Islam

РЕФОРМИРУЕМ ЛИ ИСЛАМ?

Так назвал свое интервью с экспертом по исламу Даниэлем Пайпсом Евгений Аронов.  Нельзя не согласиться с той мыслью автора, что «в Исламе, как в Греции, всё есть».  Это так, но всё ли, что имеется в статье, является объективным?  Со статьей Пайпса (ей уже немало лет) в журнале, редактируемом Подгорецом, я незнаком, поэтому всё, о чем будет сказано ниже, представляет собой реакцию исключительно на содержание статьи Аронова, так сказать, все претензии к нему.
Ислам представляет собой религию, теоретическая основа которой, если можно так сказать, - Коран.  Подобно тому (это я для евреев) как основой иудаизма является Тора (Пятикнижие Моисея).  На базисе текстов этих Книг были созданы соответствующие надстройки.  В исламе это в частности шариат.  Очень важно видеть разницу между исходными пророчествами и жизненной практикой, которая далеко не всегда и необязательно имеет божественное происхождение, являясь традицией. 
Итак, в настоящее время причиной беспокойства чуть ли не всего мира является агрессивные действия незначительной в своей пропорции к общему числу мусульман, но весьма активной, пассионарной их части.  В какой степени эти действия могут быть увязаны с теорией – собственно Кораном?  Представляется, что эта связь преувеличена и искусственно раздута, причем не только интерессантами, но и, как это ни парадоксально, и многими критиками Корана.  Поскольку я знаком с достаточно ограниченным количеством источников, в которых эта сторона вопроса не обсуждалась, вынужден сослаться на «себя любимого» («О трудностях борьбы с религиозным терроризмом», еженедельник «Время» №466, 2017г.). 
Как и во многих репликах на соответствующие статьи, привожу своими словами две позиции из Корана:  1. Ислам воюет с теми, кто воюет с исламом, изгоняет только тех, кто изгоняет мусульман.  2. Пусть каждый руководствуется своим вероучением, если не хочет принять мое, и я буду руководствоваться своим вероучением и не буду принимать другую веру.  Содержание пункта 1 свидетельствует о мирном, но вооруженном лишь против агрессии, характером веры («нас не тронут, мы не тронем»).  Из пункта 2 следует рекомендация каждому заниматься своим делом и не принуждать других («каждый ... как он хочет, я ... как я хочу»).  Вот именно об этом «мирном характере ислама» говорил и Буш буквально на следующий день после 9/11, а позднее и Обама.  Последний в известной Каирской речи даже принес извинения мусульманам.  А совсем недавно в еженедельнике «Евр.мир» упомянутый выше Пайпс признал, что по крайней мере в последний исторический период Запад, включая и бывший Советский Союз, оказывал давление на Восток.  И в самом деле – на чьей территории велись военные действия или поощрялись внутренние беспорядки?  На территории уммы.  Происходило ли по инициативе мусульман нечто подобное в США, Европе, России, еще хотя бы двадцать лет назад?  Нет. 
Террористическая деятельность исламистов активизировалась как некий ответ на вмешательство Запада в дела уммы.  В настоящее время задача состоит повидимому не в том или не столько в том, чтобы реформировать веру, сколько в продолжении поисков путей ликвидации последствий той зачастую неразумной с точки зрения сохранения стабильности мира политики, которую проводил Запад.  Весьма обнадеживающие усилия в этом направлении начинают себя проявлять, в первую очередь я имею в виду политику Трампа на Ближнем Востоке.  Что же касается изменений текстов Корана, то это совершенно безнадежная по определению задача, как и изменение текстов Торы и др.  Если это и произойдет когда-то, то это ознаменует полный отказ от парадигм традиционных религий, что однако не означает отказа от веры вообще. 

Aleksandr Voloshin, Los Angeles
Aleksandr Voloshin Group – Odessa-Los Angeles


Рецензии