Давайте знакомиться!

                Почему у нас худые дела высекаются в камне,
                а добрые – пишутся прутиком на песке?..
                В. Пикуль, «Исторические миниатюры»

   Видно, настало время «собирать камни». Захотелось рассказать о себе при жизни, чтобы не дать возможность другим фантазировать обо мне после моего ухода…
Почему это меня беспокоит? Дело в том, что я руковожу клубом авторской песни «Ваганты» с 1999 года – с момента его создания. За это время несколько сот мальчишек и девчонок приобщились к добрым песням, сами начали заниматься творчеством. Ежегодно мы даем по 40-50 благотворительных концертов в городе и области, но о работе клуба знают единицы. Хочу восполнить этот пробел в истории рязанской культуры: мне есть что рассказать, ведь летопись клуба составляет несколько иллюстрированных томов! Да и моё собственное творчество уже становится весомым.

Итак, давайте знакомиться! Валентина Прохоровна Строгова. По профессии – педагог и музыкант. Музыкой интересовалась с детства. Мама рассказывала, что когда мои старшие брат с сестрой, занимавшиеся в музыкальной школе, играли дома гаммы и этюды, я не могла усидеть на месте и начинала танцевать. Мне тогда было 2 года.
Дальше последовало обучение по классу аккордеона в ДМШ №5 Рязани с последующим поступлением в Рязанское музыкальное училище к Владимиру Ивановичу Балашову – замечательному педагогу и душевному собеседнику. Кроме умения понимать и воплощать музыкальные замыслы композиторов разных эпох, он привил мне любовь к фотографии, которой сам занимался увлечённо и бескорыстно.

После окончания училища по распределению я поехала работать в район – в детскую музыкальную школу города Скопина. Там в первый же день работы меня ждал сюрприз: добросовестно ожидая прихода последнего по расписанию ученика, я оказалась запертой на 2-м этаже школы, т.к. все учителя давно ушли, а ученик недовольно топтался на улице у закрытой двери. Начались поиски сторожа с ключами. А мне ничего не оставалось делать, как сидеть и петь популярную тогда «Журавлиную песню», где есть такие слова: «Для нас всегда открыта в школе дверь…» А в следующем месяце над моим рабочим столом обвалился потолок! По счастью, у меня в этот день был выходной. Так началась моя педагогическая карьера.

В школе я проработала один учебный год и решила, что надо продолжать образование. Работа в музыкальной школе меня не устраивала, т.к. детей там заставляли учиться их родители (с желанием учились единицы). А мне хотелось, чтобы ученики сами приходили за знаниями, осознавая, что им это нужно. Такое возможно было в клубах по интересам, и такой клуб мне предстояло создать в будущем.

«Провалившись» на экзаменах в Воронежскую консерваторию, я по направлению от городского отдела культуры подала документы в Московский государственный институт культуры на музыкально-педагогическое отделение (к слову, мы были последними учащимися этого отделения: после нашего выпуска это отделение закрыли).
Склонность к педагогике проявилась ещё в детстве, когда я, сама увлечённо занимаясь фигурным катанием на коньках, помогала маме – ученице первого Олимпийского чемпиона по фигурному катанию на коньках Н.А. Панина-Коломенкина – тренировать начинающих фигуристов.

Теперь о поэзии. Считаю, что развитию поэтического дара способствовали поездки на родину Сергея Есенина в село Константиново. Мы часто ездили туда на катере по выходным на весь день. Когда я впервые в семь лет взобралась на константиновский косогор, то меня необычайно поразила захватывающая красота открывшегося перед моими глазами простора: в городе такого не увидишь. Стало понятно, что здесь нельзя не писать стихи.

Занимаясь в школе на факультативе по русскому языку, написала сочинение о зиме в стихотворной форме. Так родилось первое стихотворение. Потом были коротенькие четверостишия – характеристики героев различных детских спектаклей, пожелания друзьям, выпуск школьных стенгазет. Лирические стихи, в которых преобладали темы любви и природы, стали появляться в пору учебы в Рязанском музыкальном училище и Московском институте культуры. Тогда же стала аккомпанировать на гитаре. Очень популярной стихотворной формой тогда было сочинение новых текстов на известные мелодии. Нередко и мне приходилось обращаться к этому виду стихосложения.

В 1980-82 гг. во время работы во Всероссийском пионерском лагере «Орлёнок», я впервые познакомилась с настоящей авторской песней, с известными бардами Владимиром Ланцбергом, Юрием Устиновым, Сергеем Никитиным, которые выступали у нас с концертами. Приняла участие в составлении первого в стране «орлятского» сборника песен, записывая песни нотами. Тираж быстро разошёлся, т.к. имел неимоверную популярность. Для Всероссийского слёта вожатых я проводила открытые занятия по авторской песне, тем самым способствуя распространению этого жанра песенного творчества по всей стране. Тогда же мной была создана «Методика преподавания аккомпанемента на шестиструнной гитаре на начальном этапе обучения», позволявшая освоить песенный аккомпанемент на гитаре в короткий срок.

Большую исполнительскую практику я прошла в городском (теперь Муниципальном) оркестре русских народных инструментов под управлением моего педагога по РМУ Александра Ивановича Лаврухина, исполняя партию альтовой домры. В 2022 году оркестр отметил 45-летие своей концертной деятельности. С этим оркестром мы совершили много интересных поездок по стране от Волгограда до Петрозаводска, побывали с гастролями в Германии в 1993 году, где нас тепло принимали зрители.
Этому оркестру я отдала более 10 лет своей жизни, чему очень рада. Опыт концертных выступлений, навыки игры в ансамбле, постоянное творческое искание поселили во мне желание создать свой музыкальный коллектив и попробовать себя в качестве композитора.

Следующий этап был преподавательский, за который несколько сот ребят в разных городах страны научились аккомпанировать на гитаре по моей методике. Первыми учениками были участники детского оркестра народных инструментов городского Дворца пионеров Рязани (теперь - Дворец творчества детей и юношества), который я организовала после окончания института и которым руководила в течение нескольких лет. Учеников набирала по школам, большинство из них никогда музыкой раньше не занимались и приходили в кружок из любопытства, но, освоив игру на одном из народных инструментов, непременно хотели попробовать свои способности и на других, что многим успешно удавалось.

Наш оркестр исполнял как народную музыку, так и произведения Василия Андреева – основателя Первого в мире оркестра русских народных инструментов. В мае 1985 году мы были награждены медалью лауреата Всероссийского смотра самодеятельного художественного творчества, посвященного 40-летию Победы, в котором участвовал наш оркестр и где мы исполняли «Фантазию на тему песен Великой Отечественной войны» рязанского композитора Александра Ермакова (тогда ещё преподавателя РМУ, а впоследствии руководителя прославленного ансамбля "Радуница" Государственного музея-заповедника им. С.А. Есенина в Константинове и моего наставника в песенном жанре). На 25-летие своего оркестра я подарила своим первым ученикам диск с записями выступления нашего оркестрав 80-е годы XX века: хорошая память!

Все ученики оркестра освоили также аккомпанемент на шестиструнной гитаре, и мы разучили много КСПэшных песен, которые они помнят до сих пор. В этом я убедилась на своём юбилейном вечере в апреле 2007 года, когда, после приветствия, мои первые ученики исполнили одну их моих любимых песен и подарили огромный торт в виде гитары со словами моей «Песенки о счастье». Такое не забывается!..

В 1999 году организовала молодёжный клуб авторской песни «Ваганты», который перерос в «Союз вагантов» Рязани. Творческие люди более старшего поколения, которые активно участвовали в мероприятиях клуба, становились Почётными членами клуба и награждались значками клуба, а выпускники школ – шарфами ручной работы, которые мы вязали сами: они стали нашими сценическими костюмами.

На этапе становления клуба «Ваганты» большую поддержку оказали замечательные гитаристы Эдуард Панфёров (Рязань) и Дмитрий Григорьев (Москва), которые давали открытые уроки, а рязанский бард Иван Соболев помогал нам в проведении первых фестивалей, возглавляя жюри. В разные годы филиалы клуба были в средних школах №69, 29, лицее №52 Рязани, Областной общественной детской организации «Православные витязи», РГУ им. С.А. Есенина и Дворце Молодёжи Рязани.

Ежегодно мы даём до 50 благотворительных концертов в Рязани и за её приделами, исполняя как свои песни, так и классику авторской песни. Подготовлено 28 авторов, которые участвовали в городских, межрегиональных, всероссийских и международных фестивалях авторской песни и поэзии и более 60 раз становились лауреатами и дипломантами этих фестивалей. В 2019 году клуб отметил своё 20-летие.

Клубом организованы и проведены 12 Межрегиональных фестивалей авторской песни и поэзии в Рязани и области (2000-2009). Среди них Межрегиональный фестиваль авторской песни среди школьников и учителей «И сама по себе не играет гитара, а дана человеку, как голос души» к 50-летию авторской песни (2000), городской фестиваль православно-патриотической авторской песни «Когда я смотрю на небо» (2002), Межвузовский фестиваль авторской песни «Зимний сад» (2005). А Межрегиональные фестивали православной песенной поэзии в Константинове «Зимний сад», «Вера. Надежда. Любовь» (2006-2009) и бард-десант «Спасск» (г. Спасск, Рязанская обл., 2008) вошли в Фестивальный Атлас России (М., 2008).
Фестивали православно-патриотического звучания проводились на родине Сергея Есенина силами энтузиастов нашего клуба и администрации Государственного музея-заповедника С.А. Есенина, за что им большое спасибо от участников из 10 областей России и Ближнего Зарубежья.

Знакомство в 2000 году с замечательным бардом из Горно-Алтайска, лауреатом Грушинского фестиваля Ириной Орищенко, которая буквально заставила меня впервые выйти на сцену фестиваля «Голубые озёра» (Луховицы, Московская область), вдохновило меня на создание собственных песен. Сначала это были песни на свои стихи. В 2002 году состоялся первый сольный концерт и выпуск первого сборника стихов «Воспоминание в будущем».

В 2003 году стала членом Российского союза профессиональных литераторов. Созданы циклы песен на стихи Сергея Есенина и Николая Рубцова, Александра Пушкина и Михаила Лермонтова, Ивана Никитина и Ивана Бунина, Фёдора Тютчева и Константина Романова, Александра Блока и Константина Бальманта. Появились песни на стихи рязанских поэтов Алексея Бандорина, Валерия Крючкова, Станислава Красного, Владимира Сёмина, Владимира Малинкина, Сергея Васильевского, Ольги Мухиной, Евгения Наумова, Бориса Жаворонкова, Антолия Сенина, Валентина Сафонова.

 Больше ста песен и романсов написаны на стихи современных поэтов из разных городов России. На сегодняшний день в моём репертуаре почти 500 песен, которые звучали не только на Рязанской земле, но и в Москве и Санкт-Петербурге, Орле и Туле, Твери и Саратове, Яхроме и Дмитрове, Фрязино и Дубне, Костроме и Луховицах, Севастополе и Геленджике, Самарской области и Ярославле, Тарусе и Смоленске, Тамбове и Мичуринске, Вологде и Череповце, Новозыбкове (Брянская обл.) и Кимрах (Тверская обл.), Медногорске и Кувандыке (Оренбургская обл.), Витебске и Гомеле (Белоруссия), Бердичеве и Житомире (Украина), а также в Крыму.

Созданы музыкальные программы с видео презентациями по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А Блока, С.А. Есенина, Н.М. Рубцова, В.М.Кубанёва, на духовные стихи русских поэтов, на историческую и военную тему, а также программа песен о море и моряках и детской тематике, с которыми выступаю перед школьниками и студентами, популяризируя произведения классиков русской поэзии, а также знакомя слушателей со своим творчеством.

За это время у меня вышло 8 поэтических сборников и 40 нотных сборников. Защищены 2 методические программы по авторской песне, с которыми я преподавала в Рязанском филиале Московского института культуры и в школах города.

Печаталась в литературных альманахах: Московского Рубцовского центра «Звезда полей» (М.,2006, 2008, 2009), «Пусть меня ещё любят и ждут…» (М.,2007) и «На земле святой и древней…» (песни на стихи Н. Рубцова, М.,2008), «И душа моя – поле безбрежное…» (песни на стихи С. Есенина, М.,2008); «Под небом рязанским» (Рязань, 2005, 2006, 2012), в военно-литературном альманахе «Рать» (М-Рязань, 2006, 2007, 2012), «Эолова арфа» (М.,2009 №1,2; 2012 №5), «Парадоксы творчества» (Рязань, 2008, №22-29), в альманахе православной поэзии «Когда я смотрю на небо» (Рязань, "Ваганты" 2007-2010), «Россыпи» (Саратов, 2012, 2013), «Душа хранит» (Саратовский Рубцовский центр, 2013-2017), в альманахе «Метаморфозы» и журнале «Мир животных» №3, №5 (Гомель, Беларусь, 2013).

"Песни 2018" (произведения номинантов национальной литературной премии "Поэт года" в номинации "Песни", М, РСП, 2019), а также на сайтах интернета "СТИХИ.РУ", "ПРОЗА.РУ", "С. ЕСЕНИН", "ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ", "Н. РУБЦОВ. ТИХАЯ МОЯ РОДИНА" (ВКонтакте), в культурно-просветительском интернет-проекте за сохранение русского языка – литературно-художественном журнале «ЖИВОЕ СЛОВО» zhivoe-slovo.ru. Авторские песни можно услышать на ЮТУБе и на моей страничке ВКонтакте (музыка, видео) https://vk.com/v_strogova.

Более 70 моих статей и заметок на музыкально-литературные темы опубликовано в местной периодической печати, а статья «Соловушко» заняла достойное место в журнале «Люди и песни» №3 (М, 2008) с приложением записанной на диске одноимённой песни на мои стихи в исполнении ансамбля «Соловушко» нашего клуба «Ваганты».

Являюсь лауреатом 40 и дипломант 8 фестивалей авторской песни и поэзии, в том числе Всероссийского конкурса творческих работ преподавателей вузов, посвященного 2000-летию Христианства (Санкт-Петербург, 2002), «Песня, гитара и я» в Рязани (2003), Сретенского фестиваля духовной музыки (Санкт-Петербург, 2004), «Зимний сад» и «Вера. Надежда. Любовь» (Константиново, 2005-2009), «Святой Георгий» в Орле, «Отцовской славе верность сохраним» в Смоленске, «Сердце России» в Сергиевом Посаде (2005), Международного Александро-Невского фестиваля православно-патриотической авторской песни (Санкт-Петербург, 2004, Москва, 2006),  «Исповедь сердца» в Ярославле (2006), Международного литературного конкурса «Звезда полей» им. Н. Рубцова (Москва, Рубцовский центр, 2005, 2007, 2008, 2009), «Под небом Рязанским» (Российский союз литераторов, Рязань, 2006, 2012, 2013), «Душа хранит» (Саратовский Рубцовский центр, 2012-2017), «Живое слово – живой природе» (Беларусь, Гомель, 2013), фестивалей современной музыки и поэзии «Откровение» и «Рубцовская осень» в Вологде (2011-2018), "Апрель" (Фрязино, Московская обл.) и др.

С 2005 года – руководитель и участник вокального ансамбля «Соловушко» (вместе с Татьяной Саловой и Тимуром Щипачёвым), который, исполняя мои песни, стал лауреатом многих фестивалей, в том числе – Международного Александро-Невского фестиваля православно-патриотической авторской песни (Москва), Межрегионального фестиваля православно-патриотической песни и поэзии «Серебряная псалтирь» (Дубна), фестивалей православной песенной поэзии «Зимний сад» и «Вера. Надежда. Любовь» (Константиново), Областного фестиваля авторской песни «Мещерская сторона» (Касимов).

Заслуженный артист РФ протодиакон Михаил Спельник написал свою песенную версию моих стихов «Прости меня, моя любовь», «Обида», «Нетелефонный разговор», которые уже завоевали популярность слушателей. Член Союза писателей России автор-исполнитель Андрей Чирков (Москва) написал песню «Лёгкий бриз» на мои стихи.
Тесная дружба связывает меня с организаторами фестивалей в подмосковном Фрязине  Людмилой Морозовой и Сергеем Савельевым - авторским дуэтом «ГРИФ», в репертуаре которого есть мои песни.

На VI Областном Православном фестивале-конкурсе памяти протоиерея Михаила Виноградова, проходившем в Рязани 17 апреля 2012 года, участвовал хор Рязанского женского епархиального училища, в исполнении которого впервые был исполнен гимн училища «Научи меня Боже любить», написанный мной на стихи поэта XIX века, Великого Князя Константина Романова (КР) (аранжировка для хора - протоиерей Георгий Галахов, ведущий музыкальной странички "Радио ВЕРА"). А такие песни, как «Пресвятая Богородица», «Пётр и Февронья», «Торжества в Лавре» и «С Господом в душе», написанные левым хором Свято-Троицкого монастыря г. Рязань, исполняются как духовные канты.

Среди исполнителей моих песен Заслуженный артист России Сергей Зыков и Алексей Парфёнов (СПб), лауреаты Всероссийских вокальных конкурсов Марина Оводкова и Алексей Свиридов (Рязань), Владимир Усов и Ольга Штакк (Москва), ансамбль «Вербушка» (г. Тотьма, Вологодская обл.), Валентина Гаврилова (Саратовская обл.), Евгений Долженко (Тюменская обл.), Любовь Акименко (Краснодарский край), Ольга Кудряшова (Самарская обл.), а также Владимир Сохрин, Анастасия Орлова, Ирина Митина, Юлия Храмова, Ирина Бунт, Андрей Башкарёв, Анна Спрельникова, Светлана Увачова, Екатерина Лебедева, Галина Масленникова, Надежда Антихович и Анатолий Ивахин (Рязань).

За период с 2004 клубом «Ваганты» выпущены 29 аудио дисков авторских песен и 26 видео с записями авторских концертов. Несколько десятков передач с моим участием записано на радио и ТВ Рязани, Санкт-Петербурга, Смоленска, Вологды.
Частью своей творческой работы считаю издание сборников стихов и песен клуба авторской песни «Ваганты», редактором-составителем которых я являюсь. С 2000 года в издательствах "Ваганты" и "Народный Союз" (Рязань) издано более 100 сборников. В них собраны лучшие образцы песенного творчества российских бардов и авторов-исполнителей клуба «Ваганты», а также поэзия и проза современных авторов.

К 60-летию Победы в Великой Отечественной войне под моей редакцией вышла книга военных мемуаров моего отца – гвардии подполковника авиации  Прохора Борисовича Гнеденко – «Наш боевой Ли-2» и CD-диски с архивными записями семьи Гнеденко. А в 2012 году вышли книги воспоминаний моей мамы Галины Алексеевны Гнеденко «Любимый спорт» (о зарождении фигурного катания в Рязани), родословная нашей семьи «Вместе с веком" и детские «Бабушкины рассказы» в канун её 90-летия. Причём, текст книг мама набирала на компьютере сама!

За многолетнюю просветительскую работу как преподаватель РГУ я была награждена в 2003 году Советом ректоров вузов Санкт-Петербурга и епископом Тихвинским Константином Почётным Знаком "Святой Татианы" степени «Наставник молодёжи». Свидетельство вручал автор известных современных духовных песен священник Олег Скобля.

Участвую в культурно-просветительском интернет-проекте Василия Ирзабекова за сохранение русского языка – литературно-художественном журнале «ЖИВОЕ СЛОВО". За пропаганду творчества Н.М. Рубцова и циклы романсов и песен на его стихи в год 80-летия поэта на юбилейном вечере фестиваля «Рубцовская осень» в Вологде была награждена литературной медалью «Н.М. Рубцов» (2016).

Шестое издание сборника моих стихов «Золотая пора» вышло в год моего 60-летия со дня рождения, 40-летия педагогической деятельности и 15-летия творческой деятельности в жанре авторской песни как автора-исполнителя собственных песен. В него вошли несколько десятков стихов и 23 песни на мои стихи с нотами.  Надеюсь, это не последнее издание. Веду подготовку издания своих биографических очерков.

До новых встреч!

07.08.2018


Рецензии