Лайнер-потеряшка
Один корабль с таким названием затонул в 1848 году в Ламанше, другой – в 1887 году затонул на пути в Сидней, третий погиб в заливе Карпентария в 1897 году.
Можно было бы задуматься, но строители судна и владельцы не были суеверными.
На лайнере имелись сто роскошно отделанных кают для пассажиров первого и второго класса, рассчитанных на 432 пассажира, такие же кают-компании, и очень скромные общие каюты на нижней палубе для размещения пассажиров третьего класса, рассчитанные на 600 человек.
Судно построили по последнему слову техники. На нём имелась установка для опреснения морской воды, холодильники, могло принять на борт запас продовольствия на год. Восемь водонепроницаемых отсеков позволяли считать «Waratah» непотопляемым, как «Титаник».
Капитан судна 69-ти летний Иосия Ильбери, более 40 лет служил в компании и считался одним из лучших судоводителей с тридцатилетним капитанским стажем.
26 июля 1909 года лайнер вышел из порта Дурбан и направился в Англию.
На его борту находились 211 пассажиров и экипаж из 154 человек. 27 июля его видели с парохода «Clan McIntyre», когда лайнер быстро его обогнал и скрылся за горизонтом.
В тот день погода резко ухудшилась: сила ветра достигала 90 км/час, а высота волн превышала 9 метров. Вечером того же лайнер «Guelph», следовавший встречным курсом, обменялся с «Waratah» световыми сигналами прожектором.
Это документально подтверждённые свидетельства. Все остальные – из разряда «одна бабушка сказала». Лайнер должен был прибыть по расписанию в Кейптаун 29 июля 1909 года. Но, как поётся в песне: «Напрасно старушка ждёт сына домой». «Waratah» канул в небытие, а вместе с ним 365 человек моряков и пассажиров.
Вначале была надежда, что он где-то дрейфует, но дни шли и надежда таяла. Для поисков лайнера отрядили крейсеры «Pandora» и « Forte», а немного погодя и крейсер «Hermes».
Этот крейсер, ведя поиск в районе, где последний раз видели «Waratah», встретил такие большие волны, что едва не отправился вслед за исчезнувшим лайнером.
Ему пришлось вернуться на базу, где его поставили в сухой док для ремонта корпуса.
13 августа 1909 года южноафриканская газета «The Paducah evening sun.» опубликовала заметку под названием «Тела с «Waratah».
В ней говорилось, что все надежды обнаружить лайнер рухнули, когда команда парохода «Insizwa» увидела множество тел, плававших в воде там, где предположительно мог находиться «Waratah».
Спустя две недели после исчезновения лайнера о телах, плававших в воде, сообщил капитан парохода «Tottenham». К поискам подключились и гражданские суда, но безуспешно. С тех пор вот у же много десятилетий ищут, где же покоится на дне «Waratah».
Волнует специалистов и причина гибели судна. Самым умным оказался пассажир рокового рейса, Клод Сойер, который сошёл с «Waratah» в Дурбане, хотя у него было оплачено плавание до Англии.
Показания Сойера заслушивала специальная комиссия, изучившая всю документацию по судну и опросившая участников первого плавания лайнера. Сойер считал, что лайнер был перегружен, а другой пассажир с первого рейса, физик профессор Уильям Брэгг, пришёл к выводу, что метацентрическая высота лайнера была немного ниже его центра тяжести.
Но документы проверок, аттестаций, инспекций судна и показания бывших членов экипажа и пассажиров показывали, что лайнер был очень устойчивым на волне, мало подвержен качке, показал превосходные мореходные качества.
Специалисты выдвинули несколько теорий гибели «Waratah», но ни одна из них не может считаться доказанной. Одна из теорий – встреча с гигантской волной, такие волны достигают 22 метров.
На Прозе ру помещает свои произведения под псевдонимом Мореас Фрост, опытный моряк гражданского флота. Он описал встречу с такой волной, когда он чудом остался жив, находясь на верхней палубе. Называется этот документальный рассказ «Блуждающая волна».
Высказывалось также предположение, что произошёл взрыв угольной пыли в бункере. Наряду с реальными предположениями, как всегда, появились и фантастические. Уже упоминавшийся Клод Сойер стал рассказывать басни, что во время плавания в Дурбан он видел таинственную чёрную фигуру, которая перепугала его до полусмерти.
После гибели лайнера пароходная компания разорилась, на её пароходы перестали покупать билеты, зато нажились газетчики, печатавшие одну «утку» за другой. 14 июля 1999 года морской исследователь Эмлин Браун объявил, что его команда после 18 лет поисков обнаружила местонахождение корпус «Waratah», у восточного побережья Южной Африки.
Лайнер находится на океанском дне в вертикальном положении, что говорит о том, что он затонул очень быстро.
Браун отказался указать точное место крушения из опасения привлечь туда мародёров. Однако вскоре он был вынужден с огорчением сообщить, что ошибся, это был не лайнер, а транспорт с вооружением, потопленный немецкой подводной лодкой во время второй мировой войны.
Поиски лайнера продолжаются.
На фотографии: обложка книги, суть которой, а также множества статей в различных изданиях кратко изложена в этой заметке. При желании, можете прочитать книгу сами.
Свидетельство о публикации №218080701684
Руслан Тлеуж 13.09.2018 09:59 Заявить о нарушении
С уважением
Владимир
Владимир Врубель 30.09.2018 17:00 Заявить о нарушении
С уважением
Юрий Юровский 13.11.2018 11:12 Заявить о нарушении
Руслан Тлеуж 13.11.2018 15:07 Заявить о нарушении