Неправильное преподавание валеологии

Преподавание валеологии в современных ВУЗах приносит не столько пользы, сколько вреда; студенты получают лишь некоторые обрывки полезных знаний, фрагментированные умения и навыки (если до умений и навыков вообще доходит дело!). Именно ОБРЫВКИ, а не системные, комплексные компетенции.

Почему так происходит?

Во-первых, полгода, отведённые на изучение данной "дисциплины" - это пустой звук: если изучать здоровье человека, то не полгода и не год, а все 5 или 6 лет обучения в ВУЗе, готовить СПЕЦИАЛИСТОВ (не важно, в какой конкретно сфере), то есть людей с высоким уровнем внутренней культуры, с адекватным восприятием своих тела и духа.
 
Во-вторых, НЕправильное, НЕадекватное отношение к этому предмету у студентов во многом сформировано НЕадекватным поведением преподавателей. Вместо того, чтобы на ПРАКТИЧЕСКИХ занятиях, то есть на занятиях, которые МАКСИМАЛЬНО должны быть приближены к практике (а такой процесс, как, например, откачивание утопающего или
ПРАВИЛЬНОЕ наложение бинтов, жгутов и т.п. на пострадавшего в серьёзной передряге - имеет, согласитесь, ЖИЗНЕННО важный статус!), вести себя серьёзно, сконцентрированно и целеустремлённо, преподаватели улыбаются, травят шуточки, относятся ко всему НЕсерьёзно. Само собой, что воспринявший такую схему поведения студент в экстремальной ситуации, которая - не дай Бог! - случится в его жизни не сумеет в полном объёме помочь пострадавшему человеку, да какое там другому человеку - себе-то помочь не сможет!

В-третьих, курс лекций и практических занятий совершенно не сбалансирован: на важные темы отводится по 1-ому, максимум по 2 занятия, а на всякую ерунду тратятся недели! А эта идиотская ИТОГОВАЯ работа! КАКАЯ от неё польза? Её все делают тяп-ляп - лишь бы отмазаться и получить зачёт! - и она не отражает АДЕКВАТНО в полной мере картину здоровья студента, который является её автором и носителем этого самого здоровья или, наверное чаще, этих самых болезней. Сдал - принял, опись - протокол, поздоровались - попрощались, и поминай как звали! Формальности соблюдены, в голове сумбур - курс валеологии "удался"!

Что же нам делать? Нет, отменять сей очень важный предмет не надо - надо поставить его на широкую ногу, на ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ основу, привить студентам (да и для многих преподавателей это тоже не мешало бы сделать!)  установку в том, что это действительно важно для НИХ САМИХ, что это нужно не для галочки в журнале, а для их ЖИЗНИ и процветания. Если нет достойного содержания, смысла, идеи, то любой курс лекций, как карточный домик, рассыпается в голове студента недели через две после сессии. Форма важна, но она бессмысленна без соответствующего ей достойного содержания. Если студент НЕ ПОНИМАЕТ, НЕ ЧУВСТВУЕТ, ЗАЧЕМ ему это надо, то он и не будет вникать в это, не будет соотносить теоретические знания и все эти манипуляции с манекенами и т.п. со СВОЕЙ, РЕАЛЬНОЙ жизнью! Вы сначала АДЕКВАТНО объясните, поясните, докажите, что всё это - не мишура, не предмет из-под палки Министерства Образования, не догма, которой нужно слепо следовать, а ДИС-ЦИП-ЛИ-НА, серьёзная, полезная и ЖИЗНЕННАЯ вещь, а уже потом накидывайте сверху, на это понимание, теоретическую информацию и работу с конкретными предметами.



19 декабря 2006


Рецензии