Глубинка

Вы, как подземные ключи,
Давали жизнь ручьям…
В этом году осени как таковой и не было. После яркого, солнечного сентябрьского тепла буквально за три дня похолодало, и уже на Покров Пресвятой Богородицы выпал снег, который и не думал таять. В наступившей «ночи года» утонули переходы к короткому дню. Однажды в такой тёмный, хотя и не поздний вечер мне позвонил В. Н. Ларин и любезно пригласил на выставку моего давно ушедшего из жизни земляка - художника Алексея Артемьевича Федотова. Экспозиция была размещена в недавно открывшемся выставочном зале Петушинского промышленно-гуманитарного колледжа, в котором   Виталий Николаевич преподавал. Я, конечно, согласился, ведь любая встреча с самым родным местом на земле, его прошлым и настоящим вызывает в душе тёплые воспоминания, чувство сопричастности к судьбе деревни, гордость за своих талантливых земляков.
Это приглашение на выставку напомнило знакомую с детства картину: словно наяву, перед глазами встал деревенский дом А. А. Федотова, в котором он проживал вместе с учительницей немецкого языка Марией Васильевной. Мне захотелось рассказать о своей деревне, её жителях, тем более что малых деревень в России с каждым годом становится всё меньше. А ведь у каждого российского уголка была своя история, сотканная из человеческих судеб. Я изучил материалы местных краеведов. И вот что мне удалось узнать благодаря работам С. Н. Рябовой «Село Алексино. Никольский храм», «История церковно-приходской школы»; а также серьёзному историко-краеведческому исследованию В. Н. Алексеева «Воронцовы – два века в истории России».
Деревня Логинцево расположена на северо-востоке Петушинского района. Она стоит на левом берегу реки Сомша между двумя сёлами – Андреевское и Алексино, в прошлом довольно большими, и двумя ручьями: с южной стороны по имени Загрядка, с северной – Чернушка. Впервые деревня упоминается в переписных книгах 1678 года. В них сказано, что д. Логинцево и д. Павлово принадлежали князю Ивану Григорьевичу Лыкову, и в его владении было 10 крестьянских дворов, 18 бобыльных и 105 душ мужского пола.
Покупка земель и деревень происходила и в дальнейшем. В конце 1819 года к Андреевской вотчине Семёна Романовича Воронцова были присоединены деревни Неугодово, Красики, Анкудиново, Логинцево, Вишенки, Филатово. Число крестьянских дворов к этому времени составило 487, число душ мужского и женского пола – 2023.
Деревня Логинцево до революции принадлежала Воронцовым. Многие крестьяне, обладающие  смекалкой и деловыми качествами, объединялись в артели и возводили в южных губерниях России Воронцовские дворцы – работали каменотёсами, столярами и плотниками. Это подтверждено фотографиями, которые ранее находились в музее с. Андреевское, а сейчас хранятся в запасниках Музея – Дома пейзажа им. И. И. Левитана в д. Елисейково. Кроме того, жители близлежащих деревень нет-нет – да и отыщут безделушки того времени, привезённые из Алупки. Судя по всему, Воронцовы щедро платили строителям за труд, так как ещё в 50-е годы прошлого столетия на деревенских улицах можно было видеть детей, играющих царскими деньгами, которые, как гласила надпись, «обеспечивались золотом».
Деревня Логинцево была приписана к Архангельскому храму Архистратига Михаила. Каменная церковь была построена купцом Григорием Беловым в 1867 году и впоследствии достроена братьями Мухановыми.
По преданию, в Арханине (Архангелке) в древности была церковь, о чём свидетельствуют остатки кладбища и церковная земля, купленная крестьянами. Храм в Архангелке был приписан к храму Святителя Николая Чудотворца с. Алексино, богослужения совершались не реже двух раз в месяц. В приход входили село Алексино, деревни Павлово (1 верста), Вишенки (2 версты), Дровново (3 версты), Логинцево (4 версты), Архангелка (5 вёрст). Всего в приходе числилось 1235 душ мужского и 1313 – женского пола; все – православные.
А как же обстояли дела с образованием населения? Оказывается, в 1874 году в Анкудиновской и Логинцевской школах обучались грамоте 53 ученика. В 1808-1809 учебном году в Покровском уезде было 32 одноклассных церковно-приходских школы и пять школ грамоты: Кузяевская, Логинцевская, Норкинская, Савинская и Репиховская. Помощь от земства получали: в 1908 году – Надежда Синцева, учительница Анкудиновской школы, а в 1909 году – учитель Логинцевской школы Андрей Голубев. Практически постоянно получали помощь от земства пять школ: Алексинская, Анкудиновская, Беречинская, Городецкая, Даушинская, а также Логинцевская школа грамоты.
Новое (по тем временам) здание школы в д. Логинцево было построено в 2013 году. Кроме классов, в нём были предусмотрены и помещения для проживания учителей. Это здание до сих пор стоит, хотя и прослужило просвещению около 100 лет.
Из стен Логинцевской школы вышло много замечательных специалистов – врачей, учителей, инженеров и просто хороших людей. История школы прослежена в документах и запечатлена в фотографиях. Она хранится у бывшей ученицы, а ныне ещё работающей учительницы Татьяны Михайловны Васильевой.
Одной из замечательных особенностей Логинцевской школы было то, что она давала не только образование, но и воспитание ребятам из Арханинского детского дома. Стоит ли говорить, какую огромную ответственность за судьбы детей брали на себя учителя и воспитатели? Многие из этих ребят стали достойными гражданами своей Родины. Среди них был и не так давно ушедший из жизни житель г. Петушки, председатель райкома профсоюза работников сельского хозяйства, малолетний узник фашистских концлагерей Иван Филиппович Шутов – легендарная личность, прекрасный человек.
В школе не хватало учителей, детям приходилось учиться в две, а то и в три смены, трудно было с одеждой и обувью, но совместными усилиями все трудности удавалось преодолевать. В 1963 году детдом в Анкудинове закрыли.
Долгие годы во главе школы стоял Анатолий Николаевич Воронин, уроженец д. Погорельцы, его сменил Евгений Михайлович Шмелёв, а затем в течение многих лет руководителем школы и её духовным вдохновителем был Владимир Николаевич Полунин, уроженец г. Петушки. Ученики Владимира Николаевича до сих пор успешно работают в школах разных областей нашей страны.
Главная ценность любого населённого пункта – это его жители, и вот что в связи с этим хотелось бы сказать. В этой, казалось бы, маленькой, практически в одну слободу деревне собралось такое количество замечательных людей, что, называя имена, боюсь кого-то нечаянно не упомянуть. Они, как чистые и целебные ключи, питали и продолжают питать многоводные реки городов и сёл нашей необъятной родины.
Начнём с южной стороны деревни. Муханов Иван Семёнович – георгиевский кавалер Первой мировой войны, его сын – участник Великой Отечественной войны, а его внук Валерий Васильевич Муханов, уроженец г. Костерёво, воспитал двух защитников Родины. У нас в д. Логинцево много Голубевых, и все они, в той или иной степени, являются родственниками. Вот, например, Голубев Иван Семёнович, брат моего деда по материнской линии – участник первой мировой войны, прекрасный печник. А его сын – участник Второй мировой, награждён орденами и медалями. Муханов Никита Семёнович был каменотёсом, возглавлял бригаду во время коллективизации.
Много хорошего можно сказать и о семействе Королёвых, во главе которого стоял Иван Семёнович. У них было 9 детей, и сколько из них стали врачами, учителями! Одного из потомков этого рода я иногда встречаю то в храме, то на кладбище. Приятно видеть, что не только дети, но и внуки не забывают своих предков.
История семьи Сазоновых – это почти легенда. Анатолий Иванович и его жена Татьяна Прохоровна вырастили и воспитали шестерых детей – учителей, врачей, инженеров, а младший, Леонид, стал капитаном-подводником.
Мерилом человеческих отношений в каждой деревне всегда была и всегда будет бескорыстная помощь. Своего фельдшера Королёву Екатерину Семёновну люди благодарили и при жизни, и сейчас вспоминают добрым словом. В любое время дня и ночи Екатерина Семёновна всегда спешила туда, где была нужна её помощь.
Иногда – видимо, по зову крови – приезжают в деревню и Куприяновы, когда-то уехавшие в столицу. А вот Яшины, Валентина и Анатолий, продолжают летом жить в деревне, где проходили славные трудовые будни их родителей. Отец Валентины и Анатолия вернулся с фронта без ноги, но это не мешало ему вести активную жизнь.
Хотя сегодня и рассуждают о постиндустриальной эпохе и обществе потребления, но, и от этого не отмахнёшься, трудом славен человек. Мы часто вспоминаем те времена, когда в каждой деревне был свой колхоз. В Логинцеве он назывался «Заря». На колхозной свиноферме работала Вера Васильевна Голубева, которая за свой труд была награждена бронзовой медалью ВДНХ и премирована радиоприёмником.
А вот и дом Алексея Артемьевича Федотова. Это большой пятистенок с высокими потолками, резной мебелью и шкафами с искусно вырезанными головами львов. А. А. Федотов окончил Санкт-Петербургский топографический институт, работал по специальности, а остаток своей жизни провёл в д. Логинцево. В самом конце деревни жила семья потомственных учителей Золиных.
На противоположной стороне деревни жили родственники Федотовых, внуки которых продолжают проводить лето в деревне. Рядом с ними проживала вдова участника Великой Отечественной войны, воспитавшая двоих детей. Далее – участник войны полковник Сергей Алексеевич Голубев, приезжавший на лето с женой Верой Степановной и двумя сыновьями – Сергеем и Игорем. На месте старого дома внук Виктор Евгеньевич Голубев, ныне житель г. Москва, уже со своими внуками живёт в Логинцеве и дышит воздухом родины своих предков. Он много трудится на земле, и не только выращивает овощи, но и разводит курочек.  А сколько времени неравнодушные люди деревни тратят на обустройство дороги, пруда, необходимого для пожаротушения, и всего другого, что требуется.
Конечно, в небольшом рассказе невозможно рассказать обо всех значимых событиях в истории деревни: о становлении колхоза «Заря», строительстве Анкудиновской гидроэлектростанции и т. д. Эти материалы можно найти в краеведческом музее г. Петушки в альбоме «Молодёжь 1960-х и Анкудиновская ГЭС».
А мне напоследок хочется пожелать, чтобы бьющие из родной земли чистые и целебные ключи талантливого, самобытного, настоящего продолжали питать многоводные реки наших городов и сёл. А то ведь, пожалуй,  обмелеют они и станут гнилым болотом.


Рецензии