Оленька

                Посвящается моей младшей дочери

    Видимо пришло время воспоминаний. Дети выросли, подрастают внуки (у меня их семеро). Каждый из них индивидуален, со своим характером, со своими вкусами. Смотрю, как они  растут и развиваются и невольно сравниваю с их родителями, то есть моими детьми. И в памяти всплывают один за другим случаи из детства моих дорогих и любимых детей…
   
    Оленька… Вторая моя дочка. Появилась она через пять лет после  Танечки. Появилась и сразу заявила о себе своим вольнолюбивым характером. Еще в роддоме «скандалила», кричала, требуя распеленать её. Успокаивалась, только получив отвоёванную свободу.
    Когда уже дома собирались на прогулку, бунтовала, кричала так, что первое время сбегались соседи, спрашивая, что случилось!
    Ей нужна была СВОБОДА!
    Росла Оленька очень живой, подвижной. Еще, не умея, как следует стоять, находясь в кроватке, «танцевала», держась за поручни. Падала, стукалась, кричала, но снова продолжала прыгать под музыку.
    Ходить начала очень рано. В шесть месяцев «бегала» вокруг меня, держась за мой палец. Я только успевала менять руки.
    В семь месяцев пошла, вернее, побежала. Нашей комнаты в двадцать метров ей уже было мало. Но ей повезло, мы тогда жили в семейном общежитии на тринадцать семей, где был очень длинный и широкий коридор, по бокам которого находились жилые комнаты. Жили с соседями очень дружно. Все были молодыми, с маленькими детьми примерно одного возраста. Вот этот коридор и оккупировали наши дети. Там они бегали, играли. Взрослые по очереди следили за ними.
   
    И моя дочь присоединилась к ним. Она никогда не ходила, только бегала. Если упадет, громким плачем требовала, чтобы я подняла ее. Если рядом оказывался взрослый и поднимал ее, Оленька снова падала на пол и возмущенно причитала: «Я не для Вас плачу, а для мамы!!» Когда поднимала её я, она вырывалась из моих объятий и, счастливая, с громким смехом, мчалась дальше.
    Её неуемная энергия притягивала к ней ребят. Она ими командовала, верховодила, те слушались и безропотно ей подчинялись.
   
    Бывали и всевозможные казусы, виновницей которых часто была моя дочь.
    Однажды наша соседка, моя подруга Валя, попросила Олю присмотреть за своей дочкой Юлей, которой было около годика. Дальше  со слов Валентины:
    - Отлучилась я на кухню (у нас была общая) всего на несколько минут. Прихожу и вижу такую картину. Юля сидит в кроватке, как я ее и оставила, но в руках держит куклу, которая сидела до этого на высоком шкафу! Спрашиваю Олю
    - Кто достал куклу?
    - Юля… – спокойно отвечает моя дочь.
    - Как Юля?! Она же не умеет ходить.
    - Да, Юля.
    Валя зовет меня, и мы уже вдвоем расспрашиваем:
    - Кто достал куклу?
    - Юля…
    - Оленька, - говорю я – ты честная девочка и должна говорить правду.
    - Кто достал куклу?
    Насупившись, моя «честная девочка» отвечает: "Яааа". Вот тут мы уже обе с Валей не на шутку напугались.
    - Как – ты? Шкаф такой высокий, а ты такая маленькая. Как ты могла достать??
    - Вот так, - показывая, начинает объяснять моя девочка.
    - Взяла стул, пододвинула его к шифоньеру. Затем взяла табурет и поставила его на стул, залезла и достала…
    - Не сходится, Оленька, - говорю я. - табурет встает на стул только тремя ножками, четвертая ножка в воздухе, и у тебя не получилось бы встать на него.
    - Четвертую ножку держали мальчишки…
    Продолжая расследование, зовем мальчиков. Спрашиваем:
    - Кто достал куклу?
    Хором отвечают: - Оля…
    - Как?
    Перебивая друг друга, начинают громко объяснять:
    - Вот так, потом так… Она лезла, а мы втроем держали вот эту ножку… - и подтверждают рассказ Оли.
    Мы с Валей смотрим друг на друга, с ужасом представляя эту картину!!! Мальчикам по 3-4 года. Оля самая младшая из них. Отпускаем мальчишек, начинаю беседовать с Олей.
    - Оленька, ты поступила очень плохо. Во-первых, ты взяла куклу без спроса.
    - Я не для себя! Я для Юли!
    - Все равно, нужно было спросить разрешение у тети Вали
    - А ее не было!
    - А потом, разве можно маленьким девочкам так высоко залезать, когда рядом нет взрослых?
    - А взрослые бы не разрешили…
    - Ну, если ты не понимаешь, что виновата, придется тебя наказать. Иди и встань в угол.
    Не довольная, сердитая, побежала домой и встала в угол. Когда я следом за ней зашла домой, дочка, поставив руки в боки начала сердито меня отчитывать:
    - Мамочка, мамочка, мамочка, мамочка! Была хорошая, хорошая и стала не хорошая!!!
    Мириться будем? – спрашиваю ее.
    - Бууудим…

    Так она и росла: живой, подвижной, озорной. На улице никогда не держалась за руку, всегда вырывалась и убегала далеко вперед. Мы кричали ей вслед: «Вернись! Остановись! Стой!!!», но она неслась, не оглядываясь… Энергия била в ней фонтаном. Именно таких детей называют «вечный двигатель, вечный прыгатель».
    Однажды моя дочка заболела, у нее была температура 40,2. Мы с мужем пытались уложить её в постель, но тщетно. Она прыгала на кровати и не давалась нам. Муж возмущаться:
    - Она болеет или нет?!
    - Температура 40,2. Как ты думаешь, болеет или нет?.. – вопросом ответила я.
   
    Но однажды случилось не понятное. С утра Оленька притихла, стала какой-то вялой, отказывалась от еды (это-то при её всегда хорошем аппетите). Температура была нормальной, никаких простудных явлений. Дочка лежала безучастная ко всему. Спрашиваю:
    - Что болит?
    - Ничего…
    - Что хочешь?
    - Дай мне альбом и карандаши. Я буду лёжа рисовать.
Тут я напугалась не на шутку. Вызвала скорую. Врач, осмотрев ее, поставила диагноз ОРЗ, выписала рецепт и уехала. Чтобы подстраховаться, позвонила нашему участковому врачу. (К сожалению, забыла ее имя). У нас была замечательная участковая. Лучший диагност и прекрасный человек. Она знала каждую семью, каждого ребенка. И если ее вызывала какая-то семья с нашего этажа – она обходила всех.
    Звоню ей, объясняю обстановку… Слышу в ответ:
    - Лежит? Оля???
    - Да.
    -  Рисует лежа?
    - Да.
    - Срочно соберите мочу. Сейчас буду.
Пришла, забрала анализы. Через полчаса звонит:
    - Собирайтесь. Сейчас приедет скорая. У Оли желтуха!

     И положили нашу девочку в больницу. Она никак не могла понять, почему нас разлучили. Трое суток пролежала под капельницей, затем ей разрешили вставать. Палата было на первом этаже. Я подходила к окну. Оленька сидела на подоконнике и, не глядя на меня, твердила одно и то же: «Мам, иди сюда работать. Мам, иди сюда работать. Мам, иди сюда работать…». Объясняю ей, что я не могу здесь работать, я не врач, не медсестра. Но дочка продолжала  жалобно на одной ноте: «Мам, иди сюда работать…» Ведь она знала, что в детский сад мы ходили с ней вместе. Я работала рядом, пусть не в ее группе, но все равно рядом.
   
    С разбитым сердцем я возвращалась домой. В голове продолжало звучать жалобное: «Мам, иди сюда работать…» На следующей день, приехав в больницу спросила нужны ли им санитарки? Про себя думала, что в детском саду возьму отпуск на это время, но мне ответили, что все штатные единицы заняты.
   
    Когда после выписки я привезла Оленьку домой, все встало на свои места. Это была наша прежняя живая, подвижная, веселая девочка.
   
   


    Чтобы как-то успокоить неуемную энергию, начали водить Олю на художественную гимнастику.
    Там ей сразу очень понравилось. Преподаватели дочку хвалили. На открытых занятиях ее всегда ставили в центр круга. Оля выполняла упражнения, а остальные девочки повторяли за ней.
    Оленька стала спокойнее. В ней появилась какая-то важность, серьезность. Видимо, сказывалось желание подражать своим преподавателям.
   
    Вечерами, когда не было занятий, Оля собирала всех детей у нас в комнате, расставляла их в шахматном порядке и с  серьезным видом объясняла, показывала им, как правильно выполнять упражнения с мячами, лентами. И даже самые озорные мальчишки старательно ей подражали. Если кто-то из них начинал баловаться, Оля молча брала его за руку и выводила из комнаты. Остальные мальчики после этого еще больше начинали стараться.
    На пятом году жизни у Оленьки проявилась еще одна способность, можно даже сказать талант – готовить!
    В то время я ждала третьего ребенка. Нужно было собрать для него приданое. Но при полном тогда дефиците, это было сложно. Мы жили в Киндяковке (Железнодорожный район Ульяновска). В центр города раз в неделю по выходным приезжали автолавки  из Чувашии. Потолкавшись в очереди можно было что-то купить: детские колготки, сандалики, белье для новорожденного.
    И вот я в очередной раз поехала туда с надеждой что-то «урвать», как тогда все говорили.
    Была холодная, дождливая осень, автолавки приехали с опозданием. Я очень замерзла и устала. И вот такая, вся замерзшая, голодная явилась домой.
    Но дома меня ждало Чудо! Моя Оленька к моему приходу приготовила яичницу. Это была божественная яичница! Сказать, что я была сильно удивлена – ничего не сказать. Я была ПОРАЖЕНА! Как она смогла?! Я еще не учила своих дочек готовить. Спрашиваю: "Кто помогал?" - "Никто. Сама".
    Яичница была так приготовлена, что не каждая взрослая женщина смогла бы.
И видимо, вот это моё удивление, восторг, бурная благодарность – разбудили в дочке кулинара.
    И с этого времени – началось… Стоило мне только отойти на несколько минут – дома меня ждала яичница. Приходилось есть. Иногда, даже несколько раз в день. Я давилась, но продолжала расхваливать и яичницу и дочку. Стало понятно, что пора её учить готовить ещё что-нибудь. Так постепенно она стала моей незаменимой помощницей на кухне.
   
    К тому времени как Оля пошла в школу, мы получили трехкомнатную квартиру в Новом Городе. Радости нашей не было предела. У детей теперь появилась  своя комната. Мы называли ее «детская».
   
    Когда наша девочка пошла в первый класс, она почувствовала себя большой, самостоятельной. И появилась у нас "проблемка": дочь наотрез отказывалась показывать свои тетради и дневник. Когда она делала уроки, закрывалась в детской и не пускала меня. Прятала от меня портфель и не разрешала его искать.
    Пришлось мне сходить в школу, посоветоваться с учительницей. Та обещала поговорить с Олей. Не следующий же день, придя из школы, дочка подошла ко мне и молча вложила мне в руки свои тетрадки. Какие слова нашла для нее учительница, осталось для меня тайной.

    Вспоминается один смешной случай. Оленьку, как часто болеющую, врачи поставили на учёт. Приходилось раз в три месяца сдавать все анализы
    В то время вся страна получала продукты в магазине по талонам. Детям, которые стояли на учёте в поликлинике, выдавались дополнительные талоны на мясо.
   
    И вот однажды, уходя на работу, напоминаю дочери:
    - Сходи в поликлинику к Ергуновой Ларисе Михайловне (наш участковый педиатр), возьми направление на анализы.
    Вернувшись с работы, вижу свою дочь взъерошенную, сердитую, со скрещенными руками, сидящую на диване. Спрашиваю:
    - Что случилось?
    - Ничего.
    - И все-таки?
    - Ничего.
    - У Ергуновой была?
    - Была.
    - Направление на анализы взяла?
И тут мою дочь прорывает…
    - Дура! Дура твоя Ергунова! Я к ней больше не пойду!!!
    - Что случилось? Расскажи.
    - Ничего.
    - Оля, если ты не скажешь, я сейчас позвоню в поликлинику и узнаю все сама.
    И моя дочь со слезами, с причитаниями начинает рассказывать.
    - Я к ней пришла… Она меня послушала… Потом говорит: «Иди в 101 кабинет, возьми талон на кровь. Затем пойдешь в 105 кабинет и возьмешь талон на МЯСО!» Пускай сама сдает свое мясо! Я не буду его сдавать!    
    Мне стало жалко свою дочку, сколько же она натерпелась страха, представляя, что вдруг, её все-таки заставят сдавать "МЯСО"! Объяснила ей, в чём дело, успокоила её. Позже, часто вспоминая этот случай, мы смеялись.
   
    Училась Оленька хорошо. Хотя особенного рвения к учебе не проявляла. Дома о школе ничего не рассказывала.
    Однажды, когда дочь училась в средних классах, я, придя на родительское собрание, услышала от классного руководителя: "А вы мне, собственно, не нужны. Претензий к Вашей дочери нет. Учится она по всем предметам ровно – на четыре и пять. У одноклассников пользуется авторитетом. Если что-то случается в классе, ведут виновников к Оле и она, как верховный судья, разбирается кто прав, кто виноват".
    Домой я шла  счастливая и гордая за свою дочь.
    Оленька взрослела и становилась мне опорой.
    Если кто-то что-нибудь терял, обращались к Оле. Часто слышалось:
   - Оль, где ножницы?
    - Где точилка?
    - Оль, где мои гамаши?
    - Оленька знала все и могла с закрытыми глазами найти любую вещь.
    Готовила она с каждым годом все лучше и лучше. постепенно освобождая меня от плиты. Помню, как-то я учила своих дочек лепить пирожки. У Оли пирожки получались маленькие, ровные, красивые. Рядом с ней стояла моя старшая дочка Таня. Она лепила, лепила, лепила, и у нее получился большой, длинный, корявый пирожок. Оля громко засмеялась:
    - Мам, смотри! У нее получился крокодил!
    - Таня тоже засмеялась:
    - Ну и лепите сами. У меня не получается. – И, счастливая, покинула кухню.
   
    До сей поры не знаю – у неё, действительно, не получалось или она специально делала вид, что не получается. Занятия на кухне Таню не привлекали.
    Зато Оленька постоянно что-то "творила" на кухне. Увидит по телевизору рекламу сникерса – тут же идёт на кухню и готовит сникерс вкуснее магазинного. Ей было 10 лет, когда наша соседка Лида звала её к себе с просьбой испечь блины: "Оль, испеки, пожалуйста, у меня такие не получаются".

    Когда дочка в шестом классе первый раз испекла торт Чудо, я всем объявила:
"Всё... Оля превзошла меня. Теперь кухня в её распоряжении. А мы с этой поры у неё в подмастерьях".

    Очень любила Оля животных. Приводила их домой с улицы и больших и совсем маленьких. Я возмущалась, говорила: "Всё! Больше не разрешу! Хватит! Вот станете взрослыми и тогда будете заводить себе животных".
Однажды, после очередной моей тирады, Оля ответила:
    - Когда я буду взрослой, у меня будет много и кошек и собак.
    - Тогда тебя муж выгонит из дома – ответила я.
    - А я найду такого, который не выгонит.

    И у неё это получилось… Окончив школу, Оленька сразу вышла замуж. И уже её муж стал приносить домой маленьких котят и больных собак. Оля их лечит, растит, принимает у них роды, раздает котят, кутят по интернету в добрые руки.
    Её муж Алексей своими руками построил для семьи большой двухэтажный дом. И у них с Олей сейчас большая и дружная семья. Три дочери: Ксюшенька, Полиночка, Софиюшка и сынок Вовочка. Во дворе большая собака алабай.  В доме две маленькие собачки. Мальчик и девочка чиахуахуа. А ещё шотландские кот и кошечка.
    Так что Олины мечты сбылись. Она состоялась как мать, как любимая и любящая жена.
   Я очень люблю бывать в этой большой семье. У них никогда не бывает скучно. И всегда пахнет вкусненьким. Я рада за дочку, которая нашла своё счастье в материнстве.
    И уже её дети растут, развиваются и удивляют своих родителей…


Рецензии