Микро-экосистема

     Сегодня был пожар. Но сгорела не только трава, сгорела среда обитания тех птиц, которые заслужено можно будет скоро размещать на гербе района. Заинтриговал?! Да, это я о фазанах, дичи, ареолом обитания которой все чаще становятся, не степи и камыши, а территория населенного пункта и не только дальних сел и городов, но самого районного центра. Но, опять же, это при условии, что у нас любителей фауны станет в разы больше, чем браконьеров и поджигателей, безжалостно жгущих всё, что горит, иногда из-за удовольствия созерцать. Или надеясь, что весной на выжженной земле появится молодая сочная трава, без каких-то сорняков. Они даже не задумываются над тем, что гумусный, плодородный слой выгорает и остается тот суглинок, который не даст ни урожая, ни хорошего укоса сена.
     А все неделю или полторы тому назад, эти красивые птицы будили меня утром рано, как в деревне петухи на зорьке. И с ним перекликался самец горлицы, как бы соревнуясь в мастерстве сольного исполнения утренних арий. Сначала, я не мог понять, чей это необычный голос. Хоть я и длительное время был охотником, имел такой грех. Так вот эти звуки отличались от тех, что я многократно слышал на охоте, сигнализируя опасность или приглашение самке на свидание. Эти звуки имели дополнительный интервал между «нотами» (извините, я нотной грамоты не знаю, потому могу что-либо «ляпнуть» не по теме) или октаву. Иначе говоря, звуки были более продолжительны и имели другую, непривычную тональность. Я прекрасно знаю звуки, издаваемые сычами, скворцами, удодами, горлицами и прочими обитателями наших степных просторов. По интуиции понял – это фазан.
     Фазаны и раньше наведывались ко мне в гости и чаще всего я видел самок. Хотя, во дворе у матери зимовал самец фазана на сосне и, когда я приходил к ней в гости, хлопал калиткой, закрывая её, он шумно с криком снимался и улетал. Мамы не стало и фазан, если жив еще, видимо избрал другое место для ночлега.
Окно моей комнаты выходит на огород, виден сарай и за ним деревья. Две старые абрикосы, мы называем их, жердели, на которых ежегодно гнездятся горлицы. Чем отличается выгодно моё подворье – это тем, что у меня нет, как таковых соседей сбоку и сзади усадьбы. С одной стороны, территория АТП, с другой стороны огромные, холёные акации. За огородом пустырь, покрытий пыреем и другой травой, достигающей высоты по пояс человеку. А акации такие, из-за того, что междурядье деревьев находится, как бы во впадине из-за того, улицу постоянно засыпали твердым покрытием и ее уровень выше, чем на «оазисе» из десятка деревьев. А еще потому, что после многочисленных пожаров, практически вся лесополоса сгорела раньше или позже, а эти деревья я спасал, спасая и свой обжитый уже 30 лет домик.
Вот так и получилась мини-экосистема. Моей гордостью и достопримечательностью подворья было то, что в дупле старого тополя жили дятлы. Я в них души не чаял. Но в один год свершилось то, во что поверить невозможно. Дятлов выжили из дупла скворцы, да, именно скворцы. Не знаю, где переселились дятлы, но я их часто вижу, работающими на «санобработке» насаждений «оазиса». Но пришло время, тополь сгнил изнутри, начал сильно раскачиваться. Из-за того, что у меня палисадник служит игровой площадкой для внуков, песочница недалеко, тополь пришлось наполовину, пока наполовину укоротить. Я отвлёкся, извините.
     На второй день, услышав уже знакомый голос, трубящий «подъём», я с интересом припал к окну, намереваясь хотя бы понять, где он находится. Очевидно, что он голосил со старых абрикос. Через некоторое время с кличем «банзай» (в крайнем случае, мне так показалось) на середину огорода приземлился тот, о котором я повествую, красавец, самец фазана. Гордо прошёлся к границе, где начиналась растительность. Это была граница огорода, но я ее периодически обкашивал. Всё лето трава не росла из-за засухи, а с дождиками июльскими, траву попёрло, «мама не горюй». Зайдя в этот естественный «заказник», фазан поднял шею и призывно крикнул. Я в напряжении ожидал, кого он зовёт. Самка выбежала из травы, я не сразу понял, как она оказалась метрах в 10 от самца. Но к нему приближаться не собиралась, а оба обеспокоенно вращали головами и головы то поднимали повыше из травы, то, наоборот, прятались в траву.
      Что-то у меня в глазах «зарябило», прот1р глаза – нет, не показалось. На «арене» появились серенькие цыплята фазанов. Им было примерно по два месяца. Но меня насторожило то, что их было всего три цыплёнка. Насколько я знаю в природе они выводят около десятка или более цыплят. А здесь самое грустное. Территория, где обитают эти прекрасные птицы, облюбованы и не без основания четвероногими нашими друзьями, с чем коренным образом не согласны первые. В АТП постоянно проживает около пяти собак, имеющих беспривязное содержание. Их любимое занятие – выполнять утренний и вечерний моцион, траектория пробежек пролегает строго через мой огород, чему совсем не рады мои домочадцы, поднимающие озлобленный лай. Вот только я не знаю, на кого они больше сердятся: на тех собак, которые ведут вольный образ жизни или на меня, не дающего им этого делать? Второе зло – это те, которых на цепь не посадишь, но для которых цыплята становятся легкой добычей – это кошки. Мои домочадцы и соседи были свидетелями трагических, для пернатых событий.
     Не хочется заканчивать на грустной ноте. У меня нет хорошей оптики к фотокамере, но я снял на старенький фотик несколько кадров. При увеличении качество потерялось. Весь день и целую неделю я находился в возвышенном состоянии эйфории, благодаря тому, что я не теряю надежды на то, что всё-таки наши прекрасные места Примиусья будут заселены самой разнообразной живностью, когда дичь перестанет бояться человека. Почему? Да потому, что человек поймет, что отвести душу стрельбой можно и по летящим на полигоне тарелкам и всяческим мишеням. Когда у нас будет как можно меньше собак, предоставленных самим себе. А имеющиеся в наших подворьях собаки и кошки не будут надеяться на полное самовыживание, а будут вовремя и сытно кормиться хозяевами. Хочется в это верить. И ещё хочу верить, что у нас рощи не будут вырубаться и лесополосы, и растительный мир, фауна наших примиусских степей не будет выгорать от палов. А оазисами станут наши села и поселки, где в изобилии будет водится разнообразная дичь, радующая глаз, умиротворяющаю душу и ласкающая пением слух. Вот этого мне очень и очень хочется. Хочется, чтобы мой маленький внук, когда подрастёт мог узнавать о растительном и животном мире родного края не только по учебникам и, упаси Боже, не по «Красной книге».


P.S: Эту заметку, вернее эссе, я планировал написать сразу, после описанных событий, но быт, повседневность, летние хлопоты отвлекли. И вот, сегодняшний пожар, серьёзно вмешавшийся в микро-экосистему заставило это сделать срочно, незамедлительно.

06.08.18 г.           Александр Иванченко.


Рецензии