Р. мур с точки зрения вечных ценностей

Роман Ника Ремени «Башмаки с каемочкой»

В мультимедийном издательстве Стрельбицкого вышел роман Ника Ремени (Николая Ремнева) «Башмаки с каемочкой». Это очень откровенное, правдивое произведение о поисках правды и справедливости, моральных устоев.
Действие романа начинается в 50-60-е годы двадцатого столетия. Этому посвящена первая часть произведения. События происходят на фоне уничтожения храмов. Уже после Второй мировой войны церкви, которые пережили 20-30 годы, войну, почти полностью были уничтожены. Это делалось по указанию первого секретаря ЦК КПСС  Н. С. Хрущева.
В ЦК КПСС считали, что когда спутники и космические корабли полетели на околоземную орбиту, то есть, на их взгляд, опровергли существование Бога, в стране продолжало действовать множество храмов, одурманивая  головы неграмотному населению.
На это болезненно отреагировал классик украинской литературы Олесь Гончар. Еще в 1968 году в журнале «Витчизна» был напечатан его роман «Собор». Этот роман был воспринят, как предостережение против уничтожения храмов. Сам Олесь Терентьевич по этому поводу писал: «Хотелось сказать слово в защиту того, что было выпестовано  творческим гением народа».
Писатель не смог промолчать. Хотя понимал, что ему не простят то, что он пошел против политики партии. Так и получилось. Роман был удален из библиотек, долгие годы замалчивался.
Уничтожение храмов имело очень большие негативные последствия, которые мы, возможно, не оценили даже сейчас. Ведь речь шла не только об архитектурных сооружениях, которые простояли сотни лет и играли большую роль в повседневной жизни, являлись украшением наших населенных пунктов, действующими памятниками прошлого.
Храмы были островками культуры и христианской морали. То есть той морали, которая говорила: не убей, не укради, возлюби ближнего своего, как самого себя. Сейчас, когда развалился Советский Союз с его жесткой идеологией, наблюдается размытие понятий. Некоторые люди считают, что им все дозволено. Их поведению не хватает моральных устоев.
Ник Ремени относится к тем авторам, которые пережили уничтожение храмов. Роман «Башмаки с каемочкой» - это его реакция на то, что происходило в послевоенные годы. Писатель идет дальше. Своим произведением он призывает нас бережно относиться ко всем историческим памятникам. Ведь без прошлого не будет настоящего и будущего. После каждого исторического периода должно что-то остаться.
Он встал на защиту тех соборов, которые уничтожили при советской власти, он продолжает защищать исторические памятники сейчас, когда часто необдуманно, по политическим соображениям, уничтожают то, что было построено в 20 веке.
Его герои опираются на вечные ценности. Они живут по твердому мировоззрениею, которое не далось им просто так. Это результат их выстраданных убеждений, которые превратились в жизненные кредо.
Роман начинается с того, как школьники-соседи Иван и Надежда вместе с родителями Нади Тышком и Машей, бабушкой Вани едут на телеге на рынок старинного города Путивль. Скоро начинается учебный год, нужно скупиться в школу. Им открывается вид на город, который раскинулся на нескольких холмах. Виднеется серый старый собор, обнесенный строительными лесами.
Пока женщины продавали товары со своего хозяйства, Тышко показал старшеклассникам собор, который они видели с дороги. Он оказался частью архитектурного комплекса - Молчанского монастыря. Там сейчас находился военный завод. Охранник, дядя Петр, бывший монах этого монастыря, показал гостям собор Рождества Пресвятой Богородицы, который давно обставлен лесами, но там никакой работы не проводится. Иоанновского церковь разрушена, там разместился цех завода.
Когда школьники и Тышко возвратились на рынок, женщины уже продали товар и ждали их. Бабушка повела школьников, чтобы купить Ване ботинки, которые она называла по-старинному – башмаками. Ваня под влиянием увиденной красоты храмов хочет купить импортные ботинки, которые ему по душе. Но они дорогие. Бабушка говорит внуку, чтобы он выбрал дешевле. У нее нет столько денег. Но тот отказывается. Тогда Тышко занимает им деньги.
На следующий день соседи-школьники с бабушкой идут на базар, чтобы продать яблоки и груши и отдать Тышку долг. После базара бабушка заводит их на площадку, где строятся новые цеха военного завода. Строители работают там, где находится величественный Благовещенский собор. Его разбирают по кирпичику.
Это еще не все. Бабушка ведет их на Никольскую горку, где недавно стояла очень красивая церковь. Ночной взрыв превратил ее в гору мусора. Увиденное вызывает у школьников недоразумение и возмущение. Надя говорит рабочим, что их нужно судить. Один из них отвечает ей, что они не могут ничего сделать, за них все решили в Москве.
Отец Нади заносит к соседу фото храмов, которые разрушили. Ими любуются и взрослые, и дети. Когда взрослые вышли, Надя предложила написать письмо в райком партии об этом безобразии.
На следующий день о письме узнали взрослые. Они требуют его порвать. Говорят, что оно  ничего не изменит, что нельзя плевать против ветра. Все полетит на тебя. Это политика партии такая. Надо сносить храмы, чтобы покончить с пережитками прошлого.
Бабушка объясняет молодым, что до войны они пытались бороться с властью, когда насильно создавали колхозы, морили людей голодом, сажали в тюрьмы. И получилось так, что дедушка Нади был председателем сельсовета, а Вани - считался кулаком. Дедушку Вани отправили в Сибирь, он оттуда не вернулся. Наверное, погиб в лагерях.
В войну отец Ивана оказался на оккупированной территории. Его приглашали в полицию молодые ребята, которые пострадали от советской власти. Но по настоянию бабушки он отказался. Не хотел мстить своим людям. А его ровесники вывели на мороз деда Надежды и расстреляли его. После войны никто из односельчан отцу Ивана не сказал плохого слова, а его ровесники вынуждены были покинуть свои семьи и отойти с оккупационными войсками.
В школу Иван пошел не только в новых ботинках. Надежда настояла, чтобы ему перешили костюм, потому что штаны волочились по земле, рукава пиджака закрывали руки. В школе в центре внимания одноклассник Миша с большим транзисторным приемником «Спидола». Он сидит у спортивной площадки, включил вальс, а девушки танцуют. В том числе его соседка по парте Валя, в узкой юбке до колен, накрашена, в туфлях на высоких каблуках.
Дома братья обсуждают первый день занятий. Они завидуют Мише, что он имеет возможность купить транзисторный приемник, менять по необходимости одежду, живет в лучшем в селе доме, а они всю жизнь - в топтанке. Мечтают о стационарном приемнике, купить который у них не за что.
Их разговор слышат отец и мать. Отец начинает их воспитывать, Иван не выдерживает, возражает ему. Сын открывает отцу, который искренне верит в Бога, что его, оказывается, нет. Отец выбрасывает вещи сына во двор. Выбегает бабушка, ругает внука и советует ему пожить у родной тети, пока отец успокоится.
Надежда, которая сидела с Иваном за одной партой, не отходила от него и на переменах. Вместе они начали задумываться над своей жизнью: почему в школе говорят, что Бога нет, а дома, что он есть. Чем они становились взрослее, тем больше вопросов у них возникало.
Они решили обратиться к директору школы, чтобы он сказал им прямо: есть Бог или нет. Он дал им прочитать Священное писание и книгу Л. Толстого «Исповедь», где сопоставлялись противоположные точки зрения. Когда они пришли на вторую встречу с директором, они не ожидали от него услышать ничего нового. Считали, что он скажет то, что от него требует власть. Но он сам заговорил. Сказал, что раньше был воинствующим атеистом, но, когда уходил на фронт, мама ему дала бумажку с молитвой и маленький крестик. На фронте его несколько раз ранили, но он остался жить. Учитель достал  на черном шнурке маленький крестик и показал его ученикам.
Иван помирился с родителями, извинился перед ними, как и уговаривала его бабушка. Ведь, кроме всего, своим заявлением он лишал их веры в загробную жизнь. Они считали, что Господь Бог их вознаградит за все муки, которые им пришлось пережить на земле.
... Весной река разлилась, отрезала село от города. Родители попросили Ивана и Надежду съездить в город за продуктами. В селе уже начали платить зарплату и пенсию. Молодые плывут в город на белом пароходе, как местные жители называли речной трамвайчик. Они с Надей заспорили. Она говорила, что судно работает на винтах, он, что с помощью насосов. Истину решили узнать у капитана. Он улыбнулся и сказал, что девушка была права. Пригласил Надю к себе в рубку. И здесь впервые парень понял, что девушка ему не безразлична, он испугался, что она сразу пошла с незнакомым мужчиной. Когда сошли на берег, высказал все однокласснице. То, что произошло, подтолкнуло парня «на подвиг», придало ему смелости. Он начал обнимать и целовать соседку.
Назад они возвращались совсем в другом настроения. Показывали капитану, что они любят друг друга. Тот включил сирену, а потом песню о параллелях, которые никогда не пересекаются.
Теперь соседи проводят вместе все больше времени, мечтают жениться, поехать после окончания школы в большой город, поступить учиться, найти работу. Родные поддерживают их планы.
В то время Миша начал ухаживать за Надей, а Ваню понесло по течению. Однажды, когда он возвращался домой, услышал голоса. Миша обнимал Надю. Оказывается, она ему изменила, пошла на поводу матери, которая говорила, что Мише строят дом в городе, думают покупать «Волгу», а у Вани нет ничего.
После окончания школы Надя вышла замуж за Мишу, а Ваня уехал в большой город, где учился, работал и не мог позабыть любимую. Этим заканчивается первая часть романа.
Вторая часть начинается тем, что уже развалился Советский Союз, главный герой вышел на пенсию. Они с внуком едут в город его юности. Вместо церквей и старинных строений он видит одни многоквартирные дома. От старого города ничего не осталось. Как его и не было вовсе. С тревожным настроением он ведет внука в монастырь. Думает, что его тоже уничтожили.
Но все получилось наоборот. Они увидели белый городок с многочисленными многоцветными куполами. В том числе собор Рождества Пресвятой Богородицы. Главный герой сел на скамейку, долго любовался им. Решил узнать, кого благодарить за такую красоту. Увидел монашку, подозвал ее. Женщина в черном бросилась ему на шею. Он узнал Надежду. Это она добилась, чтобы монастырь отстроили. Его думали взорвать, но она отправила телеграмму в ЦК КПУ и там приняли решение сохранить историческую достопримечательность.
Они прожили всю жизнь, развал страны, но им кажется, что расстались они только вчера. Разговоры идут о сохранении храмов, бережном отношении к историческим памятникам. Во время их разговора по тротуарной плитке на «Джипе», как на танке, приезжает «благодетель», благодаря которому отстроили монастырь. Иван знает его. Ограбил всю область. Восстанавливает храмы и себя не забывает: строит дворцы.
Говорит об этом Нади.
Она спросила, что их побуждает строить храмы.
- Богатые знают: Господь взяток не берет, а ангелы в деньгах не нуждаются. Им не хочется вместе с нами кипеть в смоле. Стовпят себе место в рай, - ответил главный герой.
 - Тогда понятно, - улыбнулась Надежда. - В этом мире у них все есть, нужно позаботиться о загробной жизни.
 - Нам легче, чем им, - добавляет Иван. - Меньше заботимся о своей персоне.
 - Самое главное, что нам спится спокойно.
 - Иногда думаю, чем я хуже вашего благодетеля. Образование не то, голова не работает? Почему у него несколько дворцов, а я никак не дострою дом, двадцать лет кирпич и раствор таскаю.
 - Зато у тебя совесть чиста.
 - Совесть чиста. Это правда.
 - Это наше главное богатство.
К Наде с Иваном подбегает маленький человек. Как оказалось, Верный Ленинец. Спрашивает, положили плитку. Получив положительный ответ, бежит на доклад. И это бывший первый секретарь РК КПСС, теперь - глава районной администрации.
- У нас любят людей, которые работают по принципу: «чего изволите». Не только должность поменял, но и привычки. В первых рядах в церкви со свечкой стоит. Каждую рабочую неделю начинает из монастыря, чтобы доложить начальству, что реставрация идет успешно, - говорит Надя.
- Ему все равно, с чем стоять, - добавляет ее собеседник. – Со свечкой или с красным знаменем, главное, чтобы его личный дворец не трогали.
Собеседники переходят к «вечным» темам, почему в современной жизни такой раздор.
- Все это началось очень давно. Вражда, междоусобицы погубили Киевскую Русь. С тех пор прошло тысячелетие, а в наших головах ничего не изменилось. Мы, как и раньше, говорим: это мое и то мое же, о малом это большое говорим, сами на себя крамолу куем.
 - Мы не можем подняться выше мелочных интересов и обид, материальное ставим впереди духовного. Благодетели на черных «Джипах» считаются у нас святыми, - добавляет Иван.
 - Новоявленному Моисею придется потратить не один десяток лет, прежде чем избавимся груза прошлого.
Собеседники идут на Городок, где начинал свой поход князь Игорь. Останавливаются возле памятника Ефросиньи Ярославны. Героини памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игоревом», которая тысячелетие назад просила солнце и ветер, Днепр-Славутич вернуть к ней мужа, который с дружиной пошел воевать с половцами. На этом древнем клочке земли они прослеживают всю историю страны.
Потом дед с внуком на резиновой лодке плывут в свою деревню. Вечером приезжает соседка с сыном, его женой и внуками. Иван смотрит на внучку Нади и не верит своим глазам. Точно он вернулся в детство. Вылитая бабушка. Как и много лет назад они со своими родителями, внуки разжигают костер, готовят различные блюда. Для них это - праздник.
На следующий день Петя с Колей, Иван и Надя рано утром едут на рыбалку на реку. Молодые ловят рыбу, а старшие купаются. Затем разжигают костер, чтобы согреться. Они пьют кофе и вспоминают. Как мама уговорили Надю выйти замуж за Мишу, потому что ему строили дом в городе, планировали купить автомобиль «Волга», а у Вани не было ни гроша.
Надежда вышла замуж, у них с Мишей появился ребенок. Мышка родители за взятку устроили в техникум. Он пил, гулял с девушками, на просьбы Нади уделять внимание ей и ребенку, не обращал внимания, говорил, что у него полно таких, как она. Надя собрала вещи, забрала сына и вернулась домой. Всю жизнь прожила одна с сыном. Окончила исторический факультет и всю себя посвятила сохранению исторических памятников города.
Иван тяжело переживал разрыв с ней. Как они и планировали, поехал в большой город, получил высшее образование, всю жизнь работал на заводе, имеет дом и автомобиль. Ему писала письма одноклассница Валя, но он не отвечал на письма, потому что продолжал любить Надю. Когда проходил практику на заводе, ему предложили  работу и комнату в общежитии. Но для этого нужно было перейти на вечернее отделение и жениться. И тогда он вспомнил Валю, которая, оказывается, его ждала. Поехал в село и забрал ее с собой. Сейчас они живут в мире и согласии.
Надежда эти воспоминания переносила очень тяжело. Она время от времени рыдала, но старалась сохранять каменное выражение лица. Они идут на остров Надежды, Любви и Веры. Любуются прекрасной природой, считают, что они попали в рай, но не в загробной жизни, а здесь, на своей подзабытой земле. Ивану приходит в голову мисль построить здесь дом и провести остаток жизни. Того же хочет и Надежда. Они обнимаются, так и стоят несколько минут, слушая стук своих сердец. Им на мгновение кажется, что они молоды, что у них еще все впереди. Но они отрываются друг от друга. Оно длилось лишь мгновение, их старое счастье. Вспыхнуло, как метеорит, и пропало. А в сердцах осталась тоска по потере, которую уже никогда не вернешь.
- Где была раньше? - спрашивает Надю Иван.
 - А ты?
 - Я ... Не пришла, а не намекнула ...
 - Когда не было семьи?
 - Когда не было семьи ...
 - Параллели, действительно, не пересекаются, - с грустью в голосе подвела итоги короткого разговора Надя.
Этот разговор они продолжают уже во время расставания.
«- Знаю, что параллели не пересекаются. У тебя жена, дети, внуки. Нормальная семья. Но сердцу не прикажешь. На поверку вышло, что по-настоящему любила и продолжаю любить только тебя, - говорит Надя.
 Молчу. Мне нечего сказать в ответ. А Надя продолжает:
 - Гордость помешала. Изменила, а потом идти с покаянием. Это - не по-нашему и не по-вашему ...
 Слушаю грудной голос Нади, вдыхаю аромат ее волос, смотрю на лицо с нитями морщин и думаю еще раз, что моя жизнь могла сложиться по-другому. Если бы не гордость.
 Может, не гордость вовсе, а строгое послевоенное воспитание, высокое чувство собственного достоинства, которое помогло нам выстоять. Пройти по жизни честно, никому не кланяться, ничего не просить, не менять взгляды ради сиюминутной выгоды».
... Минуты прощания. Иван понимает, что такого момента в его жизни уже не будет никогда. Надя смотрит ему в глаза, сжимает его руки, произносит твердым грудным голосом:
- Будь счастлив, Ваня! Привет - Вале.
Его захлестывает какой-то теплой волной. Ему очень много хочется сказать на прощание, но вырываются банальные слова:
- Всего наилучшего.
Автомобиль едет, он не отводит от него взгляда. Думает: «Почему в человеческой жизни все безвозвратно. Почему события остаются только в нашей памяти, пока мы живы. На видеокассетах, на страницах печатных изданий. Почему нельзя сказать: остановись, мгновенье, ты - прекрасно. Чтобы и эта встреча, и этот прощальный взгляд не заканчивались никогда ».
Так разворачиваются события в романе Ника Ремени «Башмаки с каемочкой». В нем нет острого сюжета. События развиваются обыденно, как и в жизни. Те, кто привык читать «фэнтези», не найдет для себя там ничего. А те читатели, что думают, как им построить личную жизнь и жизнь в своей стране, найдут для себя в романе много полезного.
Несколько слов об образах Ивана и Надежды. Это соседи и одноклассники, которые со школьных лет полюбили друг друга. Мечтали пожениться, поехать в большой город, получить высшее образование, построить дом и приобрести автомобиль.
Это типичные герои шестидесятых годов двадцатого века. Счастье советским людям, особенно сельским жителям, виделось в том, чтобы иметь благоустроенное жилье, автомобиль, квалифицированную работу, семью. Но не только это связывает главных героев. Они задумываются над тем, почему в школе учат одному, в дома совсем другому, зачем власть уничтожает храмы, которые простояли сотни лет, стали неотъемлемой частью города, его украшением.
В стране царили двойные стандарты. Говорилось одно, а делалось совсем другое. Но Иван и Надя сумели разобраться в жизни. Они припали на христианскую мораль. На «не убей, не укради!». В первую очередь, на заповеди Христа. И прошли с этими заповедями по жизни.
Надежда допускается трагической ошибки. Под влиянием матери покупается на богатство. Выходит замуж за ничтожного, самого богатого в селе мужчину. Он далек не только от «вечных» истин, которыми заняты головы Ивана и Надежды. Он далек от всего, кроме себя.
Клянчит и ворует у родителей деньги, развлекается с однокурсницами техникума, где учится. На просьбы Нади прекратить  гульки, отвечает, что не собирается это делать, у него много таких, как она.
В конце концов Надя вынуждена была вернуться к своим родителям. Мама советует ей найти Ивана. Он продолжает любить ее, они смогут жить вместе. Но Надя не может позволить себе этого. Как она вернется и будет жить с Иваном, если она изменила самым высоким и чистым их чувствам.
Она окончательно понимает, что любит только Ивана. Больше ни с кем не связывает свою жизнь. Она посвящает ее сохранению храмов старинного города, где живет. Советская власть продолжает уничтожать храмы. Очередь дошла до Молчанского монастыря. Его решили окончательно разрушить, чтобы построить там дом отдыха.
Только отчаянные действия Нади не позволили этого сделать. Она даже дала телеграмму в ЦК КПУ, после чего и памятник старины и ее оставили в покое. После развала Советского Союза Надя пошла монахиней в монастырь, чтобы его восстановить. Если старая власть разрушала церкви, то новая начала их строить. Нашелся благотворитель и для монастыря.
Иван тяжело пережил измену Надежды. Лишь через несколько лет после окончания школы, когда возникла необходимость создать семью, женился на Вале. Но всю жизнь продолжал любить Надю.
Они встречаются в конце жизни. Когда им уже за шестьдесят. Но создается впечатление, что расстались только вчера. Все те же темы, бесконечные разговоры. Они чувствуют себя такими, как были, когда расстались. Не погасло чувство любви друг к другу. Но, к сожалению, уже ничего нельзя вернуть.
Мощно и неотвратимо о себе заявляет его Величество Время. Основная часть их жизни уже вошла в историю. Им остается совсем немного на этом свете. Уже ничего нельзя изменить. Им можно только навсегда оставить друг к другу Большое Чувство, которое называется Любовью.
Да. Это роман о большой любви, хотя в произведении мало высоких, красивых слов. Все происходящее в нем, как в жизни. Без украшений. Абзац «Почему в человеческой жизни все безвозвратно» звучит, как самый высокий романс, как гимн любви. Не каждому удается пронести через всю жизнь чувство к одному-единственному человеку.
Значительная часть советских людей, родившихся после Второй мировой войны, не знали тех пыток и унижений, которые пришлось перенести старшему поколению. Первая и Вторая мировые, Гражданская войны, революция, коллективизация, тюрьмы и лагеря.
Со смертью Сталина коммунистический режим «помягчал». Но все равно жизнь не была манной небесной. Приходилось тяжело работать, чтобы честно получить тот минимум, который царил в стране.
Иван и Надежда имели минимальные блага. Они их заработали своим трудом. Им никто в жизни ни копейки не дал. Речь о получения благ нечестным путем даже не идет.
Мне кажется, что Иван и Надежда являются настоящими героями не только прошлого века, но и настоящего. Они олицетворяют собой всех честных людей.
Одним из главных в романе является вопрос богатства и совести. Что важнее: богатство или совесть. Автор дает на него однозначный ответ. Надежда сначала выбрала богатство. Но не получила ни богатства, ни счастья. Иван выбрал совесть. Создал себе благосостояние своими руками, завоевал  нелегкое счастье. Иван и Надежда в своей жизни на первое место ставят совесть, чтобы спалось спокойно.
Когда «благодетель» на «Джипе», как на танке, заезжает на территорию монастыря, Иван и Надежда не завидуют ему. Иван только спрашивает Надю: почему он всю свою жизнь носил кирпичи и раствор, чтобы иметь свой дом, а «благодетель» живет во дворцах, не прилагая для этого особых усилий.
На что Надежда ответила ему, что зато у них совесть чиста.
Взятые прямо из жизни образы родных и друзей Ивана и Надежды, их односельчан. Отдельно хочется сказать несколько слов об образе Верного Ленинца, который олицетворяет тех работников партийных органов, которые колебались вместе с линией партии. Так называемые исполнители, для которых не было ничего святого. Они слепо выполняли указания сверху.
Верный Ленинец работает первым секретарем райкома партии. Ему поступают указания - уничтожать храмы. Он, не задумываясь, это делает.
Когда власть меняется, первый секретарь становится главой администрации района. Теперь он делает все для восстановления храмов. Если совсем недавно он стоял рядом с красным знаменем, то сейчас стоит в первых рядах верующих в церкви со свечкой. Ему все равно,  с чем стоять, лишь бы не потерять свое благополучие.
Если читатели подумают, что он переосмыслил свою жизнь, изменил взгляды, то они допустят ошибку. Верный Ленинец не имел никаких взглядов. Ему не надо ничего переосмысливать. Он жил и живет по принципу: лишь бы мне было хорошо.
Роману «Башмаки с каемочкой» Ника Ремени тяжело конкурировать с различными приключениями, изложенными в художественных произведениях на бумаге и на электронных носителях. Но он заслуживает внимания читателей. Это правдивое, откровенное произведение, нельзя читать только как «чтиво». Оно  нуждается в работе головы и сердца, чтобы помочь нам разобраться в настоящих ценностях, брать пример с настоящих героев.
Ознакомиться с этим правдивым жизненным романом можно очень просто. Зайти в интернет, набрать: «Ник Ремени. «Башмаки с каемочкой». Он размещен на ресурсах многих интернет-магазинов.


Рецензии