось, может иметь отношение к теме «нечистой силы». Это село Кощеево Корочанского района. Название села ассоциируется с именем Кощея Бессмертного – мрачного персонажа восточнославянской мифологии и фольклора. Но, увы - и этот ойконим, как оказалось, не имеет никакого отношения, ни к ссылке ведьм и колдунов, ни к мистике.

Село Кощеево, по утверждению корочанских краеведов, было основано во второй половине XVII века, как небольшой хутор, беженцами из-под Черкасс (Украина). А своим современным названием – Кощеево, полученным в середине XIX века, село обязано не Кощею Бессмертному, а деду Коще – жившему здесь известному мастеру по изготовлению дуг для лошадиной упряжи.


<< Что касается Чернянки >>  До настоящего времени пока не обнаружено ни одного архивного документа, даже намёком указывающего на хотя бы один факт ссылки в Чернянку (деревню Чернянскую) кого-либо, осуждённого за колдовство. Стало быть, позиция сторонников «колдовской версии» происхождения названия «Чернянка» (Чернянская) документально безосновательна.


<< Заключение >>  В процессе всестороннего исследования «колдовской версии», обнаружить серьёзных доказательств, подтверждающих правоту приверженцев этой теории, не удалось. Вследствие этого «колдовская версия» также удаляется из общего списка. Остаток к дальнейшему анализу – 4 версии.

                <<|[====================]|>>

Рисунок 11.14 – Диаграмма «Версии происхождения ойконима «Чернянка». Осталось четыре версии. Источник иллюстрации: архив автора.


Продолжение следует.


Рецензии