Неравнодушные

В этом году лето выдалось холодным и дождливым. Лишь иногда проглядывавшее солнце не успевало высушивать лужи: со всех сторон набегали тучи и снова сыпали монотонным дождём. Стояла середина лета, а погода больше напоминала осеннюю.
В один из таких дней, 21 июля, мы с Владимиром Ивановичем Косярумовым, как и договаривались, поехали в село Алексино, которое находится на северо-востоке Петушинского района. Цель поездки была обозначена давно: посмотреть и определить пути велосипедных экскурсий по замечательным местам нашего и Собинского районов.
Мы ехали, любуясь живописными окрестностями. Проезжая мимо деревни Филатово, мы засмотрелись на дорогу, ведущую в деревню Дровново, которая пролегала через поля и перелески. Миновав деревню Васильки, мы ещё издали увидели церковь. Храм стоит на возвышенности, и по мере приближения к нему у человека возникает ощущение всё расширяющегося неба. И вот ты уже видишь только храм и обхватившее тебя небо…
По некоторым данным, храм святителя Николая в с. Алексино упоминается ещё в 1637 году. Это была деревянная церковь святителя Николая с приделами - трёх святителей и мученика Савина; вверху церкви был придел святителя Василия Кесарийского, а в трапезной - мученицы Параскевы. Земли вокруг Алексина Александр Романович Воронцов приобрёл в 1790 году у некоего Закревского. Уже в 1802 году по решению прихожан было начато изготовление кирпича для строительства каменного храма. Оно начиналось с пожертвований крестьян и помощи в сумме 500 рублей от графа А. Р. Воронцова, а продолжалось до 1832 года. (По материалам С. Н. Рябовой «Село Алексино, Никольский храм» и В. Н. Алексеева «Воронцовы – два века в истории России»).
Вот к этому храму мы и подъехали. Стоит ли упоминать, сколько пришлось испытать храму, некогда служившему пристанищем и защитой от бед и несчастий простому народу! В годину богоборчества он десятилетиями стоял и разрушался, а люди, словно в кошёлку, ссыпали туда зерно, а в пору мелиорации хранили там трубы и задвижки.
Но вот прошли времена лихие, а с ними и перестройка, и вот уже неравнодушные люди стали восстанавливать храмы. Никольская церковь в Алексине – видимо, по промыслу Божьему – тоже не была обделена вниманием. Приехал в деревню Васильки вместе с женой уже немолодой мужчина, некогда   живший в г. Москва. Да, подумав, и решил возродить не только памятник истории, а и духовную сущность русского народа – Церковь. Так и начал Анатолий Зиновьев вместе со своей семьёй восстанавливать храм – в основном, своими руками, лишь изредка нанимая рабочих. Сейчас главные работы уже закончены: покрыта крыша, восстановлены колокольня и основные приделы, и в храме уже проходят службы.
Служба этого дня была посвящена отмечаемому 21 июля празднику явления Пресвятой Богородицы во граде Казани. Помощник Анатолия – Алексей Федунов из деревни Павлово, съездил в г. Петушки, чтобы пригласить священника из Свято-Афанасиевского храма, к которому приписана алексинская церковь. Несмотря на отдалённость д. Алексино от районного центра, на службу в Никольский храм прибыло достаточно много прихожан, и, что отрадно, примерно треть из них – дети и подростки.
Служба была прекрасной. И чудесной – а, может быть, мне это просто показалось? После того, как пропели «Отче наш», в наступившей тишине стало слышно воркование голубей на чердаке церкви. Как будто Дух Божий спустился на прихожан, и все они с благоговением слушали проповедь священника. А по окончании службы они обступили настоятеля и ещё долго общались с ним по волнующим каждого вопросам.
Но пора было продолжить путь. Местный житель подсказал нам, что лучше всего ехать вокруг озера, так как лесовозы разбили дорогу, и проехать по ней было проблематично. Но всё равно пришлось ехать чуть ли не по колеям, объехать их мало где было возможно. В одной из глубоких колдобин машина застряла – и ни взад, ни вперёд. Хорошо, что в сельхозпредприятии с. Черкутино проходила уборочная, и подъехавшая очень вовремя машина помогла нам выбраться и продолжить путь.
Впереди виднелась отливающая золотом Черкутинская колокольня, где в настоящее время проходят службы. Напротив церкви ведётся восстановление культурного центра, а прямо на дороге установлены  баннеры, рассказывающие об истории и знаменитых людях с. Черкутино. В том числе и о М. М. Сперанском – общественном и государственном деятеле времён Александра I и Николая I, реформаторе и законотворце.
И мне как-то обидно стало. Ведь и с нашим Петушинским районом столько известных имён связано! Я имею в виду род Воронцовых-Дашковых, давший России много известных общественно-политических деятелей. А также их родовое гнездо – уникальный по красоте и величию усадебный комплекс в селе Андреевское нашего района, который принадлежал им на протяжении почти двух веков. Наш «исторический бриллиант» не имеет оправы, даже самой дешёвой. Не то, что музея или баннеров – простого указателя к нему нет. Но, я думаю, это упущение будет когда-нибудь исправлено…
Мы продолжили свой путь и отправились в село Алепино, где совсем недавно, 5 июля, умерла вдова русского писателя Владимира Алексеевича Солоухина, Роза Лаврентьевна. Мы посетили кладбище, поклонились её могиле. А затем поехали дальше – в Дом-музей Н. Е. Жуковского.
Стоит ли говорить, что все местные деятели культуры друг друга знают и встречаются, как родные люди! Позвонив в музей и договорившись, что через короткое время приедем, мы направились в село Глухово, где восстанавливается храм во имя Ильи Пророка.
Ещё издали мы увидели здание храма, словно озарённое лучами солнца. Нам разрешили пройти на колокольню, откуда окружающая нас местность предстала во всей красе. Впереди протекала речушка, рядом на бугре виднелась пасека, в низине у реки паслись коровы. Рядом с церковью было кладбище, а за ним простиралась деревня Гаврильцево. Вдали виднелись поля, перелески, и казалось, что всё вокруг живёт и дышит. А там, за горизонтом, земля сливается с небом, и голубое с зелёным, как бы соревнуясь друг с другом, заполняют собой нами не познанный мир…
И вот мы уже в музее. Его доброжелательная хозяйка Майя Константиновна проводит для нас экскурсию, рассказывая о каждом экспонате. После осмотра экспозиции она приглашает нас на чаепитие. За чаем мы беседуем на волнующие нас темы, в том числе о плохом финансировании и нехватке средств. И где они – Рябушинские, Мамонтовы, Морозовы? Оказывается, у них тоже проблемы: острова, квартиры, яхты и всё дорожающая «красивая жизнь»! Они ведь здесь не живут, и дети их не здесь учатся. Ну, да это – другая тема… Посетовали мы и на то, что имение Воронцовых разрушается, а ведь оно могло бы быть (и я уверен, что будет) жемчужиной Петушинского района.
Перед отъездом Майя Константиновна предложила нам сфотографироваться у солнечных часов. Они были построены на средства спонсора, кои в наше время – редкость, но иногда случаются.   
Попрощавшись с гостеприимной хозяйкой, мы отправились домой, в Елисейково. На душе было приятно и радостно от того, что день не прошёл впустую. Мы постояли на службе в с. Алепино, посетили с. Черкутино, почаёвничали в Доме-музее Н. Г. Жуковского. На этом в рассказе можно было бы и поставить точку, но…
В конце августа мне довелось быть в департаменте культуры администрации области. Времени до назначенной встречи было достаточно. В ожидании я прогуливался по коридору, когда на одной из дверей увидел табличку с надписью: «Отдел по сохранению и использованию архитектурных сооружений». Так как меня (и не только меня) волнует судьба бывшей усадьбы Воронцовых - выдающегося архитектурного сооружения и бесценного памятника истории и культуры, я постучал в дверь и вошёл в кабинет. Там я сразу представился и обозначил причину своего появления.
Меня порадовало, что женщина, внимательно выслушавшая мои вопросы,  владела информацией по интересующему меня вопросу. Она заверила, что сотрудников департамента так же, как и нас, местных жителей, волнует судьба таких строений, как в Андреевском. Но возникает множество вопросов: как они будут использоваться и что с ними будет в дальнейшем? Эти строения могут попасть в нечистоплотные руки, и вместо культурного наследия можно получить «вертеп со всеми вытекающими». К тому же, строения усадьбы можно использовать только в совокупности, не растаскивая по частям, а там целая инфраструктура: склады, гаражи, пищеблок и т. д.
Согласен: тут есть, над чем подумать. А я, несмотря ни на что, всё-таки верю, что Воронцовское имение в селе Андреевское будет возрождено. Нельзя нам жить без духовности, не выжить – без возрождения наших святынь. И многие люди, неравнодушные к судьбе Отечества, это понимают, в том числе и упомянутый в этом повествовании Анатолий Зиновьев из Васильков. Спасибо им за это.


Рецензии